Стимулирования трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

По мере непрерывного сужения различий в конкурентных средствах традиционного рынка между предприятиями, по мере развития мировой экономической интеграции для создания конкурентных преимуществ на предприятиях помимо развития научно-технического прогресса важнейшим становится активизация человеческого фактора. Активизировать трудовую деятельность работников в современных условиях наиболее целесообразно на основе использования различных методов мотивации и, прежде всего, на основе совершенствования различных видов и механизмов стимулирования труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 6
1.Стимулирования трудовой деятельности как элемент экономического метода менеджмента…………………………………….. 10
Социально-психологические методы управления………………..
10
Роль экономических методов в стимулировании труда………...
21
Зарубежный опыт стимулирования труда………………………..
29
2. Оценка системы управления в ОАО «Могилевский мясокомбинат»…... 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Моги левский мясокомбинат»……………………………………….. …
36
2.2 Анализ выплат стимулирующего характера…………………...… 40
2.3 Факторный анализ элементов фонда оплаты труда……………... 49
2.4Сравнительный анализ экономических и социально-психологических методов управления…………………………….
57
3 Совершенствование системы стимулирования труда на предприятии…. 67
3.1 Обоснование значимости материально-денежного и морального стимулирования труда…………………………………………
67
3.2 Обоснование рейтинговой системы оплаты труда………………. 76
4 Охрана труда………………………………………………………………... 87
4.1 Организация службы охраны труда в ОАО «Могилевский мясокомбинат» …………………………………………………...
87
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов на предприятии…………………………………………………………….
89
4.3 Организационные и технологические решения по устранению опасных и вредных факторов…………………………………….
91
4.4 Расчет снижения экономического ущерба на предприятии за счет снижения производственного травматизма………………..
94
4.5 Оценка влияния предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» на экологическую обстановку города…………
96
4.6 Выводы и предложения…………………………………………….
97

Работа содержит 1 файл

диплом по менеджменту.doc

— 1.20 Мб (Скачать)
  • предусматривает поощрения за конкретные показатели, на которые работники оказывают непосредственное воздействие и которое наиболее полно характеризует участие каждого работника в решении задач, стоящих перед ним;
  • устанавливает меры поощрения за успехи в труде так, чтобы за более высокие достижения применять более значимые меры поощрения;
  • обеспечивает уверенность в том, что при условии выполнения принятых повышенных обязательств участники будут поощрены в соответствии с достигнутыми результатами;
  • усиливает заинтересованность каждого работника в постоянном улучшении его производственных показателей;
  • является простым, доходчивым и понятным для работников;
  • учитывает возрастающую общественно-политическую активность и профессионально-техническое мастерство, устойчивость высоких результатов в труде;
  • не допускает обесценивания моральных стимулов.
  • Таким образом, на ОАО «Могилевский мясокомбинат» для эффективного применения социально-психологических методов управления необходимо: 
  • наличие положения о статусах морального поощрения и знание их работниками;
  • шире использовать разнообразные  формы морального поощрения в интересах развития творческой инициативы и активности;
  • моральное поощрение подкреплять мерами материального стимулирования, обеспечить правильное взаимодействие материальных и моральных стимулов, непрерывно их совершенствовать в соответствии с новыми задачами, изменением в содержании, организации и условиях труда;
  • о каждом моральном поощрении работника широко информировать трудовой коллектив;
  • вручать награды и объявлять благодарности в торжественной обстановке;
  • поощрять работников своевременно – сразу после достижения определенных успехов в труде;
  • развивать новые формы поощрения и устанавливать строгую моральную ответственность каждого работника за порученное дело;
  • анализировать действенность стимулирования;
  • точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении в трудовые книжки работников.

      Одним из основных условий высокой эффективности  морального стимулирования является обеспечение социальной справедливости, то есть точного учета и объективной оценки трудового вклада каждого работника. Убежденность в обоснованности, справедливости признания трудовых заслуг работника, в правильности его поощрения поднимает моральный авторитет труда, возвышает личность, формирует активную жизненную позицию. 

      Руководству ОАО «Могилевский мясокомбинат» необходимо иметь в виду, что особое значение имеет принцип гласности морального поощрения, то есть широкой информированности всего коллектива. Всесторонняя информация о результатах, достигнутых работниками и торжественная обстановка при вручении наград. Для этого необходимо каждого работника информировать не только устно, но и выдать брошюру с моральными стимулами за качественную работу. И на видном месте, на предприятии, вывесить плакат-таблицу с занесением фамилии и баллов каждого работника, и доску почета с отличившимися. 

      При организации морального стимулирования важно обеспечить сочетание мер поощрения с усилением ответственности за результаты труда. Что повлечет за собой рост ответственности в коллективе.

        Сравнительная характеристика этих методов приведена в таблице 15. 

      Таблица 15  Сравнительная характеристика методов управления

Признаки  методов управления Группы  методов управления
Административные Экономические Социально- психологические
1 2 3 4
1 Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
2 Цель управления Выполнение  законов, директив, планов Достижение  конкурентоспособности выпускаемых объектов Достижение  взаимопонимания
3 Структура управления Жесткая Адаптивная  к ситуациям Адаптивная  к личности
4 Форма собственности, где преимущественно применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и д.р. Частная
5 Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
6 Форма воздействия При помощи нормативно- методических документов Мотивация Управление  социально- психологическими процессами
7 Основное требование к субъекту при применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм в данной области Психологическая устойчивость личности
Продолжение таблицы 15
1 2 3 4
8 Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все потребности
9 Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы Линейная, функциональная Проблемно-целевая, матричная Бригадная
10 Преимущественное направление управляющего воздействия Сверху  вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное  и горизонтальное
11 Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методы Высший  и средний Высший, средний, низший Низший
12 Характер управленческой информации Качественная, детерминированная Качественная, стохастическая Комплексная (как фактор качества), стохастическая
13 Стиль руководства, характерный для данной группы методов Авторитарный Смешанный Демократический
14 Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов Флегматик Сангвиник Сангвиник
15 То же относительно объекта управления (исполнителя) Сангвиник Флегматик, холерик Меланхолик
16 Тип чаше всего принимаемого управленческого решения Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их
Продолжение таблицы 15
1 2 3 4
17 Конкретные методы и способы управления 1 Государственное  регулирование экономики.  
2 Стандартизация и сертификация. 
3 Мониторинг экосистемы. 
4 Нормативно-методическое регулирование системы управления. 
5 Планирование, учет и контроль
1 Экономическое  стимулирование.  
2 Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). 
3 Экономико- математическое моделирование. 
4 Балансовые методы
1 Мониторинг  социально- психологических процессов.  
2 Моделирование социально- психологических процессов. 
3 Психотехнологии. 
4 Моральное стимулирование
18 Рекомендуемое соотношение применяемых методов (сумма равна 10) 4 4 2

 

      Приведенные в таблице 15 характеристики методов управления являются укрупненными, отражающими преобладание, или приоритет, конкретного признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти «узкие места» в этой системе.

 

    3 Совершенствование системы стимулирования труда                                        на предприятии

      3.1 Обоснование значимости материально-денежного и морального                       стимулирования труда

 

      Сложившаяся за долгие годы система управления в Республике Беларусь привела к возникновению экономического отчуждения трудящихся от средств производства и результатов труда. Это выражается в том, что в условиях общественной собственности на средства производства важнейшую функцию хозяйственного руководства выполняли не сами непосредственные производители материальных благ, а государство в лице его разных органов управления. Именно они отстранили конкретного труженика как от результатов труда, так и от управления производством. Доходы коллективов и отдельных работников зачастую не зависели от эффективности использования ими производственных ресурсов. Общенародная собственность воспринимается работниками как «ничейная». В этих условиях в обществе постоянно существовала проблема: как заинтересовать людей, побудить их работать эффективно, экономить материальные и трудовые ресурсы, своевременно и качественно выполнять поставленные задачи. Особенно обострилась необходимость мотивации работников в повышении эффективности производства в условиях кризисных явлений и осуществлении экономических реформ по переходу к рыночным условиям хозяйствования. Чтобы реализовать принципы радикальной экономической реформы, вывести страну из экономического кризиса, необходимо выработать механизм мотивации труда в основной ячейке народного хозяйства (на микроуровне)  трудовом коллективе предприятия. Нужно помнить простую истину, суть которой состоит в том, что продукцию производят люди. Разнообразный товарный рынок появится в результате заинтересованного труда работников, а предприятия смогут выжить в условиях рынка только овладев механизмом мотивации высокоэффективного труда.  

      В настоящее время в ОАО «Могилевский мясокомбинат» еще не сложилась четкая система материального и морального стимулирования  работников. За  время  формирования рыночных взаимосвязей достаточно сложно обеспечить оптимальную систему взаимодействия отношений между работником и работодателем, поскольку предприятие необходимо рассматривать как сложную социально-экономическую систему,  в которой меняется  законодательная база, наблюдается большая текучесть кадров, частые конъюнктурные изменения в деятельности предприятия и в экономике страны в целом. Следует отметить негативные явления: уход квалифицированных работников на  высокооплачиваемые должности, утрата престижа среди молодежи рабочих профессий.      

      Все это требует пересмотра в отношениях работник  работодатель с целью установления  таких принципов стимулирования труда работников, мотивация которых направлена  на успешную деятельность фирмы и личный вклад каждого работника в конечный результат.   

      Для этого на предприятии была применена система  «Kost» (от немецкого слова Kost   стоимость,  вознаграждение), которая включает следующие элементы: анкету, распределение респондентов по видам деятельности, анализ полученных результатов, формирование  сводной ведомости, разработка положений по материальному и моральному стимулированию труда работников.     

      При этом не рассматривалась основная  заработная плата, а  дополнительная, включающая  доплаты, премии и надбавки, которая может изменяться в зависимости от конкретного вклада в успех предприятия отдельного работника или группы.   

      Данные  анализа представлены в таблице 16.  

          Таблица 16  Сводная таблица заинтересованности работников на основе эксперимента «Kost»

Поставленный  вопрос Варианты  ответа Группы 
Работники аппарата управления, % Рабочие хозрасчетных бригад, % Служа-щие, % Руково-дители, %
1 2 3 4 5 6
Удовлетворены ли Вы заработной платой? Да 

Нет

46,6

53,4

-

100,0

30,7

69,3

100,0

-

Если  нет, то в виду Плохой организации  труда 9,0 21,7 14,3 -
Недостаточного  стимулирования труда 27,5 21,7 28,6 -
Низкими окладами 45,4 52,2 50,0 -
Какие доплаты Вы хотели бы получать? 50% коммунальных  услуг 19,2 14,8 25,0 42,8
Оплата  проезда до места

работы

26,9 18,5 12,5 -
Продолжение таблицы 16
1 2 3 4 5 6
Какие доплаты Вы хотели бы получать? Оплата детских  дошкольных учреждений 7,7 14,8 8,3 -
Частичная или полная оплата спортивно-оздоровительных комплексов 3,8 7,4 16,6 14,3
Оплата  лечебно-профилактических учреждений 8,0 14,8 12,5 14,3
50% оплаты стоимости квартиры в кредит 25,0 18,5 3,0 28,6
Считаете  ли Вы разумным введение моральных стимулов Вручение почетных грамот 10,5 14,3 33,3 20,0
Присвоение  звания лучшего по профессии 31,5 - 16,6 20,0
Организации доски почета 8,3 14,3 5,4 20,0

  

 На основе данных таблицы 16 с учетом мнения респондентов можно разработать новое положение о моральном стимулировании работников предприятия. Для обоснования  вклада каждого работника в результат деятельности предприятия можно сформирован премиальный фонд (Фпр), который предназначен для поощрения работников подразделений (групп).  

      Премиальный фонд распределяется между подразделениями (группами) в соответствии с соотношением: 

                                       (8) 

        где Фгр – премиальный фонд подразделения (группы) по итогам работы за год;

               ∑Бгр – суммарное количество баллов, полученное подразделением (группой) по итогам работы за год;

              ∑Бпр –  суммарное количество баллов, набранное подразделениями (группами).

      Для каждого индивидуального работника  премиальное поощрение по итогам работы за год будет определяться в соотношении: 

                                                                      (9)        

           где Пинд – премия по итогам работы для конкретного респондента;

              Оинд – оклад работника в соответствии с заключенным трудовым договором;

              ∑Огр – сумма основной заработной платы всего подразделения работников, участвовавших в системе «Kost».

      За  каждое достижение группе  или подразделению  присуждаются баллы, в соответствии со шкалой, представленной в таблице 17. Также в таблице 18 разработана шкала которая учитывает нарушения.    

      Таблица 17 – Балльные оценки видов деятельности подразделений

Наименование  работ Оценка работ  в баллах
1 Научная группа
1.1 Разработка методов анализа по международной системе качества 30
1.2 Внедрение методики испытания  или анализа с обучением сотрудников 30
1.3 Разработка методики испытания  или анализа 15
1.4 Освоение методов анализа или  испытаний на вновь приобретенном  оборудовании 15
1.5 Предложения к приобретению или обоснование замены морально устаревшего оборудования 15
2 Управленческая группа
2.1 Общая успешная деятельность  предприятия 30
2.2 Поиск новых поставщиков товаров  и стабильных рынков сбыта,  принесших реальный экономический эффект 30
2.3 Своевременное выполнение банковских, платежных, снабженческих и сбытовых  операций  15
2.4 Относительное увеличение прибыли  по сравнению с предыдущим  отчетным периодом 15
2.5 Участие в выставках и проведение  рекламных акций  10
3 Производственная группа
3.1 Рациональное использование ресурсов  и запасов 30
3.2 Своевременное и качественное  выполнение заданий по договорным  работам, оперативным и прочим  планам 30
3.3 Внедрение рационализаторских предложений  15
3.4 Освоение новых видов оборудования 15
3.5 Отсутствие простоев и поломок  оборудования по вине персонала  10

Информация о работе Стимулирования трудовой деятельности