Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)
    • Обобщение  и анализ существующего опыта работы   на основании диагностики для выделения дифференцированных групп детей, через индивидуализацию   образовательного процесса.
    • Апробация новых модульных механизмов образовательно-педагогической  среды и управление ими.
  • Разработка перспективного направления развития, сохранение инновационного  направления  деятельности  и  образовательной  среды ДОУ.
  • Анализ социальной среды ДОУ для выявления имиджевого статуса ДОУ.
      1.      Проектировочный этап 2009 - 2010 учебный год -  включает  разработку, реализацию, анализ, обобщение результатов поэтапной  работы  по систематизации изменений образовательной среды  в ДОУ.
    • Разработка программы совершенствование  системы социального  партнерства. Разработка проекта «Театр сотворчества»
    • Работа над концепцией  изучения  теоретических аспектов  проблемы личностного   творческого развития  ребенка, планирование  и прогнозирование необходимой исследовательской  и педагогической  деятельности.
    • Разработка механизмов совершенствования кадрового, научно-методического, материально – технического обеспечения, работа с документацией.
    • Разработка стратегии изменения «имиджа» ДОУ (ДОУ как центр   художественно-эстетического образования).

    3.    Внедренческий этап 2010 - 2011 учебный год включает реализацию модернизированных  механизмов функционирования образовательно-педагогической среды ДОУ. Переход образовательной  системы ДОУ  в качественно  новое состояние.

    • Совершенствование системы психолого-педагогических мероприятий по выявлению и  актуализации  ресурсов  личностного творческого  развития детей дошкольного возраста.
    • Совершенствование модели  образовательно-педагогической среды  через:
      • Интегративные рабочие программы и программы, построенные на основе индивидуального творческого образовательного маршрута.
      • Совершенствование индивидуально-ориентированного воспитательно-образовательного процесса и  учебно-методических  комплексов, их научно – методического  и информационного обеспечения.
      • Расширения социального партнерства.
      • Активизация  структур общественно – государственного управления через  включение педагогических работников и родителей в широкий спектр общественных структур управления.
        1.    Контрольно – аналитический этап 2011-2012 учебный год – включающий:
  • Реализацию, анализ, обобщение результатов деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших  путей развития ДОУ.
  • Анализ  достигнутых  результатов и  определение перспектив дальнейшего развития образовательной системы ДОУ.
  • Фиксацию созданных прецедентов  образовательной практики и их закрепления в локальных  нормативных актах  и методических комплексах по  деятельности ДОУ.
  • Анализ  результативности  развития ДОУ, определение новых задач, выводящих ДОУ  на новый  этап развития.
  • Коррекция, оценка качества новой образовательной модели ДОУ.

      Ожидаемые конечные  результаты реализации программы

  1. Единая образовательная и информационная среда ДОУ.
  2. Индивидуальные образовательные траектории интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
    1. Разработка и внедрение  при работе с детьми авторских учебно–методических образовательных продуктов (программ, наглядных информационных  продуктов, методических разработок).

    2.2. Обновление  содержание образования и качественное  изменение образовательного пространства. Индивидуальные образовательные траектории детей дошкольного возраста.

    2.3. Рост эффективности реализации образовательных программ, направленных на развитие творческого потенциала детей.

  1. Рост качества  педагогической и правовой компетентности  педагогов ДОУ и родителей.
  2. Создание единого сообщества педагогов и родителей, обеспечивающего эмоционально – комфортную  среду развития всех субъектов  образовательного пространства ДОУ.
  3. Совершенствование механизмов  организационных структур  управления  через новые  формы общественно – государственного управления ДОУ.
 

    Критерии  эффективности программы развития

      и возможные риски её реализации

Среди  критериев  эффективности реализации программы  развития  и  как результат формирование единой  образовательной среды можно выделить:

    • Образовательный (охват детей, динамика уровня образования, количество продуктов образовательной деятельности и т.д.);
    • Социальный (рост уровня социальной защищенности детей и педагогов, показатели социальной адаптации);
    • Экономический (нормативное финансирование, уровень материально – технической оснащенности, новые сооружения и т.д., переход учреждения на самофинансирование);
    • Управленческий (уровень сформированности систем  общественно – государственного управления, аналитическая культура управления, рациональность организации УВП и т.д.);
 

Возможные риски процесса реализации программы

  1. Несовпадение традиционных педагогических представлений о возможностях детей и их реального психофизического состояния.
  2. Проблематичность финансирования материально-технической базы, а интенсификация образовательного процесса невозможна без модернизации  технических средств обучения, которые призваны повышать эффективность обучения, воспитания и развития, усиливать их здоровьесберегающий аспект.
  3. «Старение» педагогических кадров и недостаточность притока молодых кадров приводят к угрозе психоэмоционального «выгорания».
  4. Изменение потребностей общества, отображение образования как социальной ценности.
 

Системный план мероприятий  по реализации программы  развития ДОУ

Направления работы в рамках реализации программы  инновационного развития ДОУ:

Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса.

Цель: Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ребенка и возможность его полноценного развития.

Задачи Условия решения поставленных задач Ответственный за организацию работы по данному направлению Сроки проведения мероприятий и действия, управленческие решения
1 2 3 4
1.

Обновление содержания образования

  1. Качественная реализации программ  и УМК к  программам.
  2. Конструирование содержания рабочих программ
  3. Разработка системы методической работы по реализации программ.
  4. Повышение квалификации педагогов по новым педагогическим технологиям.
Администрация 
 
 

Старший воспитатель 
 

Творческая группа

Ежегодно, проведение мониторинга по оценке качества образования

(административный  контроль)

Составление графика  повышения квалификации педагогов и контроль за его соблюдением

2.

Внедрение инновационных образовательных технологий

  1. Апробация современных образовательных технологий.
  2. Широкое использование проектной технологии на всех ступенях ДОУ.
  3. Поиск, апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в условиях индивидуализации ВОП.
  4. Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса.
 
Администрация 

Творческая  группа

Ежегодно, регулярное проведение мониторинга по оценке эффективности использования технологий 

Организация педагогических семинаров и пед.консилиумов 

Корректировка имеющихся локальных актов

3.

Создание системы  социального партнерства

  1. Изучение социального заказа и создание проектов социального партнерства.
  2. Разработка механизмов участия родителей в ВОП ДОУ.
  3. Создание программы психолого-педагогического сопровождения детей, на основе изучения семейного опыта
 
Администрация 

Педагог - психолог

 
Корректировка имеющихся локальных актов; 
4.

Создание гибкой системы использования индивидуальных образовательных  маршрутов.

  1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения детей.
  2. Установление контактов между другими образовательными учреждениями с целью обмена опытом по проблеме.
  3. Разработка программы мероприятий-стажировок и курсов повышения квалификации педагогов по проблемам индивидуализации ВОП.
  4. Внедрение новых способов стимулирования учебно – познавательной деятельности и оценивания достижений детей.
  5. Решение проблемы перегрузок детей
  6. Установление связей со школой с целью внесения необходимых изменений в различные формы учебного процесса.
 
 
Администрация 

Творческая  группа 
 
 
 
 
 

Педагог-психолог: 
 
 

Медицинский работник

 
2009/2010 уч. год 

Ежегодно, проведение совместных мероприятий  
 
 

2009/2010 уч. год 
 

Ежегодно

Регулярное проведение мониторинга по оценке эффективности  использования технологий, обеспечивающих перегрузки детей

Ежегодно, проведение совместных мероприятий

 
 

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Цель:    Достижение положительной динамики развития личностных качеств, ключевых компетенций и профессиональной компетенции педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Задачи Условия решения поставленных задач Ответственный за организацию работы по данному направлению Сроки проведения мероприятий и действия, управленческие решения
1 2 3 4
1.

Осуществление курсовой подготовки и переподготовки педагогов

  1. Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.
  2. Проведение в рамках ДОУ методических объединений по изучению современных проблем.
Администрация 
 
 
 
 
 
 

Творческие

группы. 

Ежегодно  (включение в план работы)
2.

Совершенствование методической службы ДОУ

  1. Совершенствование системы внутрисадиковского контроля.
  2. Организация работы «Школы наставничества».
  3. Организация методического фестиваля педагогического мастерства.
  4. Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита.
  5. Разработка и проведение педагогических лекториев и педагогических мастерских.
Администрация 
 

Творческие  группы

Ежегодно  
 

 корректировка  локальных актов 
 

Анализ проведённых мероприятий 
 

3.

Психологическое сопровождение  деятельности педагога

  1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.
  2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований.
  3. Повышение профессионального методического уровня педагога-психолога.
  4. Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.
  5. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействия всех инноваций на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики воспитанников.
  6. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для детей с особыми образовательными потребностями.
  7. Консультирование и оказание помощи педагогам в организации взаимодействия между детьми в ходе учебного процесса и в период неорганизованных видов деятельности.
  8. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
  9. Формирование у педагогов, и родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности.
 
 
 
 
Администрация 

Творческие

группы 

Педагог-психолог: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Администрация

. 
 

Руководители  Творческих групп 
 

Педагог-психолог:

 
Ежегодно проведение мониторинговых исследований 
 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 
 

Изучение потребностей и анализ

4.

Внедрение современных образовательных технологий

  1. Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.
  2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.
  3. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ребенка.
  4. Создание портфолио педагогов
 
 
Администрация 
 

Руководители  Творческих  групп 

Ежегодно

Регулярное проведение мониторинга по оценке эффективности использования технологий

 

Направление 3. Создание в ДОУ современного образовательного пространства.

Цель: интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для воспитанников и педагогов, родителей ДОУ. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению. Создание сайта ДОУ. 

Задачи Условия решения поставленных задач Ответственный за организацию работы по данному направлению Сроки проведения мероприятий и действия, управленческие решения
1 2 3 4
1.

Подготовка  педагогов к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию информационной грамотности педагогов ДОУ

  1. Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.
  2. Прохождение педагогами курсов по освоению современных информационных технологий.
  3. Внедрение информационных технологий в образовательную практику.
  4. Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности педагогов.
 
 
 
 
Администрация 

КРИРО и  ПК 
 

 
Ежегодно 

Включение в план работы на учебный год мероприятий  с целью повышения уровня компетентности педагогов 
 
 
 

Ежегодно

2.

Создание  банка программно -методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство

  1. Создание материально-технической базы ДОУ, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.
  2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.
  3. Создание банка программно-методических материалов.
  4. Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс ДОУ
  5. Создание сайта ДОУ
 
 
 
 
 
Администрация: 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежегодно 
 
 
 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 

2008/2009

уч. год 
 
 

ежегодно 
 
 

2008/2009

  уч. год 

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования