Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:52, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении стратегического анализа конкурентной среды ООО ТПК «Леди-Прима» и выявлении его влияния на долгосрочное развитие организации.
Объектом исследования является стратегический анализ конкурентной среды и его влияние на долгосрочное развитие организации.
Предметом исследования является процесс анализа конкурентной среды предприятия на примере ООО ТПК «Леди-Прима».
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентов на современном этапе 6
1.1Современные трактовки понятий: конкуренция, конкурентная среда, стратегический анализ, конкуренты, конкурентные группы 6
1.2 Методика стратегического анализа конкурентной среды 13
1.3 Методика анализа конкурентоспособности организации 26
Глава 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.1 Организационно-управленческая характеристикаООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.2 Анализ экономической эффективности ООО ТПК «Леди-Прима» 47
2.3Анализ конкурентной среды 66
2.4 Рекомендации по формированию конкурентных преимуществ 79
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Приложение А 89
Приложение Б 92
- активное противостояние конкурентам;
- сдержанность
(при уверенности в своих
- избирательный
ответ на отдельные действия
конкурентов 9это экономит
- случайный,
мало предсказуемый ответ, не
связанный прямо с
15. Затраты и
факторы, влияющие на них;
16. Экспорт (фирмы-импортеры; объем экспорта и го структура по странам; доля рынка за рубежом) и пр..
17. Намерения и возможные будущие шаги [11, С. 128];
М. портер считает, что всегда нужно знать:
- удовлетворены ли конкуренты своим настоящим и будущем положением;
- какие серьезные шаги и изменения они могут предпринять;
- что может
спровоцировать их активные
Формами прямого и косвенного выражения намерений конкурентов являются [11, С. 129]:
18. Личные возможности первых руководителей.
19. Уровень издержек.
20. Успехи в области НИР.
21. «Рыночная политика».
22. Главные проблемы и пр.
На
практике требуется оценивать риск
от возможных шагов конкурентов,
ибо они оказывают
В наше время общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации отсутствует. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга - разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, в то время как на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Таким образом,при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого [11, С. 129].
В промышленно развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Недостатками подходов и методик оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей являются:
1. Испытанные в мировой практике подходы и методы оценки конкурентоспособности организаций-производителей не отражают применение и воздействие на них научных подходов к управлению (менеджменту), прежде всего системного, комплексного, воспроизводственного, нормативного и др. Таким образом, каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного - двух. Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой - стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий - эффективность использования потенциала. Четвертый - эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый - усилия в области повышения качества товаров и т. д. [26, С. 167].
2. Промышленно развитым
странам по сравнению с
3. С методической точки зрения, считается неправомерным определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно взаимосвязаны друг с другом. Бесспорно, любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависимы от конкурентоспособности товаров организации. Возникает вопрос: почему в переводной учебной и научной литературе описывается такой подход? Скорее всего, западным фирмам выгодно скрывать от конкурентов свои ноу-хау в области экономики и менеджмента. Однако наши экономисты, менеджеры, специалисты, преподаватели и студенты должны иметь свободный доступ к достоянию мировой теории и практики. Вместе с тем переводная учебная литература не может быть рекомендована студентам в качестве учебников. Переводная литература может быть рекомендована студентам только как справочная, дополнительная [26, С. 167].
Предложения по методике оценки конкурентоспособности организации заключаются в следующем:
- уровень конкурентоспособности нужно считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
- отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности и эффективности конкретного товара на конкретном рынке;
- отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
- прогнозировать перечисленные три комплексных показателя на 5 и более лет[53, С. 230].
Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
1. Каковы основные цели конкурента?
2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
4. Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов[40, С. 135].
По сути дела речь идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая.
С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, которые требуют изучения:
1. Имидж фирмы.
2. Концепция продукта, на которой основывается деятельность фирмы.
3. Качество продуктов,
уровень их соответствия
4. Уровень разнообразия производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), диверсификация номенклатуры продуктов.
5. Сумма рыночной доли главных видов бизнеса[53, С. 204].
6. Мощность научно-
7. Мощность производственной
базы, характеризующей возможности
перестраиваться на выпуск
8. Собственные и привлекаемые со стороны финансы.
9. Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок.
10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет[53, С. 205].
11. Предпродажная подготовка,
которая свидетельствует о
12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.
13. Уровень стимулирования
сбыта (работников сбытовых
14. Уровень рекламной деятельности.
15. Уровень послепродажного обслуживания.
16. Политика фирмы во
внешней предпринимательской
В данном вопроснике
указаны только важнейшие
Недостатком данного подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность. Оценки приведенных выше факторов позволяют перейти к анализу отдельных направлений бизнеса и продуктового портфеля фирм-конкурентов по методу матрицы «BostonConsultingGroup» или “GeneralElectric”.По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами. На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест. Иногда определяется интегральный показатель.
Остро встает проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, входящих в состав сильно раздробленных отраслей. В этом случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать организациям, предоставляющим немассовые услуги специфического характера, например, по установке специального оборудования (системы безопасности, телефонные станции) Клиент в подобных случаях очень неохотно предоставляет информацию об услугах других фирм-конкурентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки[56, С. 171].
Источниками информации о фирмах-конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках новую не освоенную продукцию. В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации фирмы показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях.
Таким образом, по результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
Стратегический анализ - это прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики.