Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:52, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении стратегического анализа конкурентной среды ООО ТПК «Леди-Прима» и выявлении его влияния на долгосрочное развитие организации.
Объектом исследования является стратегический анализ конкурентной среды и его влияние на долгосрочное развитие организации.
Предметом исследования является процесс анализа конкурентной среды предприятия на примере ООО ТПК «Леди-Прима».
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентов на современном этапе 6
1.1Современные трактовки понятий: конкуренция, конкурентная среда, стратегический анализ, конкуренты, конкурентные группы 6
1.2 Методика стратегического анализа конкурентной среды 13
1.3 Методика анализа конкурентоспособности организации 26
Глава 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.1 Организационно-управленческая характеристикаООО ТПК «Леди-Прима» 43
2.2 Анализ экономической эффективности ООО ТПК «Леди-Прима» 47
2.3Анализ конкурентной среды 66
2.4 Рекомендации по формированию конкурентных преимуществ 79
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Приложение А 89
Приложение Б 92
где Х1, Х2, Х3, Х4 - конкуренты
Задача аналитиков на данном этапе анализа заключается в том, чтобы выделить путем распределения 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу ключевых факторов успеха предприятия. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Тем не менее, можно выделить базовые ключевые факторы успеха: основанные на научно-техническом превосходстве;связанные с организацией производства;основанные на маркетинге;основанные на обладании знаниями и опытом;связанные с организацией и управлением [12, С. 119].
Составление списка ключевых факторов успеха является первым шагом при проведении оценки конкурентной силы компании. На втором шаге проводится оценка предприятия и ее конкурентов по каждому показателю. При этом используется шкала от 1 до 10. Третий шаг представляет собой суммирование оценок сильных сторон каждого из соперников и расчет итоговых показателей их конкурентной силы. Четвертый шаг - выводы о масштабах и степени конкурентного преимущества или недостатка и определение тех сфер, где позиции фирмы сильнее или слабее [43, С. 27].
Для оценки конкурентной силы могут быть использованы не взвешенные и взвешенные оценки. Система оценки конкурентной силы позволяет сделать выводы о положении предприятия по сравнению с ее конкурентами. По итогам проведения анализа конкурентов формируется экспертное заключение и дается прогноз действий конкурентов в ответ на активизацию собственной конкурентной стратегии.
Таким образом, придерживаясь данного алгоритма, можно эффективно провести анализ конкурентов. Полученные результаты анализа позволят судить о "силе" основных конкурентов, а также найти собственное конкурентное преимущество [16, С. 24].
Этап 4: Использование результатов исследования конкурентов при разработке дальнейшей стратегии развития компании.
Конкурентное поведение - это позиция, которую в процессе принятия решений занимает фирма по отношению к конкурирующим с ней на одном рынке.
Выделяют 5 типов конкурентного поведения:
1.Независимое поведение -имеет место тогда, когда действия и/или противодействия конкурентов совершаются без учета, в явной или в неявной форме поведения фирмы;такая позиция характерна в основном для всех второстепенных решений. Иногда она имеет место и применительно к стратегическим решениям в фирмах, доминирующих на рынке.
2.Кооперативное поведение- характеризует уверенную или благодушную позицию, выраженное или подразумевающееся стремление скорее к согласию, чем к постоянной конфронтации.Молчаливое согласие часто встречается среди средних фирм; явные соглашения скорее присущи крупным компаниям на рынках олигополии, не подпадающих под законодательство о конкуренции или слабо контролируемых в этом аспекте [24, С. 116].
3.Адаптивное поведение -основанное на явном учете действий конкурентов: заключается в приспособлении своих решений к наблюдаемым решениям конкурентов, не всегда, впрочем, с учетом их последующей реакции. Если все конкуренты на рынке принимают поведение этого типа, возможна цепь взаимных согласований вплоть до стабилизации рынка.
4.Опережающее поведение - наиболее сложная линия поведения, состоящая в предвидении реакции конкурентов на действия фирмы, полагая, что они сохранят прежний тип поведения.Таким образом, подразумевается, что фирма знает функцию реакции конкурентови включает ее в процесс разработки своей стратегии [24, С. 117].
5.Агрессивное поведение -предусматривает предвидение реакции конкурентов на решения фирмы. Однако в этом случае предполагается, что конкуренты всегда занимают самую неблагоприятную позицию по отношению к фирме.Поведение такого типа чаще всего встречается в ситуации олигополии при нерасширяемом глобальном спросе, когда любой выигрыш для одного всегда является проигрышем для другого.
Необходимость системы наблюдения за конкуренцией, выбор позиции по отношению к конкурентам занимает центральное место в любой стратегии. Данная позиция должна опираться на тщательный анализ.Цель анализа конкурентов заключается в том, чтобы построить профиль характера и успеха вероятных изменений стратегии, которые может произвести каждый конкурент, вероятного ответа каждого конкурента на набор реалистичных стратегических действий, которые могут начать другие фирмы, и вероятность реакции каждого конкурента на совокупность изменений в отрасли и более широких сдвигов в среде, которые могут произойти. Для разработки деловой рыночной стратегии необходимо соответствие трех составляющих: внешняя среда, стратегия компании, ресурсы компании [29, С. 148].
Перечислим несколько базовых стратегий развития:
Первая ступень разработки
стратегии развития заключается
в уточнении
Стратегия лидерства за счет экономии на издержках - это стратегия, опирающаяся напроизводительностьи обычно связанная с существованием эффекта опыта. Подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестициями в производство, направленными на реализацию эффекта опыта, тщательную проработку конструкции новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания всей стратегии - низкие издержки по сравнению с конкурентами. Преимущество в отношении издержек создает эффективную защиту против пяти конкурентных сил: Фирма способна противостоять своим прямым конкурентам даже в случаеценовой войныи в состоянии получать прибыль при цене, минимально допустимой для конкурентов; Сильныеклиентыне могут добиться снижения цены ниже уровня, приемлемого для наиболее сильного конкурента; Низкие издержки обеспечивают защиту против сильныхпоставщиков, так как дают фирме большую гибкость в случае повышения входных издержек; Низкие издержки создают барьер входа дляновых конкурентови одновременно хорошую защиту противтоваров- заменителей[50, С. 153].
Стратегии дифференциации: целью таких стратегий является придание товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают товар от подобных предложений конкурентов. Фирма, благодаря своим отличительным особенностям, обладает значительнойрыночной силой.Формы дифференциации:имидж марки, внешний вид, признанное технологическое совершенство, послепродажный сервис.Дифференциация, как и лидерство по издержкам, защищает фирму от пяти конкурентных сил, но совершенно другим способом.По отношению кпрямым конкурентамдифференциация снижает заменяемость товара, усиливает привязанность к марке, уменьшает чувствительность к цене и тем самым повышает прибыльность.Привязанность клиентовослабляет их давление на фирмуи затрудняетприход на рынок новых конкурентов.Повышенная рентабельность увеличивает устойчивость к возможному росту издержек в результате действийсильного поставщика.Отличительные свойства товара и завоеванная привязанность клиентов защищают фирму и оттоваров-заменителей[64, С. 236].
Стратегия специализации: третья базовая стратегия - это стратегияспециализации,т.е. усиления внимания на нуждах одного сегмента или конкурентной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель - удовлетворить потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем это могут сделать конкуренты. Данная стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, либо и на то, и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Такая стратегия позволяет добиться высокой доли рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле рынка в целом.
Для оценки конкурентоспособности фирмы сначала нужно провести анализ ее состояния. Качество анализа будет более высоким, при его проведении с позиций системного подхода. В этом случае анализ можно будет называть системным[30, С. 201].
Целью системного анализа фирмы является установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования фирмы. Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается "привязывать" к структуре системы стратегического менеджмента:
1. Анализ качества научного
сопровождения системы
2. Анализ компонентов
выхода системы, т. е.
3. Анализ конкурентоспособности,
эффективности и устойчивости
функционирования основных
4. Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли.
5. Анализ факторов макросреды
страны и инфраструктуры
6. Анализ механизма действия
закона конкуренции на входе
системы, антимонопольного
7. Анализ внешних угроз
и возможностей, сильных внутренних
и слабых сторон организации
по сравнению с конкурентами
в обеспечивающей подсистеме, т.
е. в правовом, методическом, ресурсном,
информационном обеспечении
8. Анализ сильных и
слабых сторон, угроз и возможностей
организации в ее
9. Анализ качества управляемой
подсистемы системы
10. Анализ качества управляющей подсистемы системы стратегического менеджмента в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений.
11. Анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон.
12. Анализ конкурентоспособности
выпускаемых товаров, новшеств
и выполняемых услуг,
13. Анализ эффективности использования ресурсов.
14. Анализ устойчивости функционирования организации.
15. Установление стратегических
и тактических факторов
Важным условием успеха фирмы является надежная система слежения за конкурентами и анализ их действий. Это необходимо для определения границ, в пределах которых возможно их стратегическое продвижение, развитие стратегического потенциала и пр.
С целью лучшего изучения конкуренции в отраслях и на рынках, где действует компания, осуществляется ее специальный анализ (отрасли и компании, товарных и ресурсных рынков, стратегических группировок, потенциальных рынков и отраслей). Такой анализ должен выявить:
Во-первых, общее состояние конкуренции (острота, масштабы, степень государственного регулирования)[11, С. 127];
Во-вторых, характер конкурирующей
продукции (степень ее новизны, дифференциации,
частоту и причины внедрения
новинок конкурентами, например, погоня
за лидером, усовершенствование отдельных
элементов, повышение качества, надежности,
безопасности, придание дополнительных
свойств, вероятность новых
В-третьих, главные факторы успеха в конкурентной борьбе;
В-четвертых, самых опасных конкурентов. Конкретными направлениями их изучения могут быть[11, С. 128]: