Стратегический анализ конкурентов и его влияние на долгосрочное развитие организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении стратегического анализа конкурентной среды ООО ТПК «Леди-Прима» и выявлении его влияния на долгосрочное развитие организации.
Объектом исследования является стратегический анализ конкурентной среды и его влияние на долгосрочное развитие организации.
Предметом исследования является процесс анализа конкурентной среды предприятия на примере ООО ТПК «Леди-Прима».

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентов на современном этапе 6
1.1Современные трактовки понятий: конкуренция, конкурентная среда, стратегический анализ, конкуренты, конкурентные группы 6
1.2 Методика стратегического анализа конкурентной среды 13
1.3 Методика анализа конкурентоспособности организации 26

Глава 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.1 Организационно-управленческая характеристикаООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.2 Анализ экономической эффективности ООО ТПК «Леди-Прима» 47
2.3Анализ конкурентной среды 66
2.4 Рекомендации по формированию конкурентных преимуществ 79

Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Приложение А 89
Приложение Б 92

Работа содержит 1 файл

ВКР_Бунина.docx

— 258.47 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский профессиональный институт»

 

Кафедра менеджмента  и маркетинга

 

 

 

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой, к. пед. н., профессор

                                                                                           Л. Г. Колесникова


                                                                          «      »                               2012


 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Стратегический  анализ конкурентов и его влияние на долгосрочное развитие организации (на примере ООО ТПК «Леди-Прима»)

 

 

Студент гр. МО-1-07,

факультет управления и                        _________________  М. В. Бунина информационных технологий             «__»______________  2012

 

 

Руководитель                                          _________________Л. Г. Колесникова

К.п.н, профессор                                   «__»______________  2012

 

 

Нормоконтролер                                   _________________ И. А. Солдатова

К.соц.н., доцент                                    «__»____________  2012

 

 

Рецензент                                                _________________  И. В. Максакова

К.т.н., доцент                                        «__»_____________  2012

 

 

Челябинск

2012

Оглавление

 

Введение 3

 

Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентов на современном этапе 6

1.1Современные  трактовки понятий: конкуренция,  конкурентная среда, стратегический  анализ, конкуренты, конкурентные группы 6

1.2 Методика стратегического анализа конкурентной среды 13

1.3 Методика анализа конкурентоспособности организации 26

 

Глава 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО ТПК «Леди-Прима» 43

2.1 Организационно-управленческая  характеристикаООО ТПК «Леди-Прима» 43

2.2 Анализ  экономической эффективности ООО  ТПК «Леди-Прима» 47

2.3Анализ  конкурентной среды 66

2.4 Рекомендации  по формированию конкурентных  преимуществ 79

 

Заключение 81

Список используемых источников и литературы 84

Приложение А 89

Приложение Б 92

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных  условиях усиление внутренней конкуренции  и конкуренции со стороны иностранных  производителей на рынке домашнего  текстиля вынуждает местные фирмы  искать новые механизмы и рычаги воздействия на потребителя с  целью завоевания их лояльности и  доверия. Актуальность рассматриваемой  проблемы послужила основанием для  определения темы исследования: «Стратегический  анализ конкурентов и его влияние  на долгосрочное развитие организации (на примере ООО ТПК «Леди-Прима»).

В ходе анализа конкретных сторон деятельности конкурентов часто  возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий. Если ограничится при их анализе только внутренними особенностями  и условиями деятельности предприятий, многие вопросы останутся без  ответов.

Цель выпускной квалификационной  работы заключается в проведении стратегического анализа конкурентной среды ООО ТПК «Леди-Прима» и выявлении его влияния на долгосрочное развитие организации.

Объектом исследования является стратегический анализ конкурентной среды  и его влияние на долгосрочное развитие организации.

Предметом исследования является процесс анализа конкурентной среды  предприятия на примере ООО ТПК  «Леди-Прима».

В соответствии с целью  ставились и решались следующие  задачи:

  1. Провести  теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ на основе стратегических факторов в современной литературе;
  2. Конкретизировать такие основополагающие понятия исследования, как «стратегический анализ», «конкуренты», «конкурентные группы»,  «конкурентоспособность»;

 

3. Изучить конкурентоспособность фирмы на примере ООО ТПК «Леди-Прима»;

4. Проанализировать возможности формирования конкурентных преимуществ ООО ТПК «Леди-Прима»;

5. Дать рекомендации по усилению конкурентных преимуществ ООО ТПК «Леди-Прима».

Теоретической основой исследования явились идеи и положения в  области стратегического управления М. Э. Портера «Конкуренция», О. С. Виханского «Стратегическое управление», М. Х. Мескона «Основы менеджмента», А.А. Томпсона, А. Дж Стрикленда «Стратегический менеджмент» и т.д.

Выпускная квалификационная работа осуществлялась на базе ООО  ТПК «Леди-Прима». Всего исследованием  охвачено более 300 сотрудников.

Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач прикладного  характера обусловило выбор комплекса  теоретических и эмпирических методов:

Теоретические методы: теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применяется для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.

Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов ООО  ТПК «Леди-Прима», исследование и  обобщение эффективного управленческого  опыта формирования конкурентных преимуществ; наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, статистические методы обработки  информации и др.

Выпускная квалификационная работа имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость - уточнены ведущие понятия исследования: «конкуренция», «конкуренты», «конкурентные группы», «конкурентная среда», «стратегический анализ».

Практическая значимостьвыпускной квалификационной работы заключается в том, что основные рекомендации по совершенствованию деятельностиданной организации могут способствовать повышению конкурентоспособности фирмы.

Логика исследования определила и структуру выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практико-ориентированной), рекомендаций, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты  стратегического анализа конкурентов  на современном этапе

1.1Современные трактовки понятий: конкуренция, конкурентная среда, стратегический анализ, конкуренты, конкурентные группы

 

В современном развитии бизнеса  можно выделить значимое явление - это  расширение и развитие конкуренции  на всех в рынках, вследствие насыщения  рынков товарами, услугами, производителями. Конкурентоспособность и финансовое состояние (уровень финансовой устойчивости) являются двумя основополагающими факторами успешного развития бизнеса организации.

Поэтому, считается необходимостью рассмотреть такой вопрос, как конкурентоспособность организации, а также выяснить какие критерии учитываются при анализе конкурентоспособности организации.

В настоящее время в  управленческой науке и практике не в полной мере упорядочена и  систематизирована терминология, освещающая сущность конкуренции. В научной, управленческой наукетермин «конкуренция» трактуется по-разному (табл.1).

Таблица 1

Современные трактовки понятия  «конкуренция»

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд

Конкуренция - динамический процесс; условия конкуренции постоянно меняются в зависимости от действий компаний и их контрдействий, и основной удар перемещается с одних средств конкурентной борьбы на другие.

Конкуренция - динамический процесс

Уч. В.А.Баринов, В.Л. Харченко

Конкуренция- это экономическая борьба между производителями за право получения большей прибыли.

 

Конкуренция в самом общем смысле - это борьба между производителями за предпочтения потребителей.

Конкуренция  - это экономическая борьба

Конкуренция - это борьба между производителями

Уч. А.Л. Гапоненко,

А.П. Панкрухин

Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции.

Конкуренция - это процесс борьбы организаций

Борисов А.Б.

Конкуренция- состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Конкуренция- состязание между экономическими субъектами


 

Анализ данных представленной табл. 1 позволяет сделать следующие  выводы:

- трактовки понятия «конкуренция» в отечественной управленческой литературе неоднозначны;

-экономическим процессом борьбы считают конкуренцию А.Л. Гапоненко,

А.П. Панкрухин,  В.А. Баринов, В.Л. Харченко, Борисов А.Б.;

-А.А. Томпсон, А. Дж Стрикленд отмечают, что конкуренция – это динамический процесс.

Стратегический анализ существует уже несколько десятков лет, но до сих пор не слишком изучен и классифицирован. К тому же, у разных авторов есть разные подходы к его представлению, которые иногда противоречат друг другу. Поэтому следует проанализировать трактовку данного понятия.

Таблица 2

Современные трактовки понятия  «стратегический анализ»

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

Наумов А.И.

Стратегический анализ - это прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики.

Стратегический анализ – это прогнозно-аналитические исследования.

И. Ансофф /2/

Стратегический анализ- является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

Стратегический анализ- основной элементстратегического планирования.

А.П. Егоршин

Стратегический анализ внешней и внутренней среды - важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития компании.

Стратегический анализ - важнейший этап разработки.

Уч. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.

Стратегический анализ - это систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных повлиять на выбор и осуществление стратегии, а также на рыночные позиции компании.

Стратегический анализ - это систематический процесс.




 

Анализ данных представленной табл. 2 позволяет сделать вывод, что трактовки понятия «стратегический  анализ» в управленческой литературе отражают сходства различных авторов: стратегический анализ является основным этапом стратегического процесса, основой разработки стратегии.  
Фирма осуществляет свои функции, пребывая, как правило, в конкурентной среде, которая характеризуется наличием некоторого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его. Естественно, они соперничают между собой в праве продать свой товар потребителю. Покупатели тоже могут вести между собой спор за право купить определенный товар у определенной фирмы. Далее будут рассмотрены несколько трактовок понятия «конкурентная среда».

Таблица 3

Современные трактовки понятия  «конкурентная среда»

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

Фатхутдинов Р.А.

 

 

Конкурентной средой на отдельном  рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих  субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения  прибыли.

Конкурентная среда - это совокупность факторов.

Ф. Хайек

В широком смысле конкурентная среда  - это пространство жизнедеятельности субъектов рыночной экономики. При этом отношения конкуренции являются исходными и пронизывающими все остальные связи.

Конкурентная среда - это пространство жизнедеятельности.

Борисов А.Б.

Конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной и

социальной  инфраструктуры.

Конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей.

Юданов А.Ю.

Конкурентная среда является частью микросреды предприятий, поскольку  характер конкуренции в отрасли  основывается на взаимодействии конкурентов, поставщиков, покупателей, образуя  силы конкуренции.

Конкурентная среда – это часть микросреды предприятий.

Виханский О.С.

Конкурентная среда - это среда, формирующаяся внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке.

Конкурентная среда – это  среда,  формирующаяся внутриотраслевыми  конкурентами.




 

Анализ данных трактовок  позволяет понимать под конкурентной средой иерархию контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной исоциальной инфраструктуры. 



Конкурентная среда является частью микросреды организации, поскольку  характер конкуренции в отрасли  основывается на взаимодействии конкурентов, поставщиков, покупателей, образуя  силы конкуренции.

На всех этапах развития предприятия, необходимо мониторить и определять опасных конкурентов. Далее представлена таблица с различными вариантами определений этого термина.

Информация о работе Стратегический анализ конкурентов и его влияние на долгосрочное развитие организации