Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6


ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

1.Место и значение планирования в управленческом цикле…………..с.7-12


2.Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26


3.Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34


ГЛАВА II. Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65


2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

Министерство  образования Республики Коми

Коми  республиканский  институт развития образования  и

переподготовки  кадров 

             Факультет управления образованием 
 

                                                       Допустить к защите

                                                                                   зав. кафедрой управления,

                                                                                   экономики и права                

                 к.п.н., профессор

                                           Навазова Т.Г.

                                                                     _________________________             

                                                                     «___»___________20_____г. 
 

Д И П Л О М  Н А Я    Р А Б О Т А

Стратегическое  планирование дошкольного  образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования 

(на  примере муниципального  дошкольного образовательного  учреждения  «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара) 

                                                               Специальность «Менеджмент

                                                                              в образовании»

                                                                              Исполнитель

                                                                Сабинская Ольга Альбертовна

                                                                    __________________________ 

                                                   Научный руководитель

                                                                              зав. кафедрой управления,

                                                                              экономики и права                

                к.п.н. профессор

                                 Навазова Т.Г.

                                                                     ___________________________ 
 

Сыктывкар 2008г. 

О Г Л А В Л  Е Н И Е 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……с.3-6 

ГЛАВА I.  Теоретические аспекты  стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения.

    1. Место и значение  планирования в управленческом цикле…………..с.7-12
 
    1. Стратегическое планирование в образовательном учреждении.. с.13-26
 
    1. Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения………………………с.27-34
 

ГЛАВА II.    Концепция программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

    2.1. Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в  ДОУ …………………………………………………………………………………………………...с.35-59

            2.2. Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие

                    стратегической составляющей………………………………………………………….с.60-65 

            2.3. Концептуальное обоснование программы развития………………………с.66-96 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….….…….с.97-99

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...….с.100-103

 ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

        Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в управленческой деятельности.

    Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г., несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции модернизации в системе образования, говорит о том, что процесс преобразований, происходящих в системе образования, не удовлетворяет общество и предлагает программно-целевой метод решения проблем развития образования.

     В Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» подчеркивается, что «значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, все более возрастает»(1,с.15). В данном документе говорится о необходимости проведения модернизации технологий дошкольного образования: «самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска»(1,с.16), «к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе нормативно-подушевого финансирования программ дошкольного образования», «значительная часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с финансовым обеспечением выполнения задания в размере, не меньшем, чем для бюджетных учреждений, выполняющих аналогичные по виду и объему задания»(1,с.16).

       Очевидно, что государственная политика  в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, поэтому сегодня руководитель школы или ДОУ должен суметь обеспечить переход своего учреждения на  новый уровень развития.  

     Современный руководитель образовательного учреждения должен обладать множеством управленческих знаний и умений, но на наш взгляд самым главным является его умение видеть своё учреждение в будущем и знать,  как это будущее сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.

     В современных условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает проблема планирования деятельности образовательного учреждения.  Сегодня растет востребованность технологий проектирования, планирования, аналитического прогнозирования, т.е. все, что включает понятие «стратегическое планирование».

     Степень актуальности стратегического  планирования в современной России можно косвенно оценить по уровню спроса российских компаний на соответствующие услуги. Ещё каких-нибудь 10 лет тому назад большинство руководителей российских предприятий не только не были готовы платить за услуги по решению проблем стратегического планирования, они просто не понимали постановки вопроса.

      Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абрамс, И. Ансофф, Дж. Куинн, А. Томпсон, А.Стрикленд. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления.

      Анализ научно-методической литературы показал, что  вопросам стратегического планирования образовательного учреждения посвящены труды Поташника М.М., Лазарева В.С., Моисеева А.М., Репина С.А.

     Для эффективной управленческой деятельности в системе дошкольного образования руководителю крайне необходимы знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. В  работах Л.М.Денякиной, Т.Н.Дороновой, Т.С. Комаровой, Е.П.Милашевич, М.Д.Маханевой и др., отражен комплекс общих основ управления и особенностей управленческой деятельности ДОУ, что является основой содержания учебно-методического обеспечения управленческого образования руководителей.

     На сегодняшний день существует ряд противоречий в области стратегического планирования образовательных учреждений:

- между достаточными теоретическими знаниями о планировании деятельности ДОУ и неумением многих руководителей выстраивать долгосрочные прогнозы, стратегически мыслить и разрабатывать стратегические программы

- программно-целевой метод управления внедрен в деятельность организаций и бизнес-структур, но руководители общеобразовательных учреждений ещё слабо используют его в своей практике.

Цель  работы – разработать концепцию программы развития МДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара на основе современной модели образования

Объект – процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет – стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Гипотеза - если руководитель дошкольного образовательного учреждения освоит и внедрит в практику деятельности программно-целевой метод, то это позволит разработать в ДОУ программу развития учреждения на основе стратегического планирования, которая обеспечит возможность ДОУ перейти на качественно новый уровень развития.

Задачи

1. Изучить  научно-педагогическую и методическую литературу, по вопросам  стратегического планирования деятельности дошкольного образовательного учреждения

2. Провести  системный анализ исходного состояния управленческой деятельности в ДОУ

3. Провести проблемно-ориентированный анализ программы развития ДОУ на наличие стратегической составляющей.

4. Разработать программу развития ДОУ.

Практическая  значимость дипломного исследования заключается в разработке практико - ориентированной программы развития ДОУ, которая позволит образовательному учреждению выйти на качественно новый уровень развития, стать конкурентоспособным среди ДОУ города. Принципы и подходы при разработке программы развития могут быть использованы заведующими ДОУ или старшими воспитателями для разработки подобных программ в своих образовательных учреждениях.  
 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения. 

1.1. Место и значение  планирования в  управленческом цикле 

    В современных условиях реформирования системы образования  организация функционирования ДОУ и воспитательно-образовательного процесса требует эффективной управленческой деятельности со стороны руководителя. «Управление дошкольным учреждением, - подчеркивала Т.С.Комарова, - должно носить комплексный характер и предусматривать необходимость осуществления управленческой деятельности в разных аспектах» (10, с.67)

   Обратимся к науке управления. Управлять - значит анализировать, планировать, организовывать, корректировать, контролировать, отслеживать результаты деятельности учреждения – всё это функции управления. Все функции управления нацелены на достижение определенного результата. Анализируя исследования М.И.Кондакова, Ю.А.Конаржевского, рассматривающих содержание управленческой деятельности, мы пришли к выводу, что функции управления определяются как «элемент содержания работы руководителя, которые соответствуют последовательно меняющимся стадиям управленческого цикла».

Информация о работе Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования