Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа
Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования
Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением
Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения
Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6
ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.
1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12
2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26
3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34
ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59
2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие
стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65
2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103
Е.И. Пантелеевой «Родник».
Характеристика реализуемых программ
«Программа воспитания и обучения в детском саду». Предлагаемая программа является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение,1985,отв. ред. М.А.Васильева), подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.
Данная программа сохраняет преемственность с первоначальным вариантом программы в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового, а также обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Ведущие цели
обновленной программы –
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
«Театр. Творчество. Дети». Авторская программа Н.Ф.Сорокиной. Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с окружающим, хореография. Содержание программы включает семь основных блоков: 1 - основы кукольного театра, 2 - основные принципы драматизации, 3 - самостоятельная театральная деятельность, 4 - театральная азбука, 5 – проведение праздников, 6 - проведение досугов и развлечений, 7 – основы актерского мастерства.
«Музыкальные шедевры» Авторская программа О.П. Радыновой. Цель программы – формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста. Предлагаемые конспекты сюжетных, тематических занятий, познавательных развлечений объединяют разные виды музыкальной деятельности - слушание музыки, игры, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение. Система программы способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому рассказыванию детей.
«Топ, хлоп» авторы - Т. Сауко, А. Буренина. Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года. Главная цель программы – эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение их разнообразными радостными впечатлениями.
«Малыш» автор - В.А. Петрова. Цель программы – развитие у детей третьего года жизни музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности. К программе приложены хрестоматия музыкального репертуара с методическими рекомендациями и аудиокассеты.
«Ритмическая мозаика» автор А. Буренина. Цель программы – гармоничное развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Основное содержание программы направлено на развитие музыкальности, двигательных качеств и умений, развитие творческих способностей, психических процессов и нравственно-коммуникативных качеств. Для каждой возрастной группы имеется репертуар.
«Родник» автор Е.И. Пантелеева. Методические рекомендации по ознакомлению детей с жизнью и бытом коми народа. Главная цель пособия - ознакомление детей с историей, культурой коми народа, с учетом особенностей эмоционального восприятия ребенка и наглядно-образного мышления.
«Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей коми народа». автор Пасынкова И.А. Цель – ознакомление детей с историей, культурой коми народа. Воспитание патриотизма, формирование нравственных чувств, эстетическое воспитание.
Для решения одной из главных задач дошкольного образования – охраны и укрепления здоровья детей, и физического развития, в ДОУ разработаны:
- комплексно-целевая программа «Здоровье»;
- стратегический план оздоровления детей;
- методические рекомендации по разным формам и видам оздоровления детей в режиме дня.
Результат того, насколько качественно
организован образовательный
Уровни усвоения детьми программного содержания в 2007-2008 уч.г.г:
группа | Физическая подготовленность | Природный мир | Развитие речи | Эстетический цикл | Математика | Предметный мир | Средний показатель |
2 (I млад.) | 2,6 | 2,1 | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 2,2 | 2,3 |
9 (II млад.) | 2,4 | 2,7 | 2,7 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,5 |
4 (средняя) | 2,5 | 2.2 | 2,4 | 2,4 | 2,2 | 2,3 | 2,3 |
10 (средняя) | 2,3 | 2,2 | 2,2 | 2,5 | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
8 (средняя) | 2,4 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,5 | 2,4 |
6 (старшая) | 2,6 | 2,4 | 2,4 | 2,7 | 2,4 | 2,5 | 2,5 |
3 (старшая) | 2,5 | 2,2 | 2,6 | 2,6 | 2,3 | 2,2 | 2,4 |
5 (старшая) | 2,7 | 2,3 | 2,2 | 2,5 | 2,4 | 2,6 | 2,5 |
7 (подгот.) | 2,6 | 2,4 | 2,6 | 2,7 | 2,6 | 2,5 | 2,6 |
1 (подгот.) | 2,7 | 2,0 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,4 | 2,5 |
Общийуровень |
2,5 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,4 | 2,4 | 2,4 |
Как видно, реализация программы идет успешно, превышение государственного стандарта идет по приоритетному направлению деятельности ДОУ, а также по физическому развитию детей.
Цель работы любого педагогического коллектива ДОУ – обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей для поступления в школу. Вот что показала психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения по итогам 2007-2008 учебного года (авторы Н. Семаго, М. Семаго):
83% (35 детей) - готовы к обучению в школе;
9% (4 ребенка) - условно готовы к обучению в школе
5% (2 ребенка) – условно не готовы к обучению в школе
2% (1 ребенок) – не готов к обучению в школе
Как правило, родители детей, подходящих под категории «не готовы» и «не готовы условно» по возрастным показателям не планируют обучение в школе в предстоящем учебном году. Также к этой категории относятся дети, имеющие проблемы в физическом развитии.
Результат работы любого образовательного учреждения – это его выпускники, в нашем случае - это ученики начального звена школ города. Более 60% детей - выпускников нашего ДОУ являются учениками гимназий и гимназических классов, что само по себе уже является показателем качественной подготовки детей к обучению в школе. Также мы отслеживаем успеваемость наших выпускников. В приведенной ниже гистограмме видно, какой процент наших детей обучается по предметам на «4» и «5».
Результаты успеваемости наших выпускников дают нам основания считать, что образовательный процесс в ДОУ осуществляется на достаточном уровне.
Наши воспитанники - активные участники, частые победители различных конкурсов, фестивалей городского и республиканского уровня.
Результаты участия детей в городских и республиканских конкурсах
Учебный год | Количество конкурсов | Количество детей | Результат | |||
I место | II место | III место | лауреаты | |||
2005-2006 | 5 | 32 | - | - | 2 | 3 |
2006-2007 | 6 | 28 | 1 | 2 | - | 3 |
2007-2008 | 9 | 59 | 2 | 2 | 1 | 4 |
Предметом особого внимания в нашем детском саду является создание психолого-педагогических условий для развития детей всех возрастных групп, которые предусматривают использование в педагогическом процессе самые разнообразные и современные игры и игрушки, игровые модули и пособия такие как: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями проходит через создание единого социокультурного пространства и через разные источники информации: энциклопедические знания, чтения детской периодической печати, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, наблюдения, художественное слово, художественно-творческую деятельность, обсуждение ярких событий, связанные с жизнью семьи, группы, детского сада.
Однако следует отметить, что в группах недостаточное разнообразие современных развивающих игр; игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, игр на развитие психических процессов, и не все возрастные группы обеспечены современными игровыми комплексами по развертыванию сюжетно-ролевых игр.
Но, в тоже время, в ДОУ существуют проблемы в недостаточном информационно-методическом обеспечении в реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» и парциальных программ по приоритетному направлению. Медленно, и не всегда научно обоснованно своими силами нарабатывается собственный методический материал. Кроме того, по приоритетному направлению в ДОУ нет разработок тестов, опросников, анкет, заданий для детей с целью своевременного выявлении уровня развития ребенка по превышению образовательного минимума и создания условий для дальнейшего его развития. Это связано с тем, что педагогический коллектив слабо владеет системой личностно-ориентированного подхода, которая предусматривает актуальное развитие в соответствии возрастных особенностей, потребностей и возможностей ребенка, и его творческого развития.
Вместе с тем в ДОУ существуют проблемы по содержанию и организации учебно-воспитательного процесса, выражающиеся в том, что педагоги составляют учебное содержание на основе традиционных подходов, в которых не предусматривается работа по усвоению детьми новых способов достижения знаний, умений и навыков такие как: проектная деятельность, поисково-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность детей. Воспитатели испытывают затруднения в разных формах организации сотрудничества детей в учебной и самостоятельной деятельности, в обучении детей приемам самоконтроля и рефлексии. Педагогический процесс строится на основе традиционных типов занятий, а также с использованием методов и приемов, направленных на творческое развитие ребенка.
Таким
образом, выявленные
проблемы указывают
на то, что содержание
и организация образовательного
процесса не имеет систематической
и качественной работы
по реализации личностно-ориентированного
подхода, активного
внедрения методов развивающего
обучения. Несмотря
на достигнутые результаты
в образовательном процессе,
в реальной практике
ДОУ не предусмотрена
работа по осуществлению
педагогической деятельности,
направленной на развитие
индивидуальных способностей
ребенка, по своевременному
выявлению и сопровождению
творчески одаренных
детей.
Характеристика кадрового состава
Педагогический коллектив, состоящий
из 30 человек, представляет собой мобильных,
творческих, сплоченных единомышленников,
имеющие равные возможности для самовыражения,
находящиеся в творческом поиске, повышающие
свой профессиональный уровень самообразованием.
Образовательный ценз
Диаграмма показывает, что процент педагогов с высшим образованием составляет треть коллектива, что позволяет осуществлять образовательный процесс на высоком профессиональным уровне, при условии активной работы по самообразованию, и грамотно проводимой методической работе.
Стаж работы педагогов
Из гистограммы видно, что в коллективе
работают педагоги с большим стажем работы,
что, с одной стороны обеспечивает стабильность
в деятельности ДОУ, а с другой вызывает
тревогу по поводу внедрения в образовательный
процесс современных развивающих технологий.
Квалификация педагогов
Анализ профессионализма коллег показывает, что их квалификация растет из года в год. Эта динамика представлена в гистограмме. Процент педагогов второй категории неуклонно растет. В 2007-2008г.г. подали заявления на первую категорию 2 педагога и на следующий год мы ждем прироста по этому показателю.
Также наши педагоги регулярно повышают свою квалификацию на курсах повышения в КРИРО и ПК.
Различные формы повышения квалификации педагогов, безусловно, способствуют повышению качества образовательного процесса.
Данная характеристика кадрового состава свидетельствует о большом потенциале и резервных возможностях каждого члена педагогического коллектива, что позволяет им работать в режиме саморазвития для обеспечения высокого личностного и профессионального уровня развития.