Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

Е.И. Пантелеевой  «Родник».

Характеристика  реализуемых  программ

«Программа  воспитания и обучения в детском саду». Предлагаемая программа является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение,1985,отв. ред. М.А.Васильева), подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Данная программа  сохраняет преемственность с  первоначальным вариантом программы  в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового, а также обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Ведущие цели обновленной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются  в процессе разнообразных видов  детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

«Театр. Творчество. Дети». Авторская программа Н.Ф.Сорокиной. Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с окружающим, хореография. Содержание программы включает семь основных блоков: 1 - основы кукольного театра, 2 - основные принципы драматизации, 3 - самостоятельная театральная деятельность, 4 - театральная азбука, 5 – проведение праздников, 6 - проведение досугов и развлечений, 7 – основы актерского мастерства.

«Музыкальные  шедевры» Авторская программа О.П. Радыновой. Цель программы – формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста. Предлагаемые конспекты сюжетных, тематических занятий, познавательных развлечений  объединяют разные  виды музыкальной деятельности  - слушание музыки, игры, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение. Система программы  способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому рассказыванию детей.

«Топ, хлоп» авторы - Т. Сауко, А. Буренина.  Программа представляет собой  систему музыкально-ритмического воспитания  детей 2-3 лет на основе  использования  игровых музыкально-ритмических упражнений  в течение всего года.  Главная цель программы – эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков  общения со взрослыми  и сверстниками, обогащение их разнообразными радостными впечатлениями.

«Малыш» автор - В.А. Петрова. Цель программы – развитие у детей  третьего года жизни  музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности. К программе приложены  хрестоматия музыкального репертуара с методическими рекомендациями и аудиокассеты.

  «Ритмическая мозаика» автор А. Буренина. Цель программы – гармоничное развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Основное содержание программы направлено на развитие музыкальности, двигательных качеств и умений, развитие творческих способностей, психических процессов и нравственно-коммуникативных качеств. Для каждой возрастной группы имеется репертуар.

«Родник» автор Е.И. Пантелеева. Методические рекомендации по ознакомлению  детей с жизнью и бытом коми народа. Главная цель  пособия -  ознакомление  детей с историей, культурой коми народа,  с учетом особенностей  эмоционального восприятия  ребенка и наглядно-образного мышления.

«Ознакомление детей дошкольного  возраста с культурой, историей коми народа». автор Пасынкова И.А.  Цель – ознакомление детей с историей, культурой коми народа. Воспитание патриотизма, формирование нравственных чувств, эстетическое воспитание.

    Для решения одной из главных задач дошкольного образования – охраны и укрепления здоровья детей, и физического развития, в ДОУ разработаны:

- комплексно-целевая программа «Здоровье»;

- стратегический план оздоровления детей;

- методические рекомендации по разным формам и видам оздоровления детей в режиме дня.

    Результат того, насколько качественно  организован образовательный процесс, можно проследить  в данных об усвоении реализуемой программы воспитанниками ДОУ.    

  Уровни усвоения детьми программного содержания в 2007-2008 уч.г.г:

группа Физическая  подготовленность Природный мир Развитие  речи Эстетический  цикл Математика Предметный  мир Средний показатель
2 (I млад.) 2,6 2,1 2,5 2,3 2,2 2,2 2,3
9 (II млад.) 2,4 2,7 2,7 2,4 2,4 2,4 2,5
4 (средняя) 2,5 2.2 2,4 2,4 2,2 2,3 2,3
10 (средняя) 2,3 2,2 2,2 2,5 2,3 2,3 2,3
8 (средняя) 2,4 2,3 2,3 2,5 2,3 2,5 2,4
6 (старшая) 2,6 2,4 2,4 2,7 2,4 2,5 2,5
3 (старшая)  2,5 2,2 2,6 2,6 2,3 2,2 2,4
5 (старшая) 2,7 2,3 2,2 2,5 2,4 2,6 2,5
7 (подгот.) 2,6 2,4 2,6 2,7 2,6 2,5 2,6
1 (подгот.) 2,7 2,0 2,7 2,7 2,5 2,4 2,5

Общий

уровень

2,5 2,3 2,4 2,5 2,4 2,4 2,4

     Как видно, реализация программы идет успешно, превышение государственного стандарта идет по приоритетному направлению деятельности ДОУ, а также по физическому развитию детей.

     Цель работы любого педагогического коллектива ДОУ – обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей для поступления в школу. Вот что показала психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения по итогам 2007-2008 учебного года (авторы Н. Семаго, М. Семаго):

83% (35 детей) - готовы к обучению в школе;

9% (4 ребенка) - условно готовы к обучению в школе

5% (2 ребенка) – условно не готовы к обучению в школе

2% (1 ребенок) – не готов к обучению в школе

Как правило, родители детей, подходящих под категории  «не готовы» и «не готовы условно» по возрастным показателям не планируют  обучение в школе в предстоящем учебном году. Также к этой категории относятся дети, имеющие проблемы в физическом развитии.

     Результат работы любого образовательного учреждения – это его выпускники, в нашем случае - это ученики начального звена школ города. Более 60% детей - выпускников нашего ДОУ являются учениками гимназий и гимназических классов, что само по себе уже является показателем качественной подготовки детей к обучению в школе. Также мы отслеживаем успеваемость наших выпускников. В приведенной ниже гистограмме видно, какой процент наших детей обучается по предметам на «4» и «5».

     Результаты успеваемости наших выпускников дают нам основания считать, что образовательный процесс в ДОУ осуществляется на достаточном уровне.

  Наши воспитанники - активные участники, частые победители различных конкурсов, фестивалей городского и республиканского уровня.

Результаты  участия детей в городских  и республиканских конкурсах

Учебный год Количество  конкурсов Количество  детей Результат
I место II место III место лауреаты
2005-2006 5 32 - - 2 3
2006-2007 6 28 1 2 - 3
2007-2008 9 59 2 2 1 4
 

         Предметом особого внимания в нашем детском саду является создание психолого-педагогических условий для развития детей  всех возрастных групп, которые предусматривают использование в педагогическом процессе самые разнообразные и современные игры и игрушки, игровые модули и пособия такие как: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями проходит через создание единого социокультурного пространства и через разные источники информации: энциклопедические знания, чтения детской периодической печати, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, наблюдения, художественное слово, художественно-творческую деятельность, обсуждение ярких событий, связанные  с жизнью семьи, группы, детского сада.

     Однако  следует отметить, что в группах  недостаточное разнообразие современных  развивающих игр; игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, игр на развитие психических процессов, и не все возрастные группы обеспечены современными игровыми комплексами по развертыванию сюжетно-ролевых игр.

     Но, в тоже время, в ДОУ существуют проблемы в недостаточном  информационно-методическом  обеспечении в реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» и парциальных программ по приоритетному направлению. Медленно, и не всегда научно обоснованно своими силами нарабатывается собственный методический материал. Кроме того, по приоритетному направлению в ДОУ нет разработок тестов, опросников, анкет, заданий для детей с целью своевременного  выявлении уровня развития ребенка по превышению образовательного минимума и создания условий для дальнейшего его развития. Это связано с тем, что педагогический коллектив слабо владеет системой личностно-ориентированного подхода, которая предусматривает актуальное развитие в соответствии возрастных особенностей, потребностей и возможностей ребенка, и его творческого развития.

     Вместе  с тем в ДОУ существуют проблемы по содержанию и организации учебно-воспитательного процесса,  выражающиеся в том, что педагоги составляют учебное содержание на основе традиционных подходов, в которых не предусматривается работа по усвоению детьми новых способов достижения знаний, умений и навыков такие как: проектная деятельность, поисково-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность детей. Воспитатели испытывают затруднения в разных формах организации сотрудничества детей в учебной и самостоятельной деятельности,  в обучении детей приемам самоконтроля и рефлексии. Педагогический процесс строится на основе традиционных типов занятий, а также с использованием методов и приемов, направленных на творческое развитие ребенка. 

     Таким образом, выявленные проблемы указывают  на то, что содержание и организация образовательного процесса не имеет систематической и качественной работы по реализации личностно-ориентированного подхода, активного внедрения методов развивающего обучения. Несмотря на достигнутые результаты в образовательном процессе, в реальной практике ДОУ не предусмотрена работа по осуществлению педагогической деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей ребенка, по своевременному выявлению и сопровождению творчески одаренных детей. 
 

Характеристика кадрового состава

     Педагогический коллектив, состоящий из 30 человек,  представляет собой мобильных, творческих, сплоченных единомышленников, имеющие равные возможности для самовыражения, находящиеся в творческом поиске, повышающие свой профессиональный уровень самообразованием.   

Образовательный ценз

        Диаграмма показывает, что процент педагогов с высшим образованием составляет треть коллектива, что позволяет осуществлять образовательный процесс на высоком профессиональным уровне, при условии активной работы по самообразованию,  и грамотно проводимой  методической работе.

Стаж работы педагогов 

    Из гистограммы видно, что в коллективе работают педагоги с большим стажем работы, что, с одной стороны обеспечивает стабильность в деятельности ДОУ, а с другой вызывает тревогу по поводу внедрения в образовательный процесс современных развивающих технологий. 
 
 
 

Квалификация  педагогов

    Анализ профессионализма коллег показывает, что их квалификация растет из года в год. Эта динамика представлена в гистограмме. Процент педагогов второй  категории неуклонно растет. В 2007-2008г.г. подали заявления на первую категорию 2 педагога и на следующий год мы ждем прироста по этому показателю.

  Также наши педагоги регулярно повышают свою квалификацию на курсах повышения в КРИРО и ПК.

Повышение квалификации в КРИРО и ПК

     Различные формы повышения квалификации педагогов, безусловно, способствуют повышению качества образовательного процесса.

    Данная характеристика кадрового состава свидетельствует о большом потенциале и резервных возможностях каждого члена педагогического коллектива, что позволяет им работать в режиме саморазвития для обеспечения высокого личностного и профессионального уровня развития. 

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования