Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

- упрощение  процедуры контроля качества  проведения мероприятий;

- исключение  дублирования мероприятий подразделениями;

- переход  всего коллектива образовательного  учреждения на самоконтроль.

СОП представляет собой:

- комплекс  взаимосвязанных больших и малых  проектов, целевых программ;

- совокупность  четко сформулированных задач,  как на отдельные отрезки времени,  так и на весь учебный год;

- цепь, все  звенья которой дополняют друг  друга.

СОП функционирует  при следующих условиях:

- систематический  мониторинг;

- четкость  и единообразие в ведении документов;

- строгая  разработанность плана и программы  развития образовательного учреждения.

При разработке СОП необходимо избегать:

- неконкретности в формулировке задач;

- нереальности  поставленных целей и задач;

- необязательности  исполнения;

- чрезмерного  анализа всех событий, без вычленения  приоритетных задач;

- фиксирующего  характера контроля.

   Оперативное  планирование нацелено на решение конкретных проблем, а это возможно только в том случае, когда существуют определенные механизмы. В качестве таких механизмов могут быть использованы проекты и целевые программы.

«Проект –  это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов» (33, с.54).

    Как правило, потребность в создании проекта возникает тогда, когда есть необходимость изменить существующую ситуацию, поэтому проект предусматривает точное описание желаемого будущего и жестко фиксирует последовательность шагов по его достижению. В качестве яркого примера проекта  на государственном уровне можно привести приоритетный национальный проект «Образование», который явился «катализатором развития образования», оказал существенное влияние на становление инновационной экономики, а также «заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского образования»(1, с.10)

     Другим механизмом решения задач оперативного планирования являются целевые программы. Разработка целевых программ в системе образования активно начала развиваться в 80-е годы. «Целевая программа – основной инструмент целостного развития образовательного процесса в ДОУ, основное назначение которой связано с разработкой конкретных перспективных направлений или преодолением конкретных проблем развития образовательного учреждения» (33, с.62)  Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне. «Целевые программы как инструмент управления развитием образовательной системы возникают на том этапе жизни ДОУ, когда в ходе реализации программы развития возникают непредвиденные затруднения» (30, с.18)

     Таким образом, особенностью проектов и целевых программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но  и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности – обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.

  «Планирование (стратегическое) как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования»  (39, с.115). 

Создание  эффективной команды  в процессе

разработки  и реализации стратегического плана

     Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для  достижения успеха – круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе,  сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом. «Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутриколлективных  деловых и неформальных связей» (33, с.62). В литературе по стратегическому менеджменту приводится масса примеров по формированию команд, рабочих групп. Один из наиболее ярких и распространенных  «Принцип Колеса», где смысл команды сводится к определению: команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Также предлагается множество технологий работы таких команд, в случаях, когда возникают сложные ситуации: технология «Восемь шагов», «Шесть шляп», технологии оценки рисков, технологии координации взаимодействия.

   Процесс  командообразования не прекращается, со временем он становится неотъемлемой частью жизнедеятельности образовательного учреждения. Постепенно, совершенно естественным образом коллектив учреждения превращается в группу единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями. В этом случае стратегическое планирование становится личностно значимым не только для руководителя, административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, объединенных в единую, сплоченную команду.

    Таким образом, мы подробно  раскрыли этапы и содержание  стратегического планирования, убедились в важности, значимости  каждого этапа и можем сделать вывод, что некачественная реализация хотя бы одного из этапов, может привести к крайне негативным последствиям в развитии образовательного учреждения. Реализация стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения возможна через программно-целевой метод управления. 
 
 
 
 
 
 

1.3. Программно-целевой  метод решения  проблем в организации  деятельности дошкольного образовательного учреждения

     Программно-целевой метод в теории  управления образованием стал  разрабатываться значительно позднее, чем в теории социального управления. Известные американские специалисты Г.Кунц и С.О. Доннел писали ещё в 1975 году: «Одним из наиболее интересных новшеств, появившихся в последнее десятилетие в сфере управления, было введение программ управления по целям и результатам. Будучи настолько же важными для  планирования управления вообще, эти программы стали одним из феноменов человеческой истории. Феномен состоит в том, что только в недавние годы значительное число людей, отвечающих за управление предприятием, осознало ту простую истину, что для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными для тех, кто их осуществляет» (44, с.19)

    Начиная с 90-х годов, программно-целевое управление внедрилось  в практику управления образованием. Появились проекты не только федеральных, но  и региональных, муниципальных программ развития образования. Актуальными стали программы развития образовательных учреждений. Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.  

     Наиболее продуктивной представляется технология программно-целевого управления, отрабатываемая в Институте управления образованием РАО под руководством Лазарева В.С. Именно здесь в 90-е годы стали основательно моделироваться главные средства программно-целевого управления образованием.

     К таким средствам, в первую очередь, можно отнести программы развития образовательных систем, определяющие:

- исходное  состояние развиваемой системы, основные предпосылки её развития;

- образ желаемого  будущего состояния этой системы,  выраженного в виде  генеральной  цели программы, и системы   целей, основных задач управления;

- состав  и структуру действий по переходу  от настоящего к будущему; целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы; данные о ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий и о сроках их осуществления; оценку результативности мероприятий и их эффективности (15, с.45).

    Особенность программно-целевого  принципа в управлении образованием состоит во всеобъемлющем характере управления, лонгированных последствиях управления в продолжении всей жизни людей.

  Программно-целевое управление  образованием заключается в управлении её развитием и функционированием в единстве. В центре программно-целевого управления находится человек. Цель программно-целевого управления обуславливается целями образования, личными целями, потребностями, способностями субъектов образования и заинтересованных субъектов из образовательного пространства. В этом состоит гуманистическая направленность программно-целевого принципа в управлении образованием.

      Реализация  программно-целевого управления в управлении образованием требует качественно иной подготовленности педагогов. Приобретает значимость их готовность к инновационной, управленческой деятельности.

     Основное  целевое назначение программ развития образовательных систем заложено в их названии. При этом следует учитывать ряд общих положений:

  • целевое назначение обусловлено социальным заказом
  • цель развития образовательной системы должна соответствовать целям развития других образовательных систем и социальной сферы
  • цель развития как сложное образование должна охватывать и примирять личные цели субъектов в образовательной системе, групп, коллективов, функционирующих в ней, а также других заинтересованных субъектов или групп извне (из образовательного пространства).

  Основания реализации программно-целевого управления и стратегия развития образования  находят отражение в программе  развития образовательной системы.

     В зависимости от уровня рассмотрения  образовательных систем (федерального, регионального, муниципального и т.д.) цели (и ожидаемые результаты) могут быть различными. Это и обуславливает составные части программы.

      Федеральная программа развития образования ориентируется на самые общие цели и тенденции в образовании.  Её разработка осуществляется на правительственном уровне. В ней находят отражение государственная политика в области образования и приоритетные направления развития образовательной сферы. При разработке учитываются психолого-педагогические, медицинские, экономические, материальные аспекты. Федеральная программа развития непосредственно или опосредовано влияет на программы развития последующих уровней и служит основанием для их конструирования.  Её признаки сохраняются и конкретизируются в других программах развития.

  Региональные  программы  развития строятся по другому основанию: специфике социально-экономической сферы в регионе.  Эта специфика может проявляться и в имеющейся материально-технической базе, сложившемся состоянии в сфере образования, приоритетах в социальной сфере региона и прочее.  В региональной программе находят отражение те же аспекты, что и в федеральной, поскольку последняя является одним из оснований их построения. Таким образом, удаётся выявить её атрибуты: «уточняемые цели и направления развития образования; ожидаемые результаты в процессе достижения целей; основные меры, направленные на осуществление ожидаемых результатов; реализация кадровой политики в регионе;  порядок разграничения полномочий в управлении образованием по  выполнению региональных программ; источники и механизмы финансирования и общерегионального материально-технического обеспечения сферы образования»(30, с.89).

      Аналогично  по основаниям более общих программ (федерального, регионального уровня) и учёта местной специфики разрабатываются программы муниципального уровня. В муниципальной программе развития достижения общей цели распределено по образовательным учреждениям с учётом потенциала каждого из них. Принимаются эти программы органами местного самоуправления.

      Следующий уровень программ развития – программы развития образовательного учреждения. Программы развития образовательных учреждений ориентированы на стратегию системных изменений, т. е. предполагают полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.), все структуры.

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования