Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)
 
 

Направление 4. Внедрение системы медико – социально – психолого - педагогического сопровождения детей.

Цель: обеспечение полноценного психофизического развития детей и позитивной адаптации, социализации в современном   обществе.

Задачи Условия решения поставленных задач Ответственный за организацию работы по данному направлению Сроки проведения мероприятий и действия, управленческие решения
1 2 3 4
1.

Создание  службы медико – социально -психолого -педагогического сопровождения детей 

  1. Разработка  и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды ДОУ
  2. Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально-типологическом подходе.
  3. Валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики.
  4. Сотрудничество ДОУ и медицинских учреждений в решении проблемы оздоровления воспитанников.
  5. Повышение информированности и технологической грамотности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Администрация 
 

Педагог-психолог:

Инструктор  по ФИЗО 
 
 

Медицинский работник: 

Педагог-психолог:

. 
 

Медицинский работник:

 

к 2009/2010

уч. году 
 
 
 
 

к 2009/2010

уч. году 
 
 
 
 

с 2008/2009

уч. года. 
 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 

Ежегодные производственные  совещания

2.

Мониторинг  динамики психофизического развития детей и условий для сохранения и развития здоровья детей

  1. Разработка системы критериев и показателей качества медико – социально – психолого - педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.
  2. Организация мониторинга состояния здоровья детей.
Администрация 

  

Педагог-психолог:

  
 

Медицинский работник

 

к 2009/2010

уч. году 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно 

3.

Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Пропаганда  здорового образа жизни среди детей, их родителей, педагогов.
  2. Постоянный контроль за соблюдением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по технике безопасности.
 
     
Администрация

  

Педагог-психолог  
 

Медицинский работник

 

к 2008/2009

уч. году 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно 

4.

Разработка  и внедрение технологий медико – социально -психолого -педагогического сопровождения воспитанников

  1. Обеспечение профилактики   дезадаптации детей к условиям ДОУ.
  2. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.
 
  1. Профилактика  и преодоление отклонений в психологическом здоровье детей (выявление условий, содействующих сохранению здоровья воспитанников).
  2. Снятие стрессогенных состояний;
  3. Проведение тренингов для педагогов;
Администрация

  
 

Педагог- психолог 
 

Медицинский

работник 

Ежегодно 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ежегодные мониторинг состояния псих.здоровья детей

Проведение  коллективных и индивидуальных занятий

5.

Создание  системы медико – социально –психолого -педагогического сопровождения детей в ходе предшкольной подготовки

  1. Изучение потребностей детей и запросов их семей при выборе школы
  2. Разработка рекомендаций для выбора школы для каждого ребенка.
  3. Создание психолого-педагогической поддержки детей в период подготовки   к новым условиям обучения 
  4. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников в  период предшкольной подготовки.
Администрация 
 
 
 
 
 
 

Педагог-психолог

   
 
 

Медицинский работники

 

к 2009/ 2010

уч. году 
 
 

к 2009/ 2010

уч. году 
 
 
 

к 2009/ 2010

уч. году 

к 2009/ 2010

уч. году 
 
 

Ежегодный мониторинг с последующей аналитической  работой

 

Направление 5. Совершенствование воспитательной системы в ДОУ

Задачи:

  • Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества
  • Создание условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ребенка
  • Поддержание высокого уровня культуры межличностных отношений и совместной творческой деятельности
  • Формирование потребности вести здоровый образ жизни
  • Создание здорового, организованного, интеллектуально развитого творческого сплоченного детского и взрослого коллектива.
Задачи Условия решения поставленных задач Ответственный за организацию работы по данному направлению Сроки проведения мероприятий и действия, управленческие решения
1 2 3 4
1.

Организация досуговой деятельности

1) Организация и проведение традиционных  праздников и мероприятий

2) Укрепление старых  традиций, создание, поддержка и развитие новых традиций

3) Внедрение системы  проведения Дней здоровья

4) Участие в городских  спортивных соревнованиях между дошкольными учреждениями

5) Организация и  проведение совместных мероприятий на уровне дошкольных учреждений и общественных объединений города и республики.

Администрация

Руководитель  МО воспитателей  
 
 

Педагог-психолог 

Воспитатели  
 
 

Специалисты ДОУ

 
 
 
Ежегодно
2.

Развитие  системы дополнительного образования

1) Организация работы  кружков и секций по направлениям: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное,   социальное

2) Участие в городских,  республиканских, российских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях

3) Участие во внутренних (садиковских) мероприятиях

Администрация 
 
 

Специалисты ДОУ 
 

Ежегодно
3.

Создание  мотивационных стимулов проявления и развития творческой активности и одаренности

1) Мониторинг личностного роста детей

2) Внедрение индивидуального портфолио воспитанников с целью фиксации личных достижений и определения образовательного рейтинга каждого ребенка

3) Организация и  проведение конкурса «Ребенок года»; «Группа года»

4) Создание системы  поощрений

Администрация 
 

Руководители творческих групп воспитатели  
 

Ежегодно  

2009/2010

уч. год.

Внедрение программы, разработанный творческой группой 
 

Корректировка имеющегося Положения

4.

 Совершенствование воспитательной системы группы

1) Определение ключевых  задач развития детей на каждом ступени дошкольного возраста.

2) Оснащение педагога  необходимым методическим комплексом, позволяющим осуществлять  предварительную диагностику, мероприятия по развитию детей, мониторинг личностного роста детей в соответствии с ключевыми задачами развития на каждом ступени обучения.

3) Формирование и  развитие групповых коллективов через систему поручений, организацию совместного досуга детей.

4) Организация работы  с родителями, создание системы  тематических родительских собраний, направленных на повышение психолого-педагогической компетенции родителей,  обеспечивающих единый подход в вопросах воспитания и развития детей.

5) Осуществление  связи на всех уровнях и  направлениях воспитательной системы

Администрация

  

Руководители  творческих групп    

  
 

Специалисты ДОУ

2008/2009

уч. год 
 

2009/2010

уч. год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно

(мониторинг) 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно 

(мониторинг 

запросов) 
 

Ежегодно 

5.

Совершенствование  системы работы с родителями и демократизация системы управления ДОУ

  1. Организация рейдов Родительского комитета с целью выявления проблем в организации ВОП и оказание помощи по их устранению.
  2. Посещение родителями занятий, мероприятий городского, республиканского уровня, на которых выступают педагоги, с целью ознакомления с образовательной деятельностью коллектива ДОУ.
  3. Посещение открытых занятий педагогов в рамках Фестиваля педагогического мастерства с целью ознакомления с реализуемыми педагогами инновационными педагогическими технологиями
  4. Педагогические лектории на различные темы, интересующие родителей
  5. Коллективные и групповые консультации с педагогом-психологом по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ.
  6. Вовлечение национально -культурных автономий, землячеств, созданных в г. Сыктывкаре, к сотрудничеству с педагогами и родителями   (участие в совместных  праздниках, проведение  бесед,   занятий  с приглашением известных деятелей науки  и искусства)
 
      
Администрация 
 
 

Руководители  творческих групп 
 

Педагог-психолог 
 
 

воспитатели 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Администрация 

  

Руководители  творческих групп   
 

Педагоги-организаторы 

  

Педагог-психолог

Ежегодно 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно

Анализ  увиденного 
 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно

Анализ  увиденного 
 
 
 
 
 
 
 

Ежегодно 
 

Ежегодно 
 
 

Ежегодно 
 
 
 
 
 
 

2009/ 2010

уч. год

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индикаторы  оценки достижений, в результате  реализации программы 

Области

  изменения

Показатели Измерители
 
Нормативно-правовая

база

Создание новых  локальных актов, регламентирующих деятельность новых  управленческих структур. Положение  о  введении  в образовательный процесс ДОУ индивидуальных образовательных  траекторий

Разработка  системы требований к УМК, входящему  в вариативные компоненты образовательного процесса ДОУ.

Разработка  схемы организации ВОП на основе  личностных  образовательных траекторий воспитанников

Разработка  и внедрение в практику  ДОУ договора между  администрацией, родителем  и ДОУ о взаимных обязательствах и ответственности. 

Содержание  образования Создание  программно – методического обеспечения  индивидуальных  образовательных траекторий

Формирование  мультимедийной базы по    направлениям развития детей.

Учебно – методический комплекс, сформированный на основе  индивидуальных  образовательных траекторий воспитанников .

Мультимедийные  образовательные продукты

 Свободный  доступ  к Интернет – ресурсам.

Управление  образовательным учреждением Совершенствование системы  управления ДОУ через  деятельность Педагогического совета и родительского комитета

Расширение  социального партнерства. 

Внедрение в практику института кураторства, как системы работы родителей.

Заключение  договоров с  партнерами

Кадровое  и методическое  обеспечение Функционирование  ДОУ как методической  базы по осуществлению приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста в области интеллектуального и творческого развития. Отработка принципов организации деятельности проблемных и творческих групп, педагогов, работающих  в инновационном режиме. Обобщенный опыт, учебно-методические комплексы по работе  с  интеллектуально и творчески  одаренными детьми.

Разработка  форм взаимодействия педагогов, консультантов, позволяющих поддерживать внедрение образовательных технологий.

  
 

Управление  реализацией программы  развития ДОУ. 

Общая целевая  установка: приведение системы управления реализацией  программы развития соотносится с заявленной  целью по созданию единой образовательной среды.

     Организационные задачи:

  • Внесение изменений в локальные акты ДОУ в связи с заявленными изменениями;
  • Совершенствование функциональных обязанностей всех участников образовательного процесса и служб обеспечения;
  • Совершенствование структуры анализа и оценки деятельности;
  • Соорганизация управленческой команды;
  • Развитие аналитико-контрольных функций по трем параметрам:
    • Оценивать достижение результатов
    • Прогнозировать ожидаемые последствия
    • Оценивать привлекательность и полезность последствий.
  • Организовать систему управления педагогическим коллективом в новых условиях.

Структура и содержание процесса  инновационного потока ДОУ 

Функции управления Алгоритм  действий Проект  достижения цели (результат)
Информационно-аналитическая

Поиск и  выбор необходимой информации (поиск, сбор, хранение, переработка, использование информатики).

Проведение  констатирующего анализа и выявление проблемы. Формирование идеи и миссии образовательной деятельности.

 
 
  1. Определить  потенциальное поле информационного поиска. Воспользоваться услугами библиотеки, компьютерной сети, средств массовой информации, периодической печати.
  2. Сформировать банк данных.
  3. Осуществить переработку, систематизацию информационного материала.
  4. Провести  анализ и синтез полученного массива информации поставить «диагноз» состоянию образования.
  5. Осуществить выбор и трансляцию  информационного содержания.
 
 
  1. Получен доступ к информационным средствам.
  2. Изучен необходимый массив информации и создан банк данных.
  3. Составлена библиография.
  4. Выявлено состояние общего образования.
  5. Осуществлена внутриучрежденческая информатизация.
Мотивационно-целевая

Формирование  проблемного сознания через повышение квалификации педагогических работников.

Формирование мотивов: познавательных (интерес, побуждение  к поиску), волевых (необходимость выполнения требований образования), социальных (желание быть полезным, ситуации заинтересованности, сотрудничества, взаимопомощи).

Разработка  «древа целей» управления развитием дошкольного образования.

Освоение  педагогических технологий.

  1. Провести семинары, спецкурсы, занятия на базе ДОУ, КРИРО и ПК.
  2. Выявить потребности субъектов  и сформировать мотивы деятельности.
  1. Повышен уровень  профессиональной квалификации субъектов по теории и практике образования.
  2. Разработаны материалы по технологии образования.
Планово- прогностическая

Разработка  концепции развития, составление  прогноза конечных результатов.

Осуществление программного проектирования

Планирование  конкретных задач образования, выявление ресурсов для их решения.

  1. Сформулировать концептуальные положения, составить прогноз.
  2. Определить текущие задачи, сроки реализации, ресурсное обеспечение.
  3. Составить перечень показателей ожидаемых результатов по критериям качества.
  4. Разработать методику действий.
  5. Выявить положительные и отрицательные факторы.
  6. Предусмотреть возможные трудности и отклонения процесса, пути их преодоления.
  1. Подготовлены концепция, программа, планы.
  2. Создано комплексное методическое обеспечение.
  3. Разработаны критерии и показатели оценки результатов.
Организационно-исполнительная

Организация деятельности всех участников оперативного управления ДОУ.

Создание  нормативно-правовой базы инновационного развития.

Организация материально-технического и экономического обеспечения.

 Определение  прав обязанностей и ответственности педагогов, работников и родителей.

Разработка  системы  материального и морального стимулирования труда.

Формирование  организационных структур, связей педагогических технологий.

  1. Провести организационные собрания, заседания всех участников образовательного процесса.
  2. Разработать необходимые нормативные документы.
  3. Создать благоприятные моральные и материальные условия работы.
  4. Провести оптимальную расстановку кадров.
  5. Подготовить положение о поощрениях, способствующих самореализации.
  6. Сформировать структуру взаимодействий управляющей и управляемой систем управления ДОУ.
  7. Оптимально реализовать педагогические технологии с применением доступных средств, способов, стимулирующих  воздействий.
  1. Приняты решения об исполнении планов.
  2. Подготовлены исполнительно-распорядительные документы.
  3. Разработаны и исполняются положения о стимулировании труда.
  4. Сформирована организационная структура управления.
  5. Кадры сформированы и распределены функции, права, обязанности, ответственность.
  6. Механизм управления работает эффективно.
  7. Выполняются требования образовательного стандарта.
Контрольно- диагностическая

Разработка  документации по оперативному контролю процесса реализации функций. Осуществление диагностики результатов по фактам их достижения.

Подготовка  характеристики экспертной оценки и показателям качества работы. Составление учетно-отчетной документации.

Выявление причинно-следственных связей в  оценке действий.

  1. Разработать положение о контроле, самоконтроле процесса действий.
  2. Разработать и обеспечить применение диагностических методик.
  3. Составить перечень фактов, подтверждающих достижение результатов.
  4. Провести экспертизу констатирующей и формирующей  деятельности.
  5. Разработать перечень и формы рабочей документации.
  6. Составить характеристику  процесса и итогов образовательной деятельности.
  1. Положение о системе контроля разработано.
  2. Методики диагностики подготовлены и используются.
  3. Показатели качества оценки сформулированы.
  4. Экспертный совет (методическая группа) функционирует.
  5. Рабочая документация составлена.
  6. Характеристика анализа деятельности подготовлена.
Регулятивно-коррекционная

Обеспечение процесса работы в   режиме развития.

Устранение  негативных отклонений в реализации пеадгогических технологий.

Нейтрализация отрицательных факторов воздействия.

Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

  1. Обеспечить  саморегулирование механизма реализации целей.
  2. Выявить негативные отклонения и устранить их.
  3. Свести до минимума  отрицательные воздействия.
  4. Укрепить положительные факторы развития.
  5. Поддержать и развить благоприятные условия труда.
  6. Выявить имеющиеся противоречия и придать  новый импульс развития.
  1. Функциональный механизм работает без сбоев.
  2. Негативные отклонения не наблюдаются.
  3. Отрицательные факторы нейтрализованы.
  4. Положительные факторы способствуют росту качества образования.
  5. Условия труда улучшены.
  6. Сформирован положительный импульс на новую стадию развития.
 

      Система  управления  результатами  реализации  программы развития ДОУ включает как факторы, влияющие на  качество конечных продуктов образовательного процесса, так и условиями осуществления воспитательно-образовательной деятельности. Эффективность системы управления  определяется  через уровневые показатели.  (Приложение 6) 
 

Смета расходов на реализацию программы развития  

Мероприятия,

по реализации программы развития

Финансовые  средства Источники финансирования
Обучение и повышение  педагогических кадров (выезд на семинары и курсы, приглашение специалистов для организации практических семинаров в ДОУ) 20 тысяч рублей Бюджетные средства
Совершенствование материально – технической базы групповых комнат и ДОУ  100 тысяч рублей

 

Бюджетные средства
Приобретение мультимедийных продуктов  для медиатеки  ДОУ 60 тысяч 

рублей

 

Бюджетные средства
Приобретение компьютеров  для:

- бухгалтерии

- зам.зав.по  АХЧ

60 тысяч рублей Бюджетные средства
Обновление лицензионной компьютерной базы 30 тысяч рублей Бюджетные и внебюджетные средства
Приобретение компьютерной мебели 10 тысяч рублей Бюджетные средства
Совершенствование материально – технической базы медицинского блока 30 тысяч рублей Бюджетные средства
Приобретение спортивного  инвентаря  5 тысяч рублей Бюджетные средства
Приобретение видеокамеры (полупрофессиональной) 17 тысяч рублей Бюджетные средства
Приобретение мебели для    кабинетов 40 тысяч рублей Бюджетные средства
Изготовление и  замена информационных стендов 3 тысячи рублей Бюджетные средства
Приобретение мебели для  группы 120 тысяч рублей Бюджетные средства
Косметический ремонт  50 тысяч рублей Внебюджетные средства
Ремонт хореографического  зала  50 тысяч рублей Внебюджетные средства
Ремонт музыкального зала 10 тысяч рублей Внебюджетные средства
  ИТОГО: 605 тысяч рублей   

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования