Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:52, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении стратегического анализа конкурентной среды ООО ТПК «Леди-Прима» и выявлении его влияния на долгосрочное развитие организации.
Объектом исследования является стратегический анализ конкурентной среды и его влияние на долгосрочное развитие организации.
Предметом исследования является процесс анализа конкурентной среды предприятия на примере ООО ТПК «Леди-Прима».
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентов на современном этапе 6
1.1Современные трактовки понятий: конкуренция, конкурентная среда, стратегический анализ, конкуренты, конкурентные группы 6
1.2 Методика стратегического анализа конкурентной среды 13
1.3 Методика анализа конкурентоспособности организации 26
Глава 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.1 Организационно-управленческая характеристикаООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.2 Анализ экономической эффективности ООО ТПК «Леди-Прима» 47
2.3Анализ конкурентной среды 66
2.4 Рекомендации по формированию конкурентных преимуществ 79
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Приложение А 89
Приложение Б 92
Муниципальное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский профессиональный институт»
Кафедра менеджмента и маркетинга
ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой, к. пед. н., профессор
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Стратегический анализ конкурентов и его влияние на долгосрочное развитие организации (на примере ООО ТПК «Леди-Прима»)
Студент гр. МО-1-07,
факультет управления и _________________ М. В. Бунина информационных технологий «__»______________ 2012
Руководитель
К.п.н, профессор
Нормоконтролер
К.соц.н., доцент «__»____________ 2012
Рецензент
К.т.н., доцент
Челябинск
2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентов на современном этапе 6
1.1Современные
трактовки понятий:
1.2 Методика стратегического анализа конкурентной среды 13
1.3 Методика анализа конкурентоспособности организации 26
Глава 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.1 Организационно-управленческая
характеристикаООО ТПК «Леди-
2.2 Анализ
экономической эффективности
2.3Анализ конкурентной среды 66
2.4 Рекомендации по формированию конкурентных преимуществ 79
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Приложение А 89
Приложение Б 92
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях усиление внутренней конкуренции и конкуренции со стороны иностранных производителей на рынке домашнего текстиля вынуждает местные фирмы искать новые механизмы и рычаги воздействия на потребителя с целью завоевания их лояльности и доверия. Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Стратегический анализ конкурентов и его влияние на долгосрочное развитие организации (на примере ООО ТПК «Леди-Прима»).
В ходе анализа конкретных сторон деятельности конкурентов часто возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий. Если ограничится при их анализе только внутренними особенностями и условиями деятельности предприятий, многие вопросы останутся без ответов.
Цель выпускной
Объектом исследования является стратегический анализ конкурентной среды и его влияние на долгосрочное развитие организации.
Предметом исследования является процесс анализа конкурентной среды предприятия на примере ООО ТПК «Леди-Прима».
В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:
3. Изучить конкурентоспособность фирмы на примере ООО ТПК «Леди-Прима»;
4. Проанализировать возможности формирования конкурентных преимуществ ООО ТПК «Леди-Прима»;
5. Дать рекомендации по усилению конкурентных преимуществ ООО ТПК «Леди-Прима».
Теоретической основой исследования
явились идеи и положения в
области стратегического
Выпускная квалификационная работа осуществлялась на базе ООО ТПК «Леди-Прима». Всего исследованием охвачено более 300 сотрудников.
Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов:
Теоретические методы: теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применяется для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов ООО ТПК «Леди-Прима», исследование и обобщение эффективного управленческого опыта формирования конкурентных преимуществ; наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, статистические методы обработки информации и др.
Выпускная квалификационная работа имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость - уточнены ведущие понятия исследования: «конкуренция», «конкуренты», «конкурентные группы», «конкурентная среда», «стратегический анализ».
Практическая значимостьвыпускной квалификационной работы заключается в том, что основные рекомендации по совершенствованию деятельностиданной организации могут способствовать повышению конкурентоспособности фирмы.
Логика исследования определила
и структуру выпускной
1.1Современные трактовки понятий: конкуренция, конкурентная среда, стратегический анализ, конкуренты, конкурентные группы
В современном развитии бизнеса
можно выделить значимое явление - это
расширение и развитие конкуренции
на всех в рынках, вследствие насыщения
рынков товарами, услугами, производителями.
Конкурентоспособность и
Поэтому, считается необходимостью рассмотреть такой вопрос, как конкурентоспособность организации, а также выяснить какие критерии учитываются при анализе конкурентоспособности организации.
В настоящее время в
управленческой науке и практике
не в полной мере упорядочена и
систематизирована
Таблица 1
Современные трактовки понятия «конкуренция»
Автор трактовки |
Трактовка понятия |
Доминанта в трактовке |
А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд |
Конкуренция - динамический процесс; условия конкуренции постоянно меняются в зависимости от действий компаний и их контрдействий, и основной удар перемещается с одних средств конкурентной борьбы на другие. |
Конкуренция - динамический процесс |
Уч. В.А.Баринов, В.Л. Харченко |
Конкуренция- это экономическая борьба между производителями за право получения большей прибыли.
Конкуренция в самом общем смысле - это борьба между производителями за предпочтения потребителей. |
Конкуренция - это экономическая борьба Конкуренция - это борьба между производителями |
Уч. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин |
Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. |
Конкуренция - это процесс борьбы организаций |
Борисов А.Б. |
Конкуренция- состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. |
Конкуренция- состязание между экономическими субъектами |
Анализ данных представленной табл. 1 позволяет сделать следующие выводы:
- трактовки понятия «конкуренция» в отечественной управленческой литературе неоднозначны;
-экономическим процессом борьбы считают конкуренцию А.Л. Гапоненко,
А.П. Панкрухин, В.А. Баринов, В.Л. Харченко, Борисов А.Б.;
-А.А. Томпсон, А. Дж Стрикленд отмечают, что конкуренция – это динамический процесс.
Стратегический анализ существует уже несколько десятков лет, но до сих пор не слишком изучен и классифицирован. К тому же, у разных авторов есть разные подходы к его представлению, которые иногда противоречат друг другу. Поэтому следует проанализировать трактовку данного понятия.
Таблица 2
Современные трактовки понятия «стратегический анализ»
Автор трактовки |
Трактовка понятия |
Доминанта в трактовке |
Наумов А.И. |
Стратегический анализ - это прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики. |
Стратегический анализ – это прогнозно-аналитические исследования. |
И. Ансофф /2/ |
Стратегический анализ- является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. |
Стратегический анализ- основной элементстратегического планирования. |
А.П. Егоршин |
Стратегический анализ внешней и внутренней среды - важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития компании. |
Стратегический анализ - важнейший этап разработки. |
Уч. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. |
Стратегический анализ - это систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных повлиять на выбор и осуществление стратегии, а также на рыночные позиции компании. |
Стратегический анализ - это систематический процесс. |
Анализ данных представленной
табл. 2 позволяет сделать вывод,
что трактовки понятия «
Фирма осуществляет свои функции,
пребывая, как правило, в конкурентной
среде, которая характеризуется
наличием некоторого числа независимых
покупателей и продавцов, обладающих правом
и возможностью свободно выступать на
рынке и покидать его. Естественно, они
соперничают между собой в праве продать
свой товар потребителю. Покупатели тоже
могут вести между собой спор за право
купить определенный товар у определенной
фирмы. Далее будут рассмотрены несколько
трактовок понятия «конкурентная среда».
Таблица 3
Современные трактовки понятия «конкурентная среда»
Автор трактовки |
Трактовка понятия |
Доминанта в трактовке |
Фатхутдинов Р.А.
|
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. |
Конкурентная среда - это совокупность факторов. |
Ф. Хайек |
В широком смысле конкурентная среда - это пространство жизнедеятельности субъектов рыночной экономики. При этом отношения конкуренции являются исходными и пронизывающими все остальные связи. |
Конкурентная среда - это пространство жизнедеятельности. |
Борисов А.Б. |
Конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной и социальной инфраструктуры. |
Конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей. |
Юданов А.Ю. |
Конкурентная среда является частью микросреды предприятий, поскольку характер конкуренции в отрасли основывается на взаимодействии конкурентов, поставщиков, покупателей, образуя силы конкуренции. |
Конкурентная среда – это часть микросреды предприятий. |
Виханский О.С. |
Конкурентная среда - это среда, формирующаяся внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. |
Конкурентная среда – это
среда, формирующаяся |
Анализ данных трактовок позволяет понимать под конкурентной средой иерархию контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной исоциальной инфраструктуры.
Конкурентная среда является частью микросреды организации, поскольку характер конкуренции в отрасли основывается на взаимодействии конкурентов, поставщиков, покупателей, образуя силы конкуренции.
На всех этапах развития предприятия, необходимо мониторить и определять опасных конкурентов. Далее представлена таблица с различными вариантами определений этого термина.