заключение
Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года, Концепция Федеральной
целевой программы развития образования
на 2006-2010 г.г., Государственная программа
«Образование и развитие инновационной
экономики: внедрение современной модели
образования в 2009-2012 годы» создали условия
для решения задач изменения содержания
образования, технологий образования,
разработки механизмов управления, соответствующих
запросам современного общества.
Современное дошкольное образовательное
учреждение – сложная динамически развивающаяся
система, которая требует грамотного управления.
Социально-экономические и политические
процессы, происходящие в нашей стране,
кардинально изменили содержание управленческой
деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность
и ответственность руководителей за результаты
деятельности своего образовательного
учреждения.
Сегодня большинство дошкольных
образовательных учреждений работают
в режиме поиска, являющемся переходным
этапом на пути к режиму
развития. Перевод ДОУ в режим развития
зависит от реализации основных функций
управления: анализа, планирования, организации,
контроля и коррекции.
В настоящее время важность
управления деятельностью образовательного
учреждения на основе программно-целевого
подхода доказана жизненной практикой.
Составление бизнес-планов, разработка
долгосрочной стратегии развития
является важным направлением деятельности
образовательного учреждения.
В связи с этим нами были
изучены теоретические основы
стратегического планирования деятельности
дошкольного образовательного учреждения,
раскрыт программно-целевой метод решения
проблем в организации деятельности образовательного
учреждения и сделан вывод, что реализация
стратегического планирования возможна
через программно-целевой метод управления.
Используя
технологию Лазарева В.С., Поташника М.М.
мы выстроили этапы разработки программы
развития нашего дошкольного образовательного
учреждения.
Мы соотнесли результаты деятельности
ДОУ с современными требованиями к результативности
работы образовательных учреждений с
целью выбора стратегии развития нашего
ДОУ. Для этого воспользовались современными
методиками для оценки и прогнозирования
маркетинговой среды образования STEP и
SWOT – анализ, определили конкурентные
преимущества ДОУ, проранжировали проблемы
развития учреждения, аргументировали
стратегические идеи развития и выбрали
базовую стратегию развития учреждения.
На основании результатов системного
и проблемно-ориентированного анализа
мы разработали концепцию программы
развития нашего ДОУ на 2009-2013г.г., обновленную
модель ДОУ, выделили принципы построения
и реализации программы развития, сформулировали
стратегическую цель, миссию нашего учреждения
и составили системный план мероприятий
по реализации программы развития ДОУ
по направлениям деятельности.
В результате реализации программы
развития нашего образовательного
учреждения мы предполагаем получить
обновленную образовательную
и информационную среду, повысить
качество педагогической и правовой
компетентности педагогов и родителей,
совершенствовать механизмы организационных
структур управления через новые формы
общественно-государственного управления.
Таким образом, мы можем утверждать,
что внедрение в практику деятельности
дошкольного образовательного учреждения
программно-целевого метода позволяет
разрабатывать программы развития учреждений
на основе стратегического планирования,
что позволит учреждению перейти на качественно
новый уровень развития с учетом современных
требований.
ЛИТЕРАТУРА
а)
официальные документы
и материалы:
- Государственная
программа «Образование и развитие инновационной
экономики: внедрение современной модели
образования в 2009-2012 годы»
- Закон Российской
Федерации «Об образовании»
- Концепция модернизации
российского образования на период до
2010 года. (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-Р
(п.2)
- Концепция Федеральной
целевой программы развития образования
на 2006-2010 годы (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 03.09.2005г. № 1340-Р)
б)
книги и брошюры
- Белая К.Ю. Руководство
ДОУ: контрольно-диагностическая функция.
– М.:ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
- Воробьева Т.К.
Планирование работы дошкольного образовательного
учреждения: Методическое пособие. – М.:Ансел,
1997. – 94с.
- Денякина Л.М.
Новые подходы к управленческой деятельности
в дошкольных учреждениях. – М.: Новая
школа, 1997. – 48с.
- Казакова Е.И.,
Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.
– СПб, 1997. – 47с.
- Карстанье
П. Миссия школы: концепция, функции, разработка/Управление
в образовании. – Спб, 1996. - 76с.
- Комарова
Т.С. Основы управления дошкольным учреждением:
Социально-педагогические проблемы организации
и управления в системе дошкольного воспитания:
Сборник научных трудов. – М.: 1981. – с.12-27
- Колодяжная Т.П.
Управление современным дошкольным образовательным
учреждением. Ч.1. – М.:ЦГЛ, 2004.- 160с.
- Колодяжная Т.П.
Управление современным дошкольным образовательным
учреждением. Ч.2. – М.:ЦГЛ, 2004.- 192с.
- Конаржевский
Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.
– М.: Центр «Педагогический поиск, 2000.
– 224с.
- Лазарев В.С.,
Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы: Методическое пособие
для руководителей образовательных учреждений.
– М.: Новая школа, 1993. – 48с.
- Лазарев В.С.
Системное развитие школы. – М.: Педагогическое
общество, 2002. – 304с.
- Майер А.Д. Программа
развития ДОУ. Построение и реализация.
– М.: Творческий центр, 2004.- 128с.
- Маневцова Л.М.,
Лебедева С.С. Самоанализ деятельности
руководителя как фактор повышения качества
управления ДОУ: Методическое пособие.
– СПб, 2003. – 58с.
- Маханева М.Д.
Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ.
Организационно-методический аспект.
– М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 57с.
- Менеджмент,
маркетинг и экономика образования: учебное
пособие/под ред. Егоршина А.П. – Н.Новгород,
2001. – 624с.
- Моисеев А.М.
Стратегическое планирование системных
изменений в образовании. М.: 2003г.
- Моисеев А.М.
Качество управления школой, каким оно
должно быть. Библиотека журнала директора
школы №4 2001г. – М.:Сентябрь, - 160с.
- Навазова
Т.Г. Продуктивная деятельность директора
по эффективному управлению образованием
учреждения. – Сыктывкар: КРИРОиПК, 1998.
– 170с.
- Навазова
Т.Г., Герасимова М.П. Основы управленческой
деятельности руководителя дошкольного
образовательного учреждения: Курс лекций.
– Сыктывкар: КРИРОиПК, 2005. – 62с.
- Основы менеджмента:
Опорный конспект по учебнику М.Мексона,
М.Альберта, Ф.Хедоури /Сост. Т.Г.Навазова.
– Сыктывкар: ГОУДПО КРИРОиПК, 2005, переизд.2007
– 92с.
- Планирование
деятельности профессионального образовательного
учреждения/Под ред. Е.В.Васиной. – СПб,
2003.
- Поздняк Л.В.,
Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.
– М.: Академия, 1999. – 432с.
- Попов С.А. Стратегический
менеджмент: Видение - важнее, чем знание:
Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 352с.
- Поташник М.М.
Управление современной школой. М., 1992.
– 201с.
- Программно-целевое
управление развитием образования: опыт,
проблемы, перспективы: Пособие для руководителей
образовательных учреждений и территориальных
образовательных систем /Под ред. А.М.Моисеева.
– М.: Педагогическое общество России,
1999. – 191с.
- Репин С.А. Программно-целевой
принцип управления образованием:
Монография /Под ред. Г.Н.Серикова – Челябинск;
Изд-во ЧГПУ, 1999. – 221с.
- Русия Л.Г. Организация
коллективного планирования в детском
саду: Автореферат диссертации. – Тбилиси,
1985. – 25с.
- Солодянкина
О.В. система планирования в дошкольном
учреждении: Методическое пособие. – М.:
Аркти,2005.- 92с.
- Стратегический
менеджмент в образовании: учебно-методический
комплект материалов для подготовки тьютеров
/Т.В.Светенко, И.В.Галковская, Е.Н.Яковлева.
– М.:АПКиПРО, 2007. – 76с.
- Томпсон А.А.,
Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.
Искусство разработки и реализации стратегии.
М.: ЮНИТИ, 1998г. – 576с.
- Третьяков П.И.,
Белая К.Ю. Дошкольное образовательное
учреждение: управление образованием
по результатам. М.: Новая школа, 2001. – 304с.
- Троян А.Н. Функции
педагогического анализа в управлении
работы дошкольным учреждением: Автореферат
диссертации. – М., 1984. – 23с.
- Управление качеством
образования: практико-ориентированная
монография и методическое пособие. /Под
ред. Поташник М.М. – М.: Педагогическое
общество России, 2000. – 448с.
- Управление развитием
школы: Пособие для руководителей образовательных
учреждений / Под. ред. Поташник М.М., Лазарев
В.С. – М.: Новая школа, 1995.- 464с.
- Ушаков К.М. Ресурсы
управления школьной организацией/М: Сентябрь,
2000. – 89с.
- Фалюшина Л.И.
Управление качеством образовательного
процесса в дошкольном образовательном
учреждении: Пособие для руководителей
ДОУ. – М.: Аркти, 2003 – 263с.
- Фалюшина Л.И.
Технологии менеджмента и маркетинга
в системе дошкольного образования: Учебно-методическое
пособие. – М.: Аркти, 2005. – 144с.
в)
периодические издания:
- Дмитриева Л.В.
делегирование, мотивирование, стимулирование
в управлении ДОУ//Управление дошкольным
образовательным учреждением. - № 4, 2005.
– С.24-31
- Купецкова
Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения
в режиме развития//Управление дошкольным
образовательным учреждением. - № 4, 2003.
– С.18-24
- Моисеев А.И.
Программа развития образовательного
учреждения (целевая, комплексная программа
развития образовательного учреждения)
// Практика административной работы в
школе. - №7, 2003. – С.14-20.
- Пайгусов А.И.
Как использовать SWOT-анализ в процессе
изучения внешней среды образовательного
учреждения// Практика административной
работы в школе. - №2, 2004. – С.14-17.
- Поздняк Л.В.
Теоретические основы управления современным
дошкольным образовательным учреждением//Управление
дошкольным образовательным учреждением.
- № 3, 2006. – С.8-18
- Рыбалова И.А.
Менеджмент качества в ДОУ //Управление
дошкольным образовательным учреждением.
- № 1, 2005. – С.15-22
- Сафонова О.А.
Системный подход в управлении ДОУ//Управление
дошкольным образовательным учреждением.
- № 1, 2003. – С.4-15
- Строкова Т.А.
Индивидуальные стратегии обучения: проектирование
и реализация//Директор школы. - №1,2006. –
С.43-47.