Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа
Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования
Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением
Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения
Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6
ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.
1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12
2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26
3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34
ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59
2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие
стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65
2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103
- упрощение процедуры контроля качества проведения мероприятий;
- исключение
дублирования мероприятий
- переход
всего коллектива
СОП представляет собой:
- комплекс
взаимосвязанных больших и
- совокупность
четко сформулированных задач,
как на отдельные отрезки
- цепь, все звенья которой дополняют друг друга.
СОП функционирует при следующих условиях:
- систематический мониторинг;
- четкость
и единообразие в ведении
- строгая
разработанность плана и
При разработке СОП необходимо избегать:
- неконкретности в формулировке задач;
- нереальности поставленных целей и задач;
- необязательности исполнения;
- чрезмерного
анализа всех событий, без
- фиксирующего характера контроля.
Оперативное
планирование нацелено на
«Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов» (33, с.54).
Как правило, потребность в создании проекта возникает тогда, когда есть необходимость изменить существующую ситуацию, поэтому проект предусматривает точное описание желаемого будущего и жестко фиксирует последовательность шагов по его достижению. В качестве яркого примера проекта на государственном уровне можно привести приоритетный национальный проект «Образование», который явился «катализатором развития образования», оказал существенное влияние на становление инновационной экономики, а также «заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского образования»(1, с.10)
Другим механизмом решения задач оперативного планирования являются целевые программы. Разработка целевых программ в системе образования активно начала развиваться в 80-е годы. «Целевая программа – основной инструмент целостного развития образовательного процесса в ДОУ, основное назначение которой связано с разработкой конкретных перспективных направлений или преодолением конкретных проблем развития образовательного учреждения» (33, с.62) Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне. «Целевые программы как инструмент управления развитием образовательной системы возникают на том этапе жизни ДОУ, когда в ходе реализации программы развития возникают непредвиденные затруднения» (30, с.18)
Таким образом, особенностью проектов и целевых программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности – обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.
«Планирование
(стратегическое) как процесс непрерывного
переформулирования целей учитывает постоянно
меняющиеся обстоятельства и состояние
ресурсов (финансовых, человеческих и
пр.) Организация такого процесса и есть
одна из главных задач руководителя в
рамках стратегического планирования»
(39, с.115).
Создание эффективной команды в процессе
разработки и реализации стратегического плана
Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для достижения успеха – круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе, сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом. «Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутриколлективных деловых и неформальных связей» (33, с.62). В литературе по стратегическому менеджменту приводится масса примеров по формированию команд, рабочих групп. Один из наиболее ярких и распространенных «Принцип Колеса», где смысл команды сводится к определению: команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Также предлагается множество технологий работы таких команд, в случаях, когда возникают сложные ситуации: технология «Восемь шагов», «Шесть шляп», технологии оценки рисков, технологии координации взаимодействия.
Процесс
командообразования не
Таким образом, мы подробно
раскрыли этапы и содержание
стратегического планирования, убедились
в важности, значимости каждого этапа
и можем сделать вывод, что некачественная
реализация хотя бы одного из этапов, может
привести к крайне негативным последствиям
в развитии образовательного учреждения.
Реализация стратегического планирования
дошкольного образовательного учреждения
возможна через программно-целевой метод
управления.
1.3. Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения
Программно-целевой метод в
Начиная с 90-х годов, программно-целевое управление внедрилось в практику управления образованием. Появились проекты не только федеральных, но и региональных, муниципальных программ развития образования. Актуальными стали программы развития образовательных учреждений. Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.
Наиболее продуктивной представляется технология программно-целевого управления, отрабатываемая в Институте управления образованием РАО под руководством Лазарева В.С. Именно здесь в 90-е годы стали основательно моделироваться главные средства программно-целевого управления образованием.
К таким средствам, в первую очередь, можно отнести программы развития образовательных систем, определяющие:
- исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки её развития;
- образ желаемого
будущего состояния этой
- состав
и структуру действий по
Особенность программно-
Программно-целевое управление образованием заключается в управлении её развитием и функционированием в единстве. В центре программно-целевого управления находится человек. Цель программно-целевого управления обуславливается целями образования, личными целями, потребностями, способностями субъектов образования и заинтересованных субъектов из образовательного пространства. В этом состоит гуманистическая направленность программно-целевого принципа в управлении образованием.
Реализация программно-целевого управления в управлении образованием требует качественно иной подготовленности педагогов. Приобретает значимость их готовность к инновационной, управленческой деятельности.
Основное целевое назначение программ развития образовательных систем заложено в их названии. При этом следует учитывать ряд общих положений:
Основания реализации программно-целевого управления и стратегия развития образования находят отражение в программе развития образовательной системы.
В зависимости от уровня
Федеральная программа развития образования ориентируется на самые общие цели и тенденции в образовании. Её разработка осуществляется на правительственном уровне. В ней находят отражение государственная политика в области образования и приоритетные направления развития образовательной сферы. При разработке учитываются психолого-педагогические, медицинские, экономические, материальные аспекты. Федеральная программа развития непосредственно или опосредовано влияет на программы развития последующих уровней и служит основанием для их конструирования. Её признаки сохраняются и конкретизируются в других программах развития.
Региональные программы развития строятся по другому основанию: специфике социально-экономической сферы в регионе. Эта специфика может проявляться и в имеющейся материально-технической базе, сложившемся состоянии в сфере образования, приоритетах в социальной сфере региона и прочее. В региональной программе находят отражение те же аспекты, что и в федеральной, поскольку последняя является одним из оснований их построения. Таким образом, удаётся выявить её атрибуты: «уточняемые цели и направления развития образования; ожидаемые результаты в процессе достижения целей; основные меры, направленные на осуществление ожидаемых результатов; реализация кадровой политики в регионе; порядок разграничения полномочий в управлении образованием по выполнению региональных программ; источники и механизмы финансирования и общерегионального материально-технического обеспечения сферы образования»(30, с.89).
Аналогично по основаниям более общих программ (федерального, регионального уровня) и учёта местной специфики разрабатываются программы муниципального уровня. В муниципальной программе развития достижения общей цели распределено по образовательным учреждениям с учётом потенциала каждого из них. Принимаются эти программы органами местного самоуправления.
Следующий уровень программ развития – программы развития образовательного учреждения. Программы развития образовательных учреждений ориентированы на стратегию системных изменений, т. е. предполагают полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.), все структуры.