Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

заключение

      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г., Государственная программа  «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» создали условия для решения задач изменения содержания образования, технологий образования, разработки механизмов управления, соответствующих запросам современного общества.

      Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная динамически развивающаяся система, которая требует грамотного управления. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность и ответственность руководителей за результаты деятельности своего образовательного учреждения.

    Сегодня большинство дошкольных  образовательных учреждений работают  в режиме поиска, являющемся переходным  этапом на пути  к режиму  развития. Перевод ДОУ в режим развития зависит от реализации основных функций управления: анализа, планирования, организации, контроля и коррекции.

    В настоящее время важность  управления деятельностью образовательного  учреждения на основе программно-целевого  подхода доказана жизненной практикой. Составление бизнес-планов, разработка долгосрочной стратегии развития    является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

    В связи с этим нами были  изучены теоретические основы  стратегического планирования деятельности  дошкольного образовательного учреждения, раскрыт программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности образовательного учреждения и сделан вывод, что реализация стратегического планирования возможна через программно-целевой метод управления.

    Используя технологию Лазарева В.С., Поташника М.М. мы выстроили этапы разработки программы развития нашего дошкольного образовательного  учреждения.

     Мы соотнесли результаты деятельности ДОУ с современными требованиями к результативности работы образовательных учреждений с целью выбора стратегии развития нашего ДОУ. Для этого воспользовались современными методиками для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образования STEP и SWOT – анализ, определили конкурентные преимущества ДОУ, проранжировали проблемы развития учреждения, аргументировали стратегические идеи развития и выбрали  базовую стратегию развития учреждения.

     На основании результатов системного  и проблемно-ориентированного анализа  мы разработали концепцию программы  развития нашего ДОУ на 2009-2013г.г., обновленную модель ДОУ, выделили принципы построения и реализации  программы развития, сформулировали стратегическую цель, миссию нашего учреждения и составили системный план мероприятий по реализации программы развития ДОУ по направлениям деятельности.

    В результате реализации программы  развития нашего образовательного  учреждения мы предполагаем получить  обновленную  образовательную  и информационную среду, повысить  качество педагогической и правовой  компетентности педагогов и родителей, совершенствовать механизмы организационных структур управления через новые формы общественно-государственного управления.

    Таким образом, мы можем утверждать, что внедрение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения программно-целевого  метода позволяет разрабатывать программы развития учреждений на основе стратегического планирования, что позволит учреждению перейти на качественно новый уровень развития с учетом современных требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

а) официальные документы и материалы:

  1. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-Р (п.2)
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. № 1340-Р)

б) книги и брошюры

  1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.:ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
  2. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения: Методическое пособие. – М.:Ансел, 1997. – 94с.
  3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольных учреждениях. – М.: Новая школа, 1997. – 48с.
  4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб, 1997. – 47с.
  5.   Карстанье П. Миссия школы: концепция, функции, разработка/Управление в образовании. – Спб, 1996. - 76с.
  6.   Комарова Т.С. Основы управления дошкольным учреждением: Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сборник научных трудов. – М.: 1981. – с.12-27
  7. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.1. – М.:ЦГЛ, 2004.- 160с.
  8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.2. – М.:ЦГЛ, 2004.- 192с.
  9. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск, 2000. – 224с.
  10. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1993. – 48с.
  11. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество, 2002. – 304с.
  12. Майер А.Д. Программа развития ДОУ. Построение и реализация. – М.: Творческий центр, 2004.- 128с.
  13. Маневцова Л.М., Лебедева С.С. Самоанализ деятельности руководителя как фактор повышения качества управления ДОУ: Методическое пособие. – СПб, 2003. – 58с.
  14. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 57с.
  15. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие/под ред. Егоршина А.П. – Н.Новгород, 2001. – 624с.
  16. Моисеев А.М. Стратегическое планирование системных изменений в образовании. М.: 2003г.
  17. Моисеев А.М. Качество управления школой, каким оно должно быть. Библиотека журнала директора школы №4 2001г. – М.:Сентябрь, - 160с.
  18.   Навазова Т.Г. Продуктивная деятельность директора по эффективному управлению образованием учреждения. – Сыктывкар: КРИРОиПК, 1998. – 170с.
  19.   Навазова Т.Г., Герасимова М.П. Основы управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Курс лекций. – Сыктывкар: КРИРОиПК, 2005. – 62с.
  20. Основы менеджмента: Опорный конспект по учебнику М.Мексона, М.Альберта, Ф.Хедоури /Сост. Т.Г.Навазова. – Сыктывкар: ГОУДПО КРИРОиПК, 2005, переизд.2007 – 92с.
  21. Планирование деятельности профессионального образовательного учреждения/Под ред. Е.В.Васиной. – СПб, 2003.
  22. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 1999. – 432с.
  23. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 352с.
  24. Поташник М.М. Управление современной школой. М., 1992. – 201с.
  25. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М.Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 191с.
  26. Репин С.А. Программно-целевой принцип управления образованием:  Монография /Под ред. Г.Н.Серикова – Челябинск; Изд-во ЧГПУ, 1999. – 221с.
  27. Русия Л.Г. Организация коллективного планирования в детском саду: Автореферат диссертации. – Тбилиси, 1985. – 25с.
  28. Солодянкина О.В. система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти,2005.- 92с.
  29. Стратегический  менеджмент в образовании: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьютеров /Т.В.Светенко, И.В.Галковская,  Е.Н.Яковлева. – М.:АПКиПРО, 2007. – 76с.
  30. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: ЮНИТИ, 1998г. – 576с.
  31. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. М.: Новая школа, 2001. – 304с.
  32. Троян А.Н. Функции педагогического анализа в управлении работы дошкольным учреждением: Автореферат диссертации. – М., 1984. – 23с.
  33. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие. /Под ред. Поташник М.М. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448с.
  34. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. ред. Поташник М.М., Лазарев В.С. – М.: Новая школа, 1995.- 464с.
  35. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией/М: Сентябрь, 2000. – 89с.
  36. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М.: Аркти, 2003 – 263с.
  37. Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. – М.: Аркти, 2005. – 144с.
 

в) периодические издания:

  1. Дмитриева Л.В. делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4, 2005. – С.24-31
  2.   Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4, 2003. – С.18-24
  3. Моисеев А.И. Программа развития образовательного учреждения (целевая, комплексная программа развития образовательного учреждения) // Практика административной работы в школе. - №7, 2003. – С.14-20.
  4. Пайгусов А.И. Как использовать SWOT-анализ в процессе изучения внешней среды образовательного учреждения// Практика административной работы в школе. - №2, 2004. – С.14-17.
  5. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 3, 2006. – С.8-18
  6. Рыбалова И.А. Менеджмент качества в ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 1, 2005. – С.15-22
  7. Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 1, 2003. – С.4-15
  8. Строкова Т.А. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация//Директор школы. - №1,2006. – С.43-47.

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования