Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)
 
 

      Аргументация стратегических  идей развития

Проблема Идея Аргументация Опыт
«За» «Против»
Учебная деятельность:

Повышение качества предоставляемых образовательных услуг с соблюдением Госстандартов временных

Внедрение современных комплексных и парциальных программ Достаточный профессионализм, личностно-ориентированный подход в воспитании и развитии детей.   Опыт других ДОУ  города, работающих по этим программам
Научная деятельность:

- исследователь-ская  деятельность педагогов

Внедрение в практику работы идей и принципов народной педагогики (приоритетное направление работы ДОУ) Повышение профессионального мастерства. Низкая мотивация, отсутствие достойного материального стимулирования отсутствует
Хозяйственная деятельность:

- укрепление и развитие материально-технического обеспечения ДОУ

Поиск организаций, которые могут финансировать проекты в области образования. Внедрение современных комплексных и парциальных программ воспитания и развития дошкольников -нежелание многих фирм вкладывать свои средства в сферу образования, особенно дошкольного отсутствует
Управленческая  деятельность: 

- отсутствие стратегического планирования развития ДОУ

- разработка экономических методов воздействия (поощрения) для повышения мотивации сотрудников.

Концепция и Программа развития ДОУ Предвидение ближайших перспектив развития. Отсутствие заинтересованности коллектива и опыта разработки Программы развития Изучить теоретический материал, имеющийся в УДО, КРИРО и ПК; практический опыт разработки Программы развития других ДОУ города.
Экономическая деятельность:

- Привлечение дополнительных  финансовых средств

Включение в Попечительский совет ДОУ представителей фирм, заинтересованных в развитии ДОУ. Обеспечение качественного развития образовательных услуг ДОУ Много ДОУ – конкурентов.  
отсутствует
Маркетинговая деятельность:

Реклама деятельности ДОУ

Найти взаимопонимание, соглашение с руководством СМИ. Повышение авторитета,  формирование имиджа ДОУ Отсутствие финансовых средств  для публикаций в СМИ отсутствует
 

  На основе  полученных данных нами определена базовая стратегия развития нашего образовательного учреждения, построенная с учетом современных требований. (Приложение 4) 
 
 
 

2.3. Концептуальное обоснование программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида»  на 2008-2013г.г.

          Основные направления программы развития

   Среди основных направлений можно выделить направления, обеспечивающие переход  к новому уровню качества образования и развитию единой  образовательной среды: 

  1. Переход к новой,  модернизированной образовательной среде в работе с детьми дошкольного возраста,  направленной на повышение качества образования.
  2. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса на основе использования   интеграции современных развивающих педагогических технологий в области  художественно-эстетического развития.
  3. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс ДОУ.
  4. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий  (сохранение, формирование, укрепление здоровья детей).
  5. Совершенствование научно - методической, инновационной деятельности педагогов и сотрудников ДОУ.
  6. Формирование эффективных экономических механизмов развития образования в качественно новой образовательной среде ДОУ.
  7. Создание и развитие новых механизмов управления ДОУ на основе  общественно – государственного управления.
 

    Модель  педагогической среды  ДОУ

    Образовательная среда включает три составные части:

    • макроокружение
    • микроокружение
    • внутренняя среда.

      Макроокружение  включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среды и ресурсы; социальная и культурная составляющая общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура и т.п.

      Непосредственное  окружение представлено объектами  внешней среды, в которой  активно функционирует  образовательное  учреждение: Министерство  образования Республики  Коми, Управление дошкольного образования, школы,  детские сады и т.п.

      Внутренняя  среда вскрывает те внутренние возможности  и тот потенциал, на который может рассчитывать ДОУ в конкурентной борьбе в процессе достижения  своих целей. 

      Внешняя среда -  совокупность двух относительно самостоятельных подсистем макроокружения и непосредственного окружения.

      Макроокружение  создает общие условия среды  нахождения ДОУ.

      Внутренняя  среда ДОУ заключает в себе тот потенциал, который даст возможность  функционировать, развиваться в  определенном  промежутке времени.

    Инновационная модель образовательно-педагогической среды ДОУ будет отличаться целевой установкой,   информационно – аналитическими потоками, структурой модели ДОУ, поступательным развитием субъектов образовательной деятельности. (Приложение 5)

   Анализируя  основные направления в работе ДОУ необходимо выделить ряд  ключевых направлений, позволяющих прогнозировать инновационные изменения  состояния образовательной  среды ДОУ.

   Процессу  развития ДОУ способствует создание единой образовательной среды, повышающей конкурентоспособность ДОУ, способствующей обретению детским садом индивидуального «облика». Это означает превращение ДОУ из дошкольного образовательного учреждения в учреждение индивидуально личностного развития всех субъектов образовательного процесса. Это ориентир, который определяет стратегическую целевую линию ДОУ.

   Формирование  единой образовательной среды требует изменения подходов  в обучении и воспитании и позволяет более эффективно работать с потоком информации, вызывающей перегрузку воспитанников, неадекватную оценку, а так же переход  к  индивидуальному  обучению, базирующемся на следующих  подходах:

    1. Нейробиологический подход к процессу обучения и развития детей дошкольного возраста
    2. Синергетический подход к процессу воспитания
    3. Личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы к процессу обучения детей
    4. Культурологический подход к процессу образования
    5. Системный подход к процессу управления
    6. Компетентностный подход к процессам обучения и воспитания.

    Формирующая  в результате  реализации  программы развития  образовательная среда должна характеризоваться следующими компонентами:

    • технической средой (комплекс используемой техники для решения основных задач)
    • программной средой (наборы программных  и методических средств для реализации педагогических технологий)
    • социокультурной предметно-пространственной средой
    • методической средой (технологии, методики, инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.)

      Вместе  с тем образовательная среда представляется как комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, и  др.) информационных технологий и информационной культуры.

      Поскольку образовательная среда  ДОУ является открытой для внешних факторов, то более полное понимание образовательно-педагогической среды заключается во  включении мира массовых коммуникаций (пресса, радио, кино, телевидение), средств связи.

    В   пространстве ДОУ, технические средства обучения выступают   не только как мощное техническое средство, но и как средство и инструмент творчества, стимулирующий педагога лучше познать возможности самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность. Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс современного ДОУ способствует наиболее полному использованию творческих возможностей коллектива детей и педагогов. 

          Основные  принципы реализации программы развития

  1. Природосообразность, т. е. развитие личности дошкольников в соответствии с её природой, здоровьем, его психической конституцией, его способностями, склонностями, интересами, его биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия и т.п.
  2. Целостность, т. е. единство компонентов образовательной  среды, призванной обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждому направлению.
  3. Гибкость и вариативность, т.е. содержание и технологии образовательного процесса  в ДОУ должны помочь ребенку дошкольного возраста расширить возможности личностного  и творческого развития.
  4. Интеграция, т.е. образовательные программы на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса должны быть  сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие  личности, а координация структуры  по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с другими учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д.
  5. Преемственность, т.е.  взаимосвязь и взаимодополняемость образовательных программ,  позволяющих обеспечить развитие личности ребенка и единую стартовую площадку для перехода к обучению в начальной школе.
  6. Предвидение, т.е.  внесение в образовательную среду, изменений, связанных с меняющимися социально-экономическими условиями, рынком образовательных услуг и   зависимостью от  информационного, гражданского общества.
 

   Таким образом, определив ключевые направления деятельности ДОУ, обосновав концепцию развития нашего образовательного учреждения,  мы ставим перед собой стратегическую цель.  

Цель: Создание в МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара единого образовательного пространства, обеспечивающего формирование условий для поэтапного перехода к новому уровню качества образования (на основе современных  педагогических и  информационно-коммуникативных технологий), с эффективным использованием педагогического потенциала в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Основные  задачи программы  развития МДОУ «Детский сад № 104»

  1. Модернизация    содержания дошкольного образования при формировании единой образовательной среды в работе с детьми дошкольного возраста

(Под единой образовательной средой понимается  часть педагогической системы, которая включает в себя:

    - взаимодействие  педагогов;

    - организацию  учебно-воспитательного процесса;

    - программно - методическое  обеспечение;

    - создание социокультурной предметно-пространственной среды ДОУ;

    -  взаимодействие  всех участников образовательного  процесса)

  1. Использование современных информационно-коммуникационных и развивающих   педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и  системные изменения в  образовательном  пространстве ДОУ.
  2. Обеспечение  роста  уровня профессиональной компетентности педагогических работников  путем непрерывного повышения квалификации.
  3. Совершенствование системы общественно-государственного  управления  ДОУ  для повышения открытости образовательного учреждения.

          Миссия  ДОУ

    Сохранение  и развитие творческого потенциала    детей дошкольного возраста.

 

Этапы реализации  программы  развития

  1.     Проблемно -  аналитический этап 2008 – 2009 учебный год – включает  диагностическую, прогностическую деятельность.
  • Выявление  проблемного  поля  образовательной  системы ДОУ, перспективных  направлений развития ДОУ и моделирование  его нового  качественного состояния в условиях  модернизации  образования.

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования