Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

   Программы развития существенно отличаются от других видов программ. Эти отличия связаны  со стратегическим характером программы:

- с их  ярко выраженной  ориентацией  на учёт состояния и прогнозирования  тенденций изменения внешней  среды образовательного учреждения, адресуемого ему образовательного заказа;

- с ярко  выраженной инновационной направленностью программы развития (другие программы основное внимание уделяют вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования учреждения);

- с прогностичностью, направленностью на будущее;

- с опорой  на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

- с использованием  при разработке этого документа  специальной структурированной технологии.

      Под программой развития образовательного учреждения понимается важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности принявшего за основу программно-целевую идеологию развития (16, с.34).

      Такая программа помогает построить концепцию  развития образовательного учреждения, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новому образовательному учреждению, а также план действий и поэтапную их реализацию. Основное предназначение программы развития  - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива образовательного учреждения на достижение целей его развития. 

     По  мнению В.С. Лазарева и М.М. Поташника  программа развития должна определять:

  • исходное состояние некоторой системы;
  • образ желаемого будущего состояния этой системы;
  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (15, с.26).

  Если  основным средством программно-целевого управления служит  программа развития, то  чтобы отвечать своему назначению она должна обладать следующими  качествами:

  • актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для будущего ОУ проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный эффект;
  • прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к ОУ и изменения в условиях её деятельности, т.е способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовыватся ;
  • рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов, позволяют получить максимально полезный результат;
  • реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, т.е. между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами;
  • целостность – свойство программы обеспечить полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними;
  • контролируемость – свойство программы операционально выделять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты) таким образом, чтобы существовал способ реально полученных результатов на их соответствие целей;
  • чувствительность к сбоям – это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозы для достижения поставленных целей; чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа, т.е. чем меньше временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями).

   Отсутствие  у программы какого-либо из перечисленных признаков будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами.

     Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трёх крупных задач:

   во-первых, зафиксировать имеющийся уровень жизнедеятельности учреждения и тем самым определить точку отсчёта для дальнейших шагов к развитию;

   во-вторых,  определить желаемое будущее состояния образовательного учреждения, параметры её строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям образовательного учреждения и социума;

   в-третьих, определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния к желаемому будущему.

   Следует отметить, что ведущая функция программ развития всех уровней – это функция отражения перспектив развития образования.  

       Программа развития стимулирует  обновление не только управляемого  объекта, но и самой управляющей  системы. Ориентируя образовательные  системы на достижение перспективных целей, наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей населения, профессиональных интересов всех участников образовательного процесса, выполнение социального заказа на образование, программа развития одновременно позволяет руководителям образовательной системы обрести уверенность в том, что они знают, на какой конечный результат они должны быть ориентированы в своей работе, кто и когда для этого должны выполнить конкретные действия. Важно также и то, что все субъекты управления работают на достижение единых целей, устанавливаемых в программе, понимают свою роль и вклад в общее дело.

    При разработке концепции и  стратегии управления необходимо  помнить, что целевое управление  обязательно требует соответствия  используемых методов и управленческих технологий конкретной ситуации, поставленным целям опережающего управления. Как бы хорошо не был разработан план действий, в процессе его реализации всегда будут возникать непредвиденные ситуации, которые необходимо будет решать. При опережающем управлении руководитель должен иметь контрольные точки, по состоянию которых он может прогнозировать будущие затруднения при реализации планов.

   Таким  образом, использование в управлении  программно-целевого метода позволит  значительно  лучше понять те трудности, которые необходимо преодолевать для обеспечения эффективного решения практических проблем в области образования. 
 

Глава II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» 

2.1. Системный анализ  исходного состояния управления деятельностью в ДОУ

Характеристика  МДОУ «Детский сад  № 104 общеразвивающего вида»

Наименование 
 
 

Учредитель 
 

Заведующий 
 

Адрес 
 
 

Год создания  

Устав 

Лицензия 
 
 
 

Аккредитация

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение          «Детский сад № 104 общеразвивающего вида»  г.Сыктывкара 

Управление  дошкольного образования муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 

Сабинская Ольга Альбертовна

возглавляет ДОУ с 05.06.2008г. 

167005 Республика Коми  г.Сыктывкар ул.Малышева,20

Телефон (8-212) 51-10-91 Факс (8-212) 51-34-91

E-mail:soa104@mail.ru 

1982 

новая редакция декабрь 2008г. 

на право ведения  образовательной деятельности

серия А № 182216

регистрационный № 781-МОУ 

от 03.05.2006 сроком на 5 лет 

присвоен статус «Детский сад общеразвивающего вида

 II категории»

серия 11 № 000290

регистрационный № 263 – ДОУ 

от 25.07.2008г. сроком на 5 лет

 
 
 

Краткая характеристика социального  окружения ДОУ

     Наше дошкольное учреждение  находится в  жилом микрорайоне «Орбита» г. Сыктывкара. Население микрорайона представлено  служащими, рабочими, интеллигенцией,  пенсионерами. Нас окружают СОШ № 25, 43, 26, 3; 8 дошкольных образовательных учреждений; Центры дополнительного образования в школах № 25 и 43; 1 санаторий-профилакторий. В микрорайоне находится Республиканский экологический центр, 2 территориальных социальных центра, биологический факультет Сыктывкарского государственного университета.

Численность детей – 270 человек.

В нашем  детском саду функционирует 10 групп: 1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет), 9 групп дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), из них 2 группы –разновозрастные (от 2 до 6 лет).  

Характеристика  материально-технической  базы ДОУ

свидетельствует о соответствии ее современным требованиям. За последнее время уделено внимание оснащению посудой, игрушками, мягким и жестким инвентарем. В группах имеется обновленная мебель. Развивающая среда пополняется игрушками и пособиями фабричного изготовления и сделанными руками взрослых: педагогами и родителями. При создании развивающей среды возрастных групп учитываются дидактические принципы и целесообразность размещения всех ее компонентов. Наиболее содержательными являются центры и уголки по приоритетному  направлению: «уголок творчества» и «театральный уголок» с  разнообразием традиционного и нетрадиционного материала. Во всех дошкольных возрастных группах созданы условия для организации театрализованной деятельности через использование различных видов театров.

      Художественно-эстетическое развитие воспитанников осуществляется на базе функционирующих кабинетов: изокабинет; музыкальный зал; театральная студия, в которых имеется базовое дидактическое оборудование и нормативные технические средства обучения. В изокабинете представлен разнообразный изобразительный материал, предметы декоративно-прикладного искусства, репродукции картин русских и коми художников, фотоматериалы о достопримечательностях г. Сыктывкара. Музыкальный зал имеет богатую аудиотеку, современную музыкальную аппаратуру и коллекцию детских и взрослых коми музыкальных инструментов. В театральной студии выделено специальное место для сцены, где показывают свое мастерство маленькие артисты, для зрительного зала, который собирает большое количество желающих увидеть творенье руководителя по театрализованной деятельности.  В студии богатый выбор декораций, сделанных своими руками, эстетичных костюмов для детей и взрослых.

      Физическое  воспитание проводится в специально оборудованном спортивном зале с  достаточным количеством современного спортивного и физкультурного оборудования.

      Методический  кабинет оснащен необходимой  учебно-методической базой, как для  организации учебной деятельности детей, так и для методического сопровождения педагогического труда. Кабинет постоянно пополняется научно-методической литературой, наглядным материалом, пособиями для образовательной деятельности.

      Медицинский и процедурный кабинеты функционируют  для медицинского сопровождения детей, в которых достаточно оборудования для осмотра детей, проведения профилактических прививок и оказания медицинской помощи. В последнее время приобретена литература по профилактике заболеваний лечебными травами и нетрадиционной медициной.

      Однако  для работы по приоритетному направлению  деятельности ДОУ  испытывает необходимость  в оснащении педагогического процесса современной аппаратурой  для художественно-эстетического развития детей. Кроме этого нужно обустраивать игровые площадки современными модулями из пластика и цветной фанеры   для всестороннего развития детей на прогулках.

      Таким образом, перед учреждением ежедневно встают вопросы о постоянном пополнении материально-технической базы, о соответствии ее современным требованиям по всем направлениям жизнедеятельности, которые требуют государственного бюджетного финансирования  и привлечения дополнительных финансовых вливаний.

Характеристика  образовательного процесса

  Механизмом  образовательной системы в ДОУ  является организация учебно-воспитательного процесса, которая строится на утвержденном учебном плане, сетке занятий с включением учебной деятельности по приоритету, перспективном и календарном планировании. Все указанные документы составлены в строгом соответствии требованиям СанПиН. Содержание учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе трехуровнего образовательного пространства: федеральный, региональный и компонент ДОУ.

     Базовая программа, реализуемая в нашем ДОУ  с 2003 года  - «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Художественно-эстетический цикл дополняется программами:

 Н. Ф.  Сорокиной «Театр.Творчество. Дети»

 В.А.Петровой  «Малыш»

О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

А.И. Бурениной  «Ритмическая мозаика».

Приобщение  детей к коми традиционной культуре осуществляется посредством использования программ и технологий:

 Л.Д. Вавиловой  «Ознакомление  детей дошкольного  возраста  с коми краем»;

И.А. Пасынковой «Ознакомление  детей дошкольного  возраста с культурой, историей, традициями  коми народа».

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования