Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

Характеристика  сотрудничества с  учреждениями социума.

  В нашем ДОУ осуществляется единая имиджевая политика, направленная на повышение статуса образовательного учреждения в городе Сыктывкаре (Приложение 3).

      Детский сад с момента образования и по сегодняшний день плодотворно сотрудничает с учебными заведениями, заведениями дополнительного образования детей дошкольного возраста и учреждениями культуры.  На протяжении многих лет ДОУ  проводит совместные мероприятия с другими дошкольными учреждениями, Республиканским центром дополнительного образования, Дворцом творчества детей и учащейся молодежи, библиотеками города, Республиканской филармонией, Центром коми культуры и т.д.  ДОУ поддерживает дружеские  и профессиональные отношения со школами г. Сыктывкара. 

      В течение последних лет  ДОУ  проводит внутренне и внешнее  маркетинговое исследование, цель которого – выявление статуса дошкольного учреждения.

      За  годы работы проведены мониторинги  по следующим направлениям:

  • оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста;
  • оценка учебной нагрузки  на детей дошкольного возраста;
  • оценка качества реализации программы.

      Результаты  мониторингов анализировались, выявлялись факторы, оказывающие позитивное влияние на качество реализации программ, выявлялась динамика достижений детей. Полученные результаты заносились в банки обследования, доводились до сведения педагогического коллектива, родителей, учитывались при планировании дальнейшей работы.

  Таким образом, внешние связи и работа, направленная на взаимодействие с заинтересованными учреждениями является одним из показателей популяризации деятельности учреждения и способствует повышению его авторитета среди населения в целом, а также способствует совершенствованию межведомственных связей и переводу учреждения в режим развития.     

        Подводя итоги анализа состояния образовательной системы ДОУ можно выделить ряд конкурентных преимуществ перед другими  образовательными  учреждениями:

  • ДОУ имеет значительный авторитет в окружающем социуме и реализует   приоритетное направление в области художественно-эстетического  развития детей дошкольного возраста
  • В ДОУ работает квалифицированный педагогический коллектив, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию, мотивированный на работу с детьми дошкольного возраста
  • В ДОУ воспитательно-образовательный процесс начинает строится на основе индивидуализации  обучения, что повышает качество образования и конкурентоспособность  ребенка-выпускника ДОУ
  • Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ развивающих педагогических технологий позволяет  выстроить субъект - субъектные отношения между ребенком и  педагогом

    Образовательная среда ДОУ характеризуется:

  1. Стабильным ростом результативности воспитательно-образовательного процесса
  2. Усилением творческого самоопределения педагогов через систему  методической работы
  3. Единством  образовательного и воспитательного пространства.
 

     Таким образом, существующая образовательная  среда должна модернизироваться для создания благоприятных условий развития интеллектуального потенциала ребенка, находящегося в ДОУ, то есть должна  отвечать ряду современных  требований:

  1. Образовательная среда должна быть мобильна, т.е. активно реагировать  на внешние (социальный заказ изменение социума) и внутренние (запросы, потребности самого ребенка, родителей) факторы.
  2. Образовательная среда должна активно внедрять информационные системы и  инновационные педагогические технологии, что повлечет за собой переход на компетентностный уровень  образования (повышение уровня компетентности, как педагога, так и родителей).
  3. Образовательная среда будет способствовать непрерывному профессиональному самообразованию,  со стороны     педагога.
  4. Образовательная среда должна обеспечить  расширение возможностей  для самоопределения детей, через индивидуальные образовательные траектории развития (с учетом запросов детей и родителей).
 

      Решение этих проблем позволит  ДОУ перейти на качественно новый уровень организации образовательного процесса, обеспечивающий не только высокий интеллектуальный уровень ребенка-выпускника, формирование его гражданской позиции, но и сохранение физических и психических возможностей реализации его интеллектуального и творческого потенциала. 

2.2. Проблемно-ориентированный  анализ программы  развития на наличие  стратегической составляющей

    Основными чертами стратегического планирования являются включение в его содержание основных проблем деятельности учреждения, создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятие текущих решений.

      Стратегия развития дошкольного  образования задана в государственных  документах: Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г., Государственной программе  «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» как ориентиры для всей системы образования.

      Соотнесем результаты деятельности  ДОУ с современными требованиями  к результативности работы образовательных  учреждений с целью выбора  стратегии развития нашего ДОУ.  Для этого воспользуемся современными  методиками:     на практике для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образования широко применяют STEP и SWOT – анализ, определяются конкурентные преимущества ДОУ, ранжируются проблемы развития учреждения, аргументируются стратегические идеи развития и выбирается базовая стратегия развития учреждения. 

Стратегия развития образовательного учреждения

      Конкурентные преимущества ДОУ

Макроподсистемы

организации

Краткая характеристика преимуществ
Учебная деятельность: Достаточно высокий  потенциал педагогических кадров.
Научная деятельность: Связь с КРИРО и ПК – возможность повышать квалификацию, внедрять современные технологии.
Хозяйственная деятельность: Неплохое материально-техническое  обеспечение в сравнении с некоторыми ДОУ города.
Управленческая  деятельность:  Совершенствование нормативно-правовой базы с учетом современных требований.
Экономическая деятельность: Увеличение доли финансовой самостоятельности в  пределах бюджета (сметы).

Привлечение родителей  – спонсоров.

Маркетинговая деятельность: Мониторинг запросов, удовлетворенности родителей качеством воспитания и образования детей в ДОУ.
 

        Матрица STEP – анализа внешней среды ДОУ № 104

Факторы внешней среды (глобальные проблемы) Краткая характеристика сценариев развития образования
Пессимистический Реалистичный Оптимистичный
1.Социальные:

- демографические  проблемы (повышение рождаемости детей); 
 
 
 

- сложные материальные  условия в сочетании с невысоким социальным престижем профессии

Перенаполнение  групп детьми, снижение качества работы. 
 
 
 
 

Отток профессионалов в другие сферы работы.

Сформированность  социального заказа на образовательные услуги системы ДОУ  позволяет определить направления развития ДОУ.

Соблюдение прав, ТК.

Развитие новых  форм дошкольного воспитания (группы краткосрочного пребывания и др.).  

Сохранение социальных гарантий.

2. Технологические  (компьютеризация)   Модернизация сферы  образования Отбор и адаптация современных информационных технологий к специфике ДОУ.
    3. Экономические:

- сложности с формированием государственного бюджета страны, республики, города;

- темпы инфляции

Отсутствие  или  недостаточное государственное финансирование ставит систему ДОУ на уровень самовыживания, создает напряженность внутри коллектива. Финансирование  ДОУ осуществляется только за счет бюджетных средств. Привлечение заинтересованных организаций для внебюджетного финансирования, материально-технического обеспечения.
    4. Политические:

- федеральная и  регио-нальная образовательная политика;

- особенности региональ-ной  политической ситуации;

- степень правовой  защищенности работников.

  Нормативно-правовые документы, обеспечивающие сохранность и развитие системы дошкольного образования. Прогресс в осуществлении принципов демократизации, модернизации образования.
 

    Матрица SWOT – анализа внутренней среды ДОУ № 104 

Сильные стороны Возможности
1. Стабильный  персонал с большим опытом  работы, достаточно высокой квалификации. 1. Внедрение современных  образовательных программ и технологий. Развитие форм самоуправления. Участие в городских конкурсах, обобщении и распространении педагогического опыта.
2. Благоприятный  морально-психологический климат  в коллективе. 2. Позволяет добиваться  поставленных целей.

Возможность перейти  с режима функционирования в режим развития.

3. Взаимосвязь  с КРИРО и ПК, ПК № 2 по  организации повышения квалификации педагогических кадров. 3. Наличие опытных  специалистов в КРИРО и ПК, способных осуществлять научно-методическое  сопровождение развития ДОУ по  приоритетному направлению.
4. Достаточно  высокая корпоративная культура педагогических кадров. 4. Имидж среди родителей, в социуме микрорайона. Можно существенно влиять на ближайшее окружение, на культуру родителей.
5. Линейно-функциональная  структура управления. 5. Делегирование  полномочий, четко регламентированная деятельность всех звеньев управления.
Слабые стороны Угрозы
1. Недостаточный  уровень материально-технической  базы, научного, методического обеспечения  приоритетного направления работы  ДОУ. 1. Сдерживание процесса  внедрения, развития приоритетного  направления работы ДОУ.
2. Отсутствие  научного сопровождения деятельности ДОУ, развития приоритетного направления ДОУ. 2. Снижение качества  реализации задач ДОУ. Угроза  конкуренции.
3. Не разработана  система стратегического планирования. 3. Сдерживание развития  приоритетного направления.
4.Нет опыта  по установлению партнерских отношений с различными организациями, потенциал которых может быть использован в воспитательно-образовательном процессе; организациями, осуществляющими финансирование проектов в области образования. 4. Недостаточное  финансирование ДОУ.
5. Низкая  заработная плата сдерживает  профессиональный потенциал, мотивацию  для повышения квалификации, желание  качественно работать. 5. Снижение творческого  потенциала и общественно-социальной активности педагогов, низкий уровень социальной защищенности.
 
 
 

      Ранжирование  глобальных проблем  развития ДОУ №  104

Глобальные и локальные  проблемы Ранг важности Комментарии
Управление  учебной деятельностью 
 

Лицензирование, аттестация, аккредитация

2 
 

2 

Это основная деятельность персонала ДОУ. 

Приведение нормативно-правовой базы в соответствие с современными требованиями.

Подготовка  учебно-методического процесса 
1

      

Обеспечение качественных условий для воспитательно-образовательного процесса.
Учебный процесс 3  
Методический  процесс 4 Необходимо методическое обеспечение учебного процесса.
Информатизация  и компьютеризация        5  
Управление  научной деятельностью 

Научно-консалтинговая деятельность

6 
Отсутствие финансовой поддержки для научных связей ДОУ с учеными, специалистами КРИРО и ПК.
Проектно-конструкторская  деятельность 

Издательская деятельность 

Аспирантура и докторантура

Ученый совет и  спецсоветы

 
 
1
Необходима для  распространения опыта работы ДОУ
Управление  хозяйственной деятельностью

Ремонтно-строительная деятельность

3

3

Необходима для  нормального функционирования ДОУ.
Охрана  труда и техника безопасности 
2 
Обеспечение благоприятных  условий для труда сотрудников  и охраны жизни и здоровья воспитанников.
 
Материально-техническое  снабжение 
 
 
1 
 
 
Необходимо  для качественной реализации Учебно-воспитательных программ, для развития конкурентоспособности ДОУ в социуме.
Транспорт

Обслуживающее хозяйство

-

-

 
Управленческая  деятельность 

Стратегия развития

1 

1

Наиболее важная, т.к. определяет качество развития ДОУ.

Не разработана  программа развития ДОУ.

Организация системы и процессов управления 2 Корректировка функций  управления.
Управление  персоналом 4 Делегирование полномочий, развитие самоуправления.
Управление  социальным развитием 3 Отсутствие достаточных условий (возможностей) для более полного удовлетворения потребностей сотрудников.
Управление  экономической деятельностью

Экономическое развитие

Финансы и бухгалтерский  учет 

Коммерческая деятельность

4

2

3 

4

 
 
Отсутствие  самостоятельности в распределении финансов.
Труд  и заработная плата  1 Достойная зарплата – одна из важных составляющих мотивации к труду.
Управление  маркетинговой деятельностью

Качество образовательного процесса 

5

1 

 
Реализация  целей ДОУ в соответствии с  Госстандартами. Определяет рейтинг ДОУ среди других ДОУ города.
Маркетинг образования         3 Изучение спроса на образовательные услуги, уровня предоставления услуг.
Международные связи

Реклама и связи  с общественностью

-

        2

 
Формирование  положительного имиджа ДОУ, повышение рейтинга.

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования