Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа
Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования
Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением
Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения
Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6
ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.
1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12
2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26
3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34
ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59
2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие
стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65
2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103
Аргументация стратегических идей развития
Проблема | Идея | Аргументация | Опыт | |
«За» | «Против» | |||
Учебная
деятельность:
Повышение качества предоставляемых образовательных услуг с соблюдением Госстандартов временных |
Внедрение современных комплексных и парциальных программ | Достаточный профессионализм, личностно-ориентированный подход в воспитании и развитии детей. | Опыт других ДОУ города, работающих по этим программам | |
Научная
деятельность:
- исследователь-ская деятельность педагогов |
Внедрение в практику работы идей и принципов народной педагогики (приоритетное направление работы ДОУ) | Повышение профессионального мастерства. | Низкая мотивация, отсутствие достойного материального стимулирования | отсутствует |
Хозяйственная
деятельность:
- укрепление и развитие материально-технического обеспечения ДОУ |
Поиск организаций, которые могут финансировать проекты в области образования. | Внедрение современных комплексных и парциальных программ воспитания и развития дошкольников | -нежелание многих фирм вкладывать свои средства в сферу образования, особенно дошкольного | отсутствует |
Управленческая
деятельность:
- отсутствие стратегического планирования развития ДОУ - разработка экономических методов воздействия (поощрения) для повышения мотивации сотрудников. |
Концепция и Программа развития ДОУ | Предвидение ближайших перспектив развития. | Отсутствие заинтересованности коллектива и опыта разработки Программы развития | Изучить теоретический материал, имеющийся в УДО, КРИРО и ПК; практический опыт разработки Программы развития других ДОУ города. |
Экономическая
деятельность:
- Привлечение дополнительных финансовых средств |
Включение в Попечительский совет ДОУ представителей фирм, заинтересованных в развитии ДОУ. | Обеспечение качественного развития образовательных услуг ДОУ | Много ДОУ – конкурентов. | отсутствует |
Маркетинговая
деятельность:
Реклама деятельности ДОУ |
Найти взаимопонимание, соглашение с руководством СМИ. | Повышение авторитета, формирование имиджа ДОУ | Отсутствие финансовых средств для публикаций в СМИ | отсутствует |
На основе
полученных данных нами
2.3. Концептуальное обоснование программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» на 2008-2013г.г.
Среди основных направлений можно выделить направления, обеспечивающие переход к новому уровню качества образования и развитию единой образовательной среды:
Модель педагогической среды ДОУ
Образовательная среда включает три составные части:
Макроокружение включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среды и ресурсы; социальная и культурная составляющая общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение представлено объектами внешней среды, в которой активно функционирует образовательное учреждение: Министерство образования Республики Коми, Управление дошкольного образования, школы, детские сады и т.п.
Внутренняя среда вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать ДОУ в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Внешняя
среда - совокупность двух относительно
самостоятельных подсистем
Макроокружение создает общие условия среды нахождения ДОУ.
Внутренняя среда ДОУ заключает в себе тот потенциал, который даст возможность функционировать, развиваться в определенном промежутке времени.
Инновационная модель образовательно-педагогической среды ДОУ будет отличаться целевой установкой, информационно – аналитическими потоками, структурой модели ДОУ, поступательным развитием субъектов образовательной деятельности. (Приложение 5)
Анализируя основные направления в работе ДОУ необходимо выделить ряд ключевых направлений, позволяющих прогнозировать инновационные изменения состояния образовательной среды ДОУ.
Процессу развития ДОУ способствует создание единой образовательной среды, повышающей конкурентоспособность ДОУ, способствующей обретению детским садом индивидуального «облика». Это означает превращение ДОУ из дошкольного образовательного учреждения в учреждение индивидуально личностного развития всех субъектов образовательного процесса. Это ориентир, который определяет стратегическую целевую линию ДОУ.
Формирование единой образовательной среды требует изменения подходов в обучении и воспитании и позволяет более эффективно работать с потоком информации, вызывающей перегрузку воспитанников, неадекватную оценку, а так же переход к индивидуальному обучению, базирующемся на следующих подходах:
Формирующая в результате реализации программы развития образовательная среда должна характеризоваться следующими компонентами:
Вместе с тем образовательная среда представляется как комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, и др.) информационных технологий и информационной культуры.
Поскольку образовательная среда ДОУ является открытой для внешних факторов, то более полное понимание образовательно-педагогической среды заключается во включении мира массовых коммуникаций (пресса, радио, кино, телевидение), средств связи.
В
пространстве ДОУ, технические средства
обучения выступают не только как
мощное техническое средство, но и как
средство и инструмент творчества, стимулирующий
педагога лучше познать возможности самого
себя, полнее открыть свои способности,
проявить свою индивидуальность. Внедрение
новых информационных технологий в учебно-воспитательный
процесс современного ДОУ способствует
наиболее полному использованию творческих
возможностей коллектива детей и педагогов.
Основные принципы реализации программы развития
Таким
образом, определив ключевые направления
деятельности ДОУ, обосновав концепцию
развития нашего образовательного учреждения,
мы ставим перед собой стратегическую
цель.
Цель: Создание в МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара единого образовательного пространства, обеспечивающего формирование условий для поэтапного перехода к новому уровню качества образования (на основе современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий), с эффективным использованием педагогического потенциала в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
(Под единой образовательной средой понимается часть педагогической системы, которая включает в себя:
- взаимодействие педагогов;
- организацию
учебно-воспитательного
- программно - методическое обеспечение;
- создание социокультурной предметно-пространственной среды ДОУ;
- взаимодействие
всех участников
Этапы реализации программы развития