Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

           В 2008 году было проведено анкетирование  с целью выяснения личностно-профессионального развития педагогов. Анализ анкетирования позволил сделать выводы о достаточно высоком уровне знаний педагогов о сущности воспитания, содержания работы с семьей, основ преемственности ДОУ со школой. Вместе с тем были выявлены проблемы в знаниях педагогов в области психологии детей, современных концепций воспитания, современных педагогических технологий. Наиболее слабо развита способность к исследовательской деятельности, воспитатели испытывают затруднения в построении программы своего профессионального совершенствования. Недостаточно развита рефлексивная культура педагогов.

   Эпоха всемирной компьютеризации и новые  обучающие компьютерные технологии, диктуют спрос на педагогов, имеющих навыки пользования компьютером. В нашем ДОУ 2 педагога (7%) имеют высокий уровень овладения компьютерными технологиями; 9 педагогов  (30%)  - уровень пользователя ПК. Нам необходимо  предусмотреть перспективу переподготовки кадров на курсах пользователей ПК, а также освоения других информационных технологий.

Характеристика  методического обеспечения

образовательного процесса 

   Одним из приоритетных направлений методической работы является научно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, которое в первую очередь призвано осуществлять информационно-методическое сопровождение в реализации художественно-эстетического развития детей, а также повышения качества образования в целом.

   Одной из главных задач методической работы в ДОУ является повышение квалификации педагогов и оказание методической помощи в выявлении, изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в организации и подборе грамотного и качественного содержания учебно-воспитательного процесса.

      В ДОУ ведется планомерная  методическая работа с педагогами. В практику работы вошли и успешно используются  следующие формы работы:

    • научно – методические семинары
    • педагогические советы
    • творческие группы
    • институт наставничества
    • фестиваль педагогического мастерства
    • педагогические мастерские и др.

      Совершенствование структуры и содержания дошкольного  образования изменило систему   работы  с педагогами,  в ДОУ  были пересмотрены принципы  планирования, подготовки и проведения  крупных мероприятий педагогического коллектива: педсоветов, творческих групп, семинаров. Введены в практику  работы новые методические формы:

    • педагогические фестивали
    • методические семинары – практикумы
    • презентации
    • мастер – классы.

      Методическая  работа  оформилась  в целостную  систему взаимосвязанных мер, направленных на  повышение профессиональной  компетентности всех членов педагогического коллектива. Методическая работа с педагогическим коллективом  была направлена  на коррекцию  представлений  педагогов о сущности педагогической  деятельности в свете новых требований личностно -  ориентированного обучения.

Совершенствование системы работы с  педагогами

           
 
 

   

 

   
 
 
 
 

 
 
 

   
 
 
 
   
 
 

      В период с 2003  по 2008 год  было проведено 15  тематических педагогических советов, направленных на совершенствование педагогического мастерства педагогов, изучение и внедрение в практику работы ДОУ  современных педагогических технологий.

      В ходе подготовки к педсоветам с педагогами проводилась методическая учеба, фестивали открытых занятий в соответствии  с темами педагогических советов.

      Подготовка  к тематическим  педсоветам  проходит несколько уровней:

      • Диагностический уровень – Анализ затруднений, выявление противоречий, анализ состояния ВОП (анкеты, тесты, опросы, наблюдения, отчеты, справки, собеседования)
      • Теоретический уровень – Изучение педагогами теории проблемы индивидуально (по заданию творческой группы) в проблемных группах, при самообразовании,  на заседаниях творческих групп.
      • Фактический уровень – Соотношение теоретических выводов с опытом своей практической  деятельности, обсуждение результатов диагностики, подготовка выступлений на педсовете.
      • Уровень принятия решений – Заслушивание итогов работы проблемных групп, принятие управленческих решений, рефлексия.

    

     Но в тоже время у ДОУ имеются свои проблемы по повышению квалификации педагогов, так, например, в методическом кабинете ДОУ систематизация материалов не соответствует требованиям реализуемой нами «Программы воспитания и обучения в детском саду». Следует так же отметить, что в организации и содержании методической работы недостаточно продумана организация работы по самообразованию педагогов.

     Результатами  эффективной методической работы с  кадрами является  наработка педагогического  опыта по различным направлениям образовательно-воспитательной работы, которые имеют положительную оценку и находят распространение среди педагогов дошкольных образовательных учреждений города Сыктывкара и Республики Коми. За последние годы в ДОУ изучены и обобщены следующие опыты работы:

  • Кулыгина О.Э.(воспитатель) - «Воспитание культурно – гигиенических навыков через использование малых фольклорных форм с детьми младшего дошкольного возраста». - первая категория
  • Абакановская В.А. (воспитатель) – «Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью». - высшая категория
  • Куштысева Е.В. (воспитатель)  – «Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения за природными явлениями». - вторая  категория
  • Першина С.А. (хореограф) – «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения» - первая категория
  • Пылаева И.В. (музыкальный руководитель) «Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего       дошкольного возраста» - высшая категория
  • Ситкарева Н.В. (воспитатель) «Психолого-педагогические условия формирования у детей творческих способностей» - высшая категория
 

     Также одним из методических достижений в  деятельности нашего ДОУ мы считаем  участие в конкурсе профмастерства «Воспитатель года» и награждение премией Главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» воспитателя Рубан Л.Л.

      Накопленным опытом работы, наработанными   методическими материалами педагоги делятся со своими коллегами из МДОУ города и республики  в ходе открытых  занятий, конференций и семинаров. Проведено 11 семинаров для педагогов, руководителей и заместителей ДОУ, слушателей курсов КРИРО и ПК.

     Вместе  с тем, для достижения качественных результатов в повышении профессионального  мастерства педагогов, в ДОУ существуют проблемы в инертном отношении воспитателей к самосовершенствованию и профессиональному развитию, в  недостаточной реализации парциальных программ по художественно-эстетическому развитию детей для установления интеграции разных видов деятельности таких как: музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, художественно-литературное творчество, театрализованная деятельность. По результатам тематических проверок, открытых занятий выявляется  недостаточный уровень владения педагогами системой развивающего обучения, не проявляют личной инициативы по обогащению опыта при реализации современных педагогических технологий, при обобщении и распространении использования эффективных методов и приемов в работе с детьми.

     Выявленные  проблемы характеризуют, что воспитатели  слабо владеют личностно-ориентированным подходом  развития детей, которое можно успешно усвоить и реализовать в педагогической практике на  основе развивающего обучения и введения новых педагогических технологий.

           Таким образом, в ДОУ  создана система  методической службы, которая имеет свой положительный опыт в работе с педагогами. Однако в ДОУ существуют проблемы:

     1.Отсутствие  психолого-педагогических  основ реализации  личностно-ориентированного подхода к развитию детей.

     2.Отсутствие  систематизации методических  материалов в соответствии с требованиями реализуемой Программы воспитания и обучения  в детском саду

     3. Недостаточность  в реализации парциальных  программ художественно-эстетической направленности.

Характеристика  управленческой системы

     Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, взаимной ответственности всех участников  образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, открытости, коллегиальности и демократизации, ценностно-личностного  подхода к субъектам системы управления и осуществляется в соответствии с законодательством РФ и РК в области образования и Уставом ДОУ.

Управление  нашим ДОУ представлено в органиграмме.

Структура управления

 
 

 

   

   
 
 

     В учреждении утверждена система участников управления, как структура управления, так и их должностной функционал. Согласно Уставу в детском саду функционируют коллегиальные формы управления такие как: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет,  Родительский комитет, Общее родительское собрание. (Приложение 2) Все коллегиальные органы управления работают согласно разработанных и утвержденных Положений и планов. Постоянно действующим руководящим органом для обсуждения основных направлений образовательно-воспитательного процесса является Педагогический совет, который проходит 5 раз в год.  Из них 2 заседания Педагогического совета традиционно посвящаются совершенствованию подходов к реализации приоритетного направления деятельности нашего учреждения: художественно-эстетического.

      Кроме коллегиальных органов управления, в учреждении работают комиссии: по аттестации работников, экспертный совет, комиссия по предупреждению травматизма, по списанию материальных ценностей, по охране труда, работа которых регламентируются соответствующими локальными актами.

    Управленческая  деятельность делегируется членам администрации согласно разработанной и утвержденной циклограмме контрольно-инспекционной деятельности, где определено основное содержание управления ДОУ через распределение функциональных /должностных/ обязанностей между административным аппаратом и педагогическим коллективом. Модернизация системы управления ДОУ позволит всем  членам педагогического сообщества раскрыть управленческие задатки, разграничить права  и обязанности администрации, педагогов и родителей, социальных партнеров, а также будет стимулировать процессы создания коллегиальных органов управления.

      Таким образом, в детском саду создана традиционная система управления коллективом с преобладанием рефлексивного управления и административных методов, которые способствуют стабильному функционированию учреждения. Следовательно, для модернизации существующей системы управления при переходе учреждения из режима функционирования в режим развития существует необходимость обновления  модели управления ДОУ. Есть необходимость создать в ДОУ коллегиальный орган, обеспечивающий управление художественно-эстетическим развитием дошкольников.

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования