Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

    Причины создания миссии можно условно разделить на внешние и внутренние(33, с.12). К внешним причинам относят необходимость формирования имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции. Внутренние причины формулирования миссии  связаны с необходимостью определения поля поиска решения проблем, внутренних изменений в организации, определения общего приоритетного направления деятельности, повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества в организации.

      Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса и тех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Миссия должна определяться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

    В литературе по менеджменту  мы сталкиваемся ещё с одним  понятием – видение, обозначающим идеальный образ организации.    А.Томпсон и А.Дж.Стрикленд характеризуют это понятие следующим образом: «Стратегическое видение дает картину того, «кто мы, чем занимаемся и чего намерены достичь» Стратегическое видение необходимо руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании» (34, с.47)

      Наличие  яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения, рассматривается, как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности образовательного учреждения.    «Видение – это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего,  достижение которого возможно только при  самых благоприятных внешних и внутренних условий; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы» (33, с.11). 

       Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны  быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, родители, социальные партнеры, вышестоящие организации. В процессе формулирования миссии выделяют три этапа: подготовка, формулирование и развитие (33, с.12). Содержание деятельности каждого этапа представлены во многих исследованиях по стратегическому менеджменту.

Аналитический этап разработки стратегического  планирования

      Для осуществления успешной деятельности на рынке образования образовательному учреждению необходимо научиться отслеживать и прогнозировать все изменения внешних и внутренних условий. Своевременно принятые меры помогут образовательному учреждению, избежать некоторые проблемы или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. Анализ среды, как внешней, так и внутренней является сегодня важнейшей составляющей стратегического управления.

    На практике для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образования широко применяют STEP и SWOT – анализ.

   «Внешняя среда – это сфера, в которой образовательное учреждение осуществляет свою жизнедеятельность, совокупность «факторов влияния» вне образовательного учреждения» (33, с.23). Внешняя среда состоит из «дальнего» (влияние экономики, социального и культурного развития общества, экологии) и «ближнего» (рынок трудовых ресурсов, образовательных услуг, деятельности конкурентов) окружения. В условиях нашей страны очень важным фактором является анализ действия органов власти, изучение нормативных и стратегических документов федерального, регионального, местного  уровня.

    Методика STEP – анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления потенциальных угроз и открывающихся потенциальных возможностей

    Но, находясь в сходной общесоциальной  обстановке, конкретные образовательные учреждения получают абсолютно разные результаты, и не всегда это можно объяснить такими внешними причинами, как хорошая ситуация в районе или помощь местного начальства.

     Для осуществления более детального анализа ситуации можно использовать методику анализа факторов внутренней среды.

     «Внутренняя среда – это совокупность компонентов, их функциональных взаимосвязей и участников образовательного процесса, в деятельности которых реализуются цели образовательного учреждения» (9, с.26)

     Как правило, исходным методом  исследования внутренней среды является SWOT – анализ (S – Strengths – сильные стороны, W – Weaknesses – слабые стороны, O – Opportunities – возможности, T – Threats – угрозы). Данная методика является универсальным аналитическим инструментом, областями применения которого могут быть: стратегический анализ, функциональный анализ, маркетинговый анализ и т.д.

   Как известно, смысл любого изменения заключается в получении нового результата, который существенно отличается от уже имеющегося. Поэтому необходимо сопоставить результаты, полученные в ходе анализа внешней и внутренней среды, с теми результатами, которые хотим получить после планируемых изменений. Это позволит в ходе стратегического планирования, определить приоритетные направления в развитии образовательного учреждения.

     В ходе сопоставления того, что  есть, с тем, что должно быть в будущем, необходимо зафиксировать обнаруженные разрывы между реальными и желаемыми результатами. Эти разрывы принято называть проблемами. Поэтому метод, нацеленный на выявление таких разрывов, называют методом проблемного  или проблемно-ориентированного  анализа.

 

Формирование  стратегического  плана образовательного учреждения

   Одним  из видов деятельности, в котором  педагогическая команда образовательного учреждения может продемонстрировать свою эффективность и поддержать свой имидж, является разработка и реализация стратегического плана.

   Но  прежде, чем приступать к разработке  плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели – важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения. А.Томпсон и А.Дж.Стрикленд утверждают: «до тех пор, пока долгосрочные планы развития компании и её миссия не привязаны к конкретным измеримым задачам, а менеджеры не демонстрируют процесс в выполнении этих задач, формулировка миссии и направления развития фирмы является лишь красивыми словами и нереализованными идеями» (34, с.60).

    Определение цели является решающим моментом стратегического управления. «Цель – это желаемый и заранее определяемый результат, который формулируется после миссии. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность соответствовала его миссии, а с другой  – отсекает» второстепенные цели» (33, с.35)

В зависимости  от характера и содержания миссии, результатов анализ внешней и внутренней среды образовательное учреждение устанавливает свои цели.

     В исследованиях  многих ученых подчеркивается адаптивный характер  стратегического планирования.  «Непрерывное переформулирование целей – отличительная черта стратегического планирования. Собственно, само планирование в этом понимании – организация непрерывного переформулирования целей при общем сохранении миссии организации. Однако, конкретные цели, методы, способы и формы работы могут подвергаться непрерывной коррекции» (39, с.113)

   Изучив  научно-методическую литературу  по стратегическому целеполаганию, мы можем выделить следующие требования к  хорошо сформулированной  цели:

- все участники  образовательного процесса должны  четко и однозначно, максимально  конкретно видеть характер и уровень результата;

- сроки достижения  результатов должны быть определены  как можно более точно;

- обязательно  должны быть определены допустимые и предельные затраты ресурсов, времени, усилий.

      В работе А.М.Моисеева мы находим, что «первой и главной областью или группой результатов школы являются, конечно, социально и личностно значимые образовательные результаты, которые описываются обычно в форме требований к выпускникам школы в виде ключевых компетенций» (20, с.68). Для современного дошкольного образовательного учреждения, обеспечение достойного уровня качества образования является стратегической целью.

    Второй возможной областью стратегического целеполагания выступает качество жизни участников образовательного процесса:

- детей (их самочувствие,  настроение, мотивация, обеспечение спектра образовательных услуг и т.п.)

- работников  ДОУ (развитие их профессионализма и личностного роста, система стимулирования продуктивной и  инновационной деятельности)

    Третьей группой стратегических целей могут стать цели, выдвигаемые относительно качественных характеристик коллектива ОУ, её команды, развития сплоченности, совместимости, организованности.

     К четвертой группе можно отнести цели в области системных характеристик школы.

     Осуществленный выбор направлений  изменений в образовательном  учреждении позволяет перейти к формулированию ожидаемых результатов этих изменений и их соотнесению с общими стратегическими ориентирами.

      Успешное решение стратегических  задач возможно только при  условии их разумного распределения  по времени и наличия необходимого  ресурсного и управленческого  сопровождения. Шагом в этом  направлении является выделение основных этапов реализации стратегии, которое позволяет показать, кто, в какие сроки, с какими конкретными результатами должен делать для достижения общих целей образовательного учреждения. Таким образом, стратегия из набора идей превращается в конкретный перспективный план, одну из важнейших частей программы развития образовательного учреждения.

    Далее наступает самый ответственный  период работы по стратегическому  планированию – продумывание  того, как реализовать стратегию.  Если стратегия образовательного учреждения носит системный и глубокий характер, то её реализация предполагает серьезную перестройку всего ОУ, введение новых подходов к её функционированию, изменение качества образовательной системы, её ресурсного обеспечения и т.п.

       «Стратегическая  цель сама по себе никогда не может быть достигнута, поэтому её следует представлять в виде системы подцелей, т.е. промежуточных целей, более ближних и краткосрочных»(33, с. 37). Краткосрочные цели выступают своего рода средствами для достижения стратегических целей.

      Расчленить стратегическую цель  на подцели, а также раскрыть  взаимосвязь между целью, задачами и мероприятиями – значит построить «дерево целей». Последовательное прохождение по «ветвям» этого дерева сверху вниз дает представление о конкретизации целей деятельности на планируемый период.

«Дерево целей»

О – цель; 1, 2, 3, 4 – задачи; а, б, в – направления деятельности по решению задач; I, II, III – мероприятия по направлениям деятельности

    На рисунке видно, как цель последовательно расчленяется на «задачи», «направления» и «мероприятия», и при этом сохраняется единство целеполагания. (24, с. 95)

    Использование «дерева целей» может быть использовано в качестве практического инструмента при планировании любого вида и масштаба.

    Итак, мы определили, что стратегический план образовательного учреждения призван обеспечить достижение целей ДОУ в долгосрочной перспективе. В результате разработки стратегических направлений развития учреждения определяются условия и необходимая информация для создания оперативных  планов. 

Целевые программы и проекты  в системе оперативного планирования

    Цель оперативного планирования – поиск наилучших способов достижения конкретных целей в рамках стратегического плана с учетом существующих ресурсов и времени.

     Крупнейшие американские специалисты  в области стратегического менеджмента Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж.  утверждают, что «стратегию лучше всего рассматривать как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы» (34, с.20)

     Анализируя научно-методическую  литературу по данному вопросу,  мы нашли, на наш взгляд наиболее  удачное описание системы оперативного  планирования  (СОП) (33, с.51)

СОП должна предусматривать:

- участие  каждого работника в процессе  планирования;

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования