Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

      Разрабатывая научные основы управления дошкольным образовательным учреждением, Т.С.Комарова определила содержание управленческого цикла детского сада как совокупность взаимосвязанных функций: планирование, организация, контроль, руководство, педагогический анализ. (10, с.78)

     Проанализировав работы Л.М.Денякиной, В.П.Дубовой, Е.П.Милашевич, А.Ф.Островской, основанные на обобщении опыта и практики управленческой деятельности современных руководителей дошкольных учреждений можно определить, что управленческий цикл, соответствует последовательно меняющимся стадиям управления, представленным следующими функциями: анализ, планирование, организация, управление, руководство, координация, принятие решения и контроль.

      Важной   функцией управления дошкольным учреждением  является планирование, которое обеспечивает систематическую, эффективную работу учреждения.

      В.П. Сергеева отмечает, что планирование включает не только целеполагание и разработку планов, но и «анализ, прогнозирование внутренней и внешней среды школы, потребностей и возможностей, выработку различных концепций, самоанализ эффективности планирования и т.д.»(23, с.34). В работе автор подчеркивает особенности планирования, которые доказывают, что оно является важнейшей функцией управленческой деятельности.

    Анализируя функцию планирования, М.М.Поташник указывает на то, что допущенные в планировании ошибки и просчеты, не сможет компенсировать ни одна из управленческих функций.

      Л.В.Поздняк указывает на три условия эффективного планирования при решении задач: анализ уровня, на котором находится работа учреждения; четкое представление об уровне, на котором она должна находиться и выбор оптимальных путей и средств, позволяющих перевести работу на новый уровень (46, с.10).

    В своих работах А.Н.Троян доказывает, что планирование деятельности ДОУ должно основываться на всестороннем комплексном анализе работы учреждения по следующим направлениям:

- знания, умения  и навыки, усвоенные детьми; методы  и приемы работы с ними;

- соответствие  содержания и методов возрастным  и психофизиологическим особенностям детей;

- эффективность  планов воспитательно-образовательной  работы с детьми;

- уровень  работы с родителями, коллективом;

- уровень  педагогической квалификации педагогов;

- эффективность  форм повышения квалификации (36, с.18).

       Но для того, чтобы планирование было эффективным, необходимо также анализировать материально-техническую базу учреждения, обеспеченность образовательного процесса необходимыми методическими, дидактическими пособиями, литературой.

   Составить  план дошкольного учреждения – значит спроектировать его работу, создать определенную модель действий. План обеспечивает систематическую, рациональную и эффективную работу. В составлении плана работы учреждения участвует весь коллектив. Такое участие дает возможность работникам вырабатывать управленческие решения в качестве субъекта управления.      В исследовании Л.Г.Русия отмечается, что при коллективном планировании формируются управленческие функции педагогического коллектива. Повышается эффективность его воздействия на жизнь детей через систему единых требований, единого подхода к детям (31, с.12).

     Но основную работу по планированию деятельности проводит руководитель, от которого требуется огромная умственная отдача, научно обоснованная ориентация, использование педагогического мастерства, умение выбрать способы работы и предвидеть результат.

    Однако планирование должно основываться на всестороннем комплексном анализе работы учреждения за предыдущий период. Функция педагогического анализа в её современном понимании разработана Ю.А.Конаржевским. Она занимает особое место в управленческой деятельности: с анализа начинается управленческий цикл, им и заканчивается. Основное значение педагогического анализа, по мнению Ю.А.Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управленческой системы. Только систематическое внесение корректив обеспечит содержание контроля на необходимом уровне (13, с.113).

     Важной задачей руководителя  дошкольного образовательного учреждения является организация деятельности управляемого коллектива. Суть организации заключается в том, что  каждый член коллектива выполняет свою часть работы, имея при этом определенные права и отвечая за свой участок работы.

   Анализируя исследования М.М.Поташника, В.П.Сергеевой, можно сделать вывод, что организация – это процесс объединения людей и средств для достижения целей, и одним из продуктов этой функции является построение организационной структуры управления. В исследованиях Т.Г.Навазовой функции планирования и организации определяются как стратегические: руководитель выбирает способы достижения конечного результата, формирует новую систему управления с учетом внутренних обстоятельств развития образовательной системы (22, с.36).

      Важным направлением в управленческой  деятельности руководителя является подбор и расстановка кадров в соответствии с их профессиональным уровнем, опытом работы, деловыми и личными качествами, интересами и способностями. Правильная расстановка кадров позволяет максимально использовать возможности каждого работника и всего коллектива в целом, а значит, качественно  решить поставленные задачи.

      Здесь открывается следующее направление управленческой деятельности - координация. Американские ученые С.Дониел и Г.Кунц, считают, что «управление: системный и ситуативный анализ управления – их функции», а значит координация – основа управления, т.к. достижение гармонии усилия отдельных людей является главной задачей управленца. Координация связывает и объединяет усилия всех работников и коллектива в целом, а это способствует  достижению результатов(34, с.36).

      Успешное управление возможно, когда  управляющий владеет оперативной информацией о текущем состоянии дел, о достигаемых результатах, о затруднениях, проблемах. Поэтому не менее  значимой функцией управления является контроль. В исследованиях Афанасьева сказано: «контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям» (23, с.24)

      Контроль в образовательном учреждении  носит всесторонний и комплексный характер: позволяет проверить деятельность должностных лиц, изучить положение дел в каждом подразделении, состояние воспитательно-образовательного процесса, предупредить возможные отклонения от поставленных задач.

    «Все функции в реальном процессе управления взаимосвязаны. Без осуществления какой-либо одной из них сколько-нибудь успешная работа дошкольного учреждения невозможна», - подчеркивает Т.С.Комарова (10, с.15). 

Схема управленческого цикла

Эффективность процесса управления можно повысить, по мнению Т.Г.Навазовой, лишь в том  случае, когда функция в системе  управленческого цикла начнет функционировать, т.е. начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности. Например, работа по осуществлению контроля превращается в функцию только в том случае, если данные контроля будут служить основой для функции педагогического анализа, а через неё и функции регулирования и коррекции, осуществление которой, в свою очередь, должно привести к реализации результатов управленческим циклом в целом (22, с.23) .

   Таким образом, проанализировав этапы управленческого цикла, мы можем сделать вывод, что выделить по значимости один из них невозможно, каждая управленческая функция тесно связана со всеми остальными. Если одна из функций реализуется некачественно, то некачественным будет  весь процесс управления. Данный процесс можно отразить в модели управления качеством управленческой деятельности в ДОУ (Приложение 1).

     Планирование – это функция, которая помогает определить цели деятельности организации и пути достижения результата, она отвечает на 2 важных вопроса в деятельности  любой организации: что мы хотим получить и как это сделать?

    Наша работа посвящена изучению  вопроса стратегического планирования  деятельности дошкольного образовательного  учреждения, поэтому далее мы раскроем сущность стратегического планирования и попробуем определить, как можно применить  эти знания, выстраивая стратегию развития нашего образовательного учреждения. 
 
 

1.2. Стратегическое планирование в образовательном учреждении

    Стратегическое планирование осуществляется на всех уровнях системы образования. При реализации процесса модернизации образования был разработан стратегический план, основной целью которого было создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечение её соответствия социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

    Государственная программа  «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»    направлена на решение стратегической цели – «повышение доступности качественного  образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» (1, с.9). В Программе представлены целевые ориентиры развития образования к 2012, 2016 и 2020 г.г., ключевые общесистемные изменения, комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и на плановый период до 2020 года, указаны важнейшие целевые индикаторы и показатели госпрограммы.

  Все это указывает на то, что государственная политика в области образования осуществляется в соответствии  с принципами  стратегического планирования.

       В современной литературе по  стратегическому менеджменту дано  много определений стратегического  планирования, но наиболее точным и полным мы считаем следующее:   «Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования  целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем» (19, с.195)

    Вообще, сущность стратегического планирования можно свести к поиску ответов на следующие вопросы:   

1. Каково  настоящее положение образовательного  учреждения?

2. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

3. В каком  положении руководство образовательного  учреждения хочет видеть его в будущем?

     В исследованиях зарубежных специалистов в области стратегического менеджмента также даются определения стратегического плана:    «Разработка стратегического видения и миссии компании, установлений целей и выбор стратегии – главные задачи по выбору направления развития компании. Они планируют, в каком направлении движется организация, её кратко-, и долгосрочные цели, а также те шаги и действия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план»  (34, с.29)

     Условно, процесс стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

1. Чем наше ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме? (ответ на эти вопросы помогают сформулировать видение, миссию, ценности образовательного учреждения)

2. С какими  проблемами ДОУ сталкивается на этом пути? (ответом на этот вопрос является анализ внутренней и внешней среды ДОУ)

3. К достижению  каких целей стремится? Какими  ресурсами для этого располагает? (составляется стратегический  план)

4. Как добиться  реализации стратегических целей? (создаются целевые программы, проекты, оперативные планы)

5. Как организовать  педагогический коллектив для  реализации намеченного? (формируются  эффективные педагогические команды)

     Представленная логика достаточно полно отражает сущность, алгоритмичность  стратегического планирования образовательного учреждения.

    Далее мы раскроем каждый этап стратегического планирования учреждения.

Видение и миссия образовательного учреждения

     В основе организационной культуры любого учреждения лежат ценности, принципы, традиции, которые разделяют все члены коллектива (или большинство). «Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для конкретной школы» (33, с.9)

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования