Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа
Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования
Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением
Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения
Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6
ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.
1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12
2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26
3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34
ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59
2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие
стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65
2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103
Программы развития существенно отличаются от других видов программ. Эти отличия связаны со стратегическим характером программы:
- с их
ярко выраженной ориентацией
на учёт состояния и
- с ярко выраженной инновационной направленностью программы развития (другие программы основное внимание уделяют вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования учреждения);
- с прогностичностью, направленностью на будущее;
- с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;
- с использованием
при разработке этого
Под программой развития образовательного учреждения понимается важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности принявшего за основу программно-целевую идеологию развития (16, с.34).
Такая программа помогает построить концепцию развития образовательного учреждения, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новому образовательному учреждению, а также план действий и поэтапную их реализацию. Основное предназначение программы развития - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива образовательного учреждения на достижение целей его развития.
По мнению В.С. Лазарева и М.М. Поташника программа развития должна определять:
Если основным средством программно-целевого управления служит программа развития, то чтобы отвечать своему назначению она должна обладать следующими качествами:
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных признаков будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами.
Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трёх крупных задач:
во-первых, зафиксировать имеющийся уровень жизнедеятельности учреждения и тем самым определить точку отсчёта для дальнейших шагов к развитию;
во-вторых, определить желаемое будущее состояния образовательного учреждения, параметры её строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям образовательного учреждения и социума;
в-третьих, определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния к желаемому будущему.
Следует отметить, что ведущая функция программ развития всех уровней – это функция отражения перспектив развития образования.
Программа развития
При разработке концепции и
стратегии управления
Таким
образом, использование в
Глава
II. Концепция программы
развития МДОУ «Детский
сад № 104 общеразвивающего
вида»
2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ
Характеристика МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида»
Наименование Учредитель Заведующий Адрес Год создания Устав Лицензия Аккредитация |
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение Управление
дошкольного образования Сабинская Ольга Альбертовна возглавляет
ДОУ с 05.06.2008г. 167005 Республика Коми г.Сыктывкар ул.Малышева,20 Телефон (8-212) 51-10-91 Факс (8-212) 51-34-91 E-mail:soa104@mail.ru 1982 новая редакция декабрь
2008г. на право ведения образовательной деятельности серия А № 182216 регистрационный № 781-МОУ от 03.05.2006 сроком на 5
лет присвоен статус «Детский сад общеразвивающего вида II категории» серия 11 № 000290 регистрационный № 263 – ДОУ от 25.07.2008г. сроком на 5 лет |
Краткая характеристика социального окружения ДОУ
Наше дошкольное учреждение находится в жилом микрорайоне «Орбита» г. Сыктывкара. Население микрорайона представлено служащими, рабочими, интеллигенцией, пенсионерами. Нас окружают СОШ № 25, 43, 26, 3; 8 дошкольных образовательных учреждений; Центры дополнительного образования в школах № 25 и 43; 1 санаторий-профилакторий. В микрорайоне находится Республиканский экологический центр, 2 территориальных социальных центра, биологический факультет Сыктывкарского государственного университета.
Численность детей – 270 человек.
В нашем
детском саду функционирует 10 групп:
1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет),
9 групп дошкольного возраста (с 3 до 7 лет),
из них 2 группы –разновозрастные (от 2
до 6 лет).
Характеристика материально-технической базы ДОУ
свидетельствует о соответствии ее современным требованиям. За последнее время уделено внимание оснащению посудой, игрушками, мягким и жестким инвентарем. В группах имеется обновленная мебель. Развивающая среда пополняется игрушками и пособиями фабричного изготовления и сделанными руками взрослых: педагогами и родителями. При создании развивающей среды возрастных групп учитываются дидактические принципы и целесообразность размещения всех ее компонентов. Наиболее содержательными являются центры и уголки по приоритетному направлению: «уголок творчества» и «театральный уголок» с разнообразием традиционного и нетрадиционного материала. Во всех дошкольных возрастных группах созданы условия для организации театрализованной деятельности через использование различных видов театров.
Художественно-
Физическое
воспитание проводится в специально
оборудованном спортивном зале с
достаточным количеством
Методический
кабинет оснащен необходимой
учебно-методической базой, как для
организации учебной
Медицинский и процедурный кабинеты функционируют для медицинского сопровождения детей, в которых достаточно оборудования для осмотра детей, проведения профилактических прививок и оказания медицинской помощи. В последнее время приобретена литература по профилактике заболеваний лечебными травами и нетрадиционной медициной.
Однако для работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ испытывает необходимость в оснащении педагогического процесса современной аппаратурой для художественно-эстетического развития детей. Кроме этого нужно обустраивать игровые площадки современными модулями из пластика и цветной фанеры для всестороннего развития детей на прогулках.
Таким образом, перед учреждением ежедневно встают вопросы о постоянном пополнении материально-технической базы, о соответствии ее современным требованиям по всем направлениям жизнедеятельности, которые требуют государственного бюджетного финансирования и привлечения дополнительных финансовых вливаний.
Характеристика образовательного процесса
Механизмом
образовательной системы в ДОУ
является организация учебно-
Базовая программа, реализуемая в нашем ДОУ с 2003 года - «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Художественно-эстетический цикл дополняется программами:
Н. Ф. Сорокиной «Театр.Творчество. Дети»
В.А.Петровой «Малыш»
О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
Приобщение детей к коми традиционной культуре осуществляется посредством использования программ и технологий:
Л.Д. Вавиловой
«Ознакомление детей
И.А. Пасынковой «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми народа».