Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа
Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования
Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением
Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения
Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6
ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.
1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12
2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26
3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34
ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59
2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие
стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65
2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103
Характеристика сотрудничества с учреждениями социума.
В нашем ДОУ осуществляется единая имиджевая политика, направленная на повышение статуса образовательного учреждения в городе Сыктывкаре (Приложение 3).
Детский сад с момента образования и по сегодняшний день плодотворно сотрудничает с учебными заведениями, заведениями дополнительного образования детей дошкольного возраста и учреждениями культуры. На протяжении многих лет ДОУ проводит совместные мероприятия с другими дошкольными учреждениями, Республиканским центром дополнительного образования, Дворцом творчества детей и учащейся молодежи, библиотеками города, Республиканской филармонией, Центром коми культуры и т.д. ДОУ поддерживает дружеские и профессиональные отношения со школами г. Сыктывкара.
В течение последних лет ДОУ проводит внутренне и внешнее маркетинговое исследование, цель которого – выявление статуса дошкольного учреждения.
За годы работы проведены мониторинги по следующим направлениям:
Результаты мониторингов анализировались, выявлялись факторы, оказывающие позитивное влияние на качество реализации программ, выявлялась динамика достижений детей. Полученные результаты заносились в банки обследования, доводились до сведения педагогического коллектива, родителей, учитывались при планировании дальнейшей работы.
Таким образом, внешние связи и работа, направленная на взаимодействие с заинтересованными учреждениями является одним из показателей популяризации деятельности учреждения и способствует повышению его авторитета среди населения в целом, а также способствует совершенствованию межведомственных связей и переводу учреждения в режим развития.
Подводя итоги анализа состояния образовательной системы ДОУ можно выделить ряд конкурентных преимуществ перед другими образовательными учреждениями:
Образовательная среда ДОУ характеризуется:
Таким образом, существующая
Решение этих проблем позволит
ДОУ перейти на качественно новый уровень
организации образовательного процесса,
обеспечивающий не только высокий интеллектуальный
уровень ребенка-выпускника, формирование
его гражданской позиции, но и сохранение
физических и психических возможностей
реализации его интеллектуального и творческого
потенциала.
2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие стратегической составляющей
Основными чертами стратегического планирования являются включение в его содержание основных проблем деятельности учреждения, создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятие текущих решений.
Стратегия развития
Соотнесем результаты
Стратегия развития образовательного учреждения
Конкурентные преимущества ДОУ
Макроподсистемы
организации |
Краткая характеристика преимуществ |
Учебная деятельность: | Достаточно высокий потенциал педагогических кадров. |
Научная деятельность: | Связь с КРИРО и ПК – возможность повышать квалификацию, внедрять современные технологии. |
Хозяйственная деятельность: | Неплохое материально- |
Управленческая деятельность: | Совершенствование нормативно-правовой базы с учетом современных требований. |
Экономическая деятельность: | Увеличение доли
финансовой самостоятельности в
пределах бюджета (сметы).
Привлечение родителей – спонсоров. |
Маркетинговая деятельность: | Мониторинг запросов, удовлетворенности родителей качеством воспитания и образования детей в ДОУ. |
Матрица STEP – анализа внешней среды ДОУ № 104
Факторы внешней среды (глобальные проблемы) | Краткая характеристика сценариев развития образования | ||
Пессимистический | Реалистичный | Оптимистичный | |
1.Социальные:
- демографические
проблемы (повышение рождаемости детей); - сложные материальные
условия в сочетании с |
Перенаполнение
групп детьми, снижение качества работы. Отток профессионалов в другие сферы работы. |
Сформированность
социального заказа на образовательные
услуги системы ДОУ позволяет определить
направления развития ДОУ.
Соблюдение прав, ТК. |
Развитие новых
форм дошкольного воспитания (группы краткосрочного
пребывания и др.). Сохранение социальных гарантий. |
2. Технологические (компьютеризация) | Модернизация сферы образования | Отбор и адаптация современных информационных технологий к специфике ДОУ. | |
- сложности с формированием государственного бюджета страны, республики, города; - темпы инфляции |
Отсутствие или недостаточное государственное финансирование ставит систему ДОУ на уровень самовыживания, создает напряженность внутри коллектива. | Финансирование ДОУ осуществляется только за счет бюджетных средств. | Привлечение заинтересованных организаций для внебюджетного финансирования, материально-технического обеспечения. |
- федеральная и
регио-нальная образовательная - особенности региональ-ной политической ситуации; - степень правовой защищенности работников. |
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие сохранность и развитие системы дошкольного образования. | Прогресс в осуществлении принципов демократизации, модернизации образования. |
Матрица
SWOT – анализа внутренней
среды ДОУ № 104
Сильные стороны | Возможности |
1. Стабильный
персонал с большим опытом
работы, достаточно высокой |
1. Внедрение современных
образовательных программ и |
2. Благоприятный
морально-психологический |
2. Позволяет добиваться
поставленных целей.
Возможность перейти с режима функционирования в режим развития. |
3. Взаимосвязь с КРИРО и ПК, ПК № 2 по организации повышения квалификации педагогических кадров. | 3. Наличие опытных
специалистов в КРИРО и ПК,
способных осуществлять научно- |
4. Достаточно высокая корпоративная культура педагогических кадров. | 4. Имидж среди родителей, в социуме микрорайона. Можно существенно влиять на ближайшее окружение, на культуру родителей. |
5. Линейно-функциональная структура управления. | 5. Делегирование полномочий, четко регламентированная деятельность всех звеньев управления. |
Слабые стороны | Угрозы |
1. Недостаточный
уровень материально- |
1. Сдерживание процесса
внедрения, развития |
2. Отсутствие научного сопровождения деятельности ДОУ, развития приоритетного направления ДОУ. | 2. Снижение качества реализации задач ДОУ. Угроза конкуренции. |
3. Не разработана
система стратегического |
3. Сдерживание развития приоритетного направления. |
4.Нет опыта по установлению партнерских отношений с различными организациями, потенциал которых может быть использован в воспитательно-образовательном процессе; организациями, осуществляющими финансирование проектов в области образования. | 4. Недостаточное финансирование ДОУ. |
5. Низкая
заработная плата сдерживает
профессиональный потенциал, |
5. Снижение творческого
потенциала и общественно- |
Ранжирование глобальных проблем развития ДОУ № 104
Глобальные и локальные проблемы | Ранг важности | Комментарии |
Управление
учебной деятельностью Лицензирование, аттестация, аккредитация |
2 2 |
Это основная деятельность
персонала ДОУ. Приведение нормативно-правовой базы в соответствие с современными требованиями. |
Подготовка
учебно-методического процесса |
1
|
Обеспечение качественных
условий для воспитательно- |
Учебный процесс | 3 | |
Методический процесс | 4 | Необходимо методическое обеспечение учебного процесса. |
Информатизация и компьютеризация | 5 | |
Управление
научной деятельностью Научно-консалтинговая деятельность |
6 |
Отсутствие финансовой поддержки для научных связей ДОУ с учеными, специалистами КРИРО и ПК. |
Проектно-конструкторская
деятельность Издательская деятельность Аспирантура и докторантура Ученый совет и спецсоветы |
1 |
Необходима для распространения опыта работы ДОУ |
Управление
хозяйственной деятельностью
Ремонтно-строительная деятельность |
3
3 |
Необходима для нормального функционирования ДОУ. |
Охрана
труда и техника безопасности |
2 |
Обеспечение благоприятных условий для труда сотрудников и охраны жизни и здоровья воспитанников. |
Материально-техническое снабжение |
1 |
Необходимо для качественной реализации Учебно-воспитательных программ, для развития конкурентоспособности ДОУ в социуме. |
Транспорт
Обслуживающее хозяйство |
-
- |
|
Управленческая
деятельность Стратегия развития |
1 1 |
Наиболее важная,
т.к. определяет качество развития ДОУ.
Не разработана программа развития ДОУ. |
Организация системы и процессов управления | 2 | Корректировка функций управления. |
Управление персоналом | 4 | Делегирование полномочий, развитие самоуправления. |
Управление социальным развитием | 3 | Отсутствие достаточных условий (возможностей) для более полного удовлетворения потребностей сотрудников. |
Управление
экономической деятельностью
Экономическое развитие Финансы и бухгалтерский
учет Коммерческая деятельность |
4
2 3 4 |
Отсутствие самостоятельности в |
Труд и заработная плата | 1 | Достойная зарплата – одна из важных составляющих мотивации к труду. |
Управление
маркетинговой деятельностью
Качество образовательного
процесса |
5
1 |
Реализация целей ДОУ в соответствии с Госстандартами. Определяет рейтинг ДОУ среди других ДОУ города. |
Маркетинг образования | 3 | Изучение спроса на образовательные услуги, уровня предоставления услуг. |
Международные
связи
Реклама и связи с общественностью |
-
2 |
Формирование положительного имиджа ДОУ, повышение рейтинга. |