Стимулирования трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

По мере непрерывного сужения различий в конкурентных средствах традиционного рынка между предприятиями, по мере развития мировой экономической интеграции для создания конкурентных преимуществ на предприятиях помимо развития научно-технического прогресса важнейшим становится активизация человеческого фактора. Активизировать трудовую деятельность работников в современных условиях наиболее целесообразно на основе использования различных методов мотивации и, прежде всего, на основе совершенствования различных видов и механизмов стимулирования труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 6
1.Стимулирования трудовой деятельности как элемент экономического метода менеджмента…………………………………….. 10
Социально-психологические методы управления………………..
10
Роль экономических методов в стимулировании труда………...
21
Зарубежный опыт стимулирования труда………………………..
29
2. Оценка системы управления в ОАО «Могилевский мясокомбинат»…... 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Моги левский мясокомбинат»……………………………………….. …
36
2.2 Анализ выплат стимулирующего характера…………………...… 40
2.3 Факторный анализ элементов фонда оплаты труда……………... 49
2.4Сравнительный анализ экономических и социально-психологических методов управления…………………………….
57
3 Совершенствование системы стимулирования труда на предприятии…. 67
3.1 Обоснование значимости материально-денежного и морального стимулирования труда…………………………………………
67
3.2 Обоснование рейтинговой системы оплаты труда………………. 76
4 Охрана труда………………………………………………………………... 87
4.1 Организация службы охраны труда в ОАО «Могилевский мясокомбинат» …………………………………………………...
87
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов на предприятии…………………………………………………………….
89
4.3 Организационные и технологические решения по устранению опасных и вредных факторов…………………………………….
91
4.4 Расчет снижения экономического ущерба на предприятии за счет снижения производственного травматизма………………..
94
4.5 Оценка влияния предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» на экологическую обстановку города…………
96
4.6 Выводы и предложения…………………………………………….
97

Работа содержит 1 файл

диплом по менеджменту.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

      Участие рабочих в принятии решений, затрагивающих их работу и интересы - предполагает согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе. В результате реализуются потребности в участии, вовлеченности в дела предприятия, принятии на себя ответственности.

      Два последних направления взаимосвязаны и помогают поддерживать ориентацию на выполнение общественного долга. Этот ориентир выступал ведущим на протяжении значительного времени развития нашего государства и по-прежнему без дополнительной мотивации проявляется у людей старшего возраста, для которых труд является осознанной необходимостью. Для молодежи характерна низкая значимость общественного долга, одновременно для них основной стала ориентация на материальное вознаграждение [36, с. 27]. Вместе с тем именно корректное руководство и привлечение работников к принятию решений позволяют им чувствовать себя частью предприятия, быть заинтересованными в достижении организационных целей.

      1.2 Роль экономических методов в стимулировании труда

      Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма.

     Одним из факторов успешного развития национальной экономики является эффективная система мотивации труда, представляющая собой отражение внешней среды, в которой формируются потребности, интересы и ценности человека. Рыночные отношения наполняют эти категории совершенно новым содержанием, что вызывает необходимость формирования адекватного изменившимся условиям механизма мотивации.

     Последний представляет собой совокупность форм и методов повышения трудовой активности персонала, которые по способу воздействия можно разделить на две группы: экономические и социально-психологические. Ведущая роль в системе формирования соответствующего механизма, бесспорно, принадлежит экономическим стимулам  таким, как заработная плата, денежная премия, материальная помощь, участие персонала в прибылях и капитале организации [36, с. 69]. На рисунке 3 приведены элементы экономического стимулирования труда.

     Не  подлежит сомнению, что главная роль в мотивации трудовой активности в настоящее время, как, впрочем, и в обозримой перспективе, остается за заработной платой, которая служит для подавляющего большинства работников основным источником доходов, средством воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи.

     В рыночных отношениях сущность заработной платы как экономической

     

     

       

       

       

     

       
 

     

       

     

     

       

     Рисунок 3 – Экономические стимулы мотивации  труда 

категории принципиально изменилась. Сейчас она, в отличие от подходов, существовавших ранее, рассматривается не как часть национального дохода, выделяемая государством для оплаты труда, а как часть дохода нанимателя, направленная на те же цели в соответствии с полученными результатами и условиями трудового договора или контракта.

     Заработная  плата имеет правовой и экономический  аспекты. Первый из них прописан в Трудовом кодексе Республики Беларусь: «Заработная плата  это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время»

     В условиях рыночной экономики заработная плата выполняет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции. Стимулирующее ее назначение в том, чтобы создать материальную заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, повышении эффективности производства, улучшении качественных показателей. 

     Важнейшая задача предприятия в современных  условиях  усиление стимулирующей функции зарплаты. 

     Не  меньшее значение имеют такие  принципы, как обеспечение материальной заинтересованности в достижении высоких конечных результатов, минимальных гарантий размеров оплаты труда, опережающих темпов роста производительности по сравнению с темпами повышения заработной платы, материальной ответственности за выполнение производственных обязанностей.

     Использование квалификационного и творческого  потенциала работников зависит от научной  обоснованности и выбора методов увязки зарплаты с вышеперечисленными факторами.

     Одним из элементов заработной платы являются доплаты и надбавки, которые в зависимости от назначения делятся на компенсационные и стимулирующие. К ним относятся доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в ночное время, руководство бригадой, профессиональное мастерство и др.

     Для усиления личной заинтересованности в  достижении высоких показателей применяются различные виды премирования. Предприятия сами разрабатывают и утверждают положение о нем. Премирование осуществляется в зависимости от роста прибыли, снижения себестоимости, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, повышения технического уровня и качества продукции.

      Вопросы оплаты труда очень важны в социальном плане. Социальная напряженность вызвана несовпадением экономических интересов участников производства; отсутствием обоснованной дифференциации в уровнях доходов различных категорий.

      Политика  дешевой экономики труда обходится очень дорого. «Дешевый работник»  это низкая производительность, безынициативность, невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и самое негативное - воспроизводство малоработоспособного человека, консервация низкой культуры труда и производства.

      Г.Форд в начале XX в. писал [38, с. 117]: «Удешевление рабочей силы, понижение платы означает снижение покупательной способности и сужение внутреннего рынка. Сбыт продукции зависит от размера тарифных ставок. Самое ценное для предприятия - рабочий, который отдает предприятию все свои силы. Хорошая работа требует соответствующей оценки».

      Как показывает практика, высокая заработная плата позволяет больше думать о  работе, о повышении конкурентоспособности.

     2 Оценка системы  управления в ОАО «Могилевский мясокомбинат»

      2.1 Организационно-экономическая  характеристика                                   ОАО «Могилевский мясокомбинат»

 

     ОАО «Могилевский мясокомбинат» создан в 1905 году как частная скотобойня. В 1913 году был реконструирован и оснащен льдосоляным холодильником. После революции реконструирован и расширен, в 1922 году построен колбасный цех. Во время Великой Отечественной войны ОАО «Могилевский мясокомбинат» был разрушен. Но в 1950-1953 годах восстановлен. Построен производственный корпус и холодильник.  

     В 1965 году был построен шкуроконсервировочный  цех. В 1967 году производство было реконструировано. В 1970-1971 годах построен колбасный цех, в 1986 году цех по убою скота и обработке туш.  

     Основная  продукция ОАО «Могилевский мясокомбинат»:

      колбасные изделия,

      мясо скота,

      пищевые жиры,

      сухие животные корма,

      мясокостная мука.

     Целью деятельности ОАО «Могилевский мясокомбинат»  является выпуск конкурентоспособной  продукции, безопасной, надежной по цене, с наилучшими потребительскими свойствами, удовлетворяющей требованиям потребителя и гарантирующей устойчивую прибыль предприятия. 

     ОАО «Могилевский мясокомбинат» - успешно  работающее предприятие. 

     Реализация  темпов роста экономических показателей  достигается путем:

      осуществления постоянной связи с потребителем с целью изучения потребительского спроса, пожеланий и ожиданий потребителя; 

      разработка и внедрение современных технологий, новых видов конкурентоспособной продукции; 

      улучшения качества продукции, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции; 

      повышение квалификации и обучение персонала, в том числе по вопросам обеспечения качества продукции; 

      обеспечение персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности, инициирование, признание и поощрение людей;  

      постоянное повышение результативности менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001;  

      ориентация и создание условий, способствующих долговременному сотрудничеству с поставщиками. 

     ОАО «Могилевский мясокомбинат»  лауреат Премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2006 года. 

     В настоящее время мясокомбинат выпускает  в среднем 60-63 тонны мяса и 50 тонн колбасных изделий, а также 11-12 тонн мясных полуфабрикатов в сутки. При этом ассортиментный перечень продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат» составляет свыше 350 наименований, в том числе более 160 из них, разработаны в последние три года. Кроме того, ассортимент колбасных изделий и копченостей составляет более 250 наименований, а мясных полуфабрикатов - около 100. Мясокомбинат изготавливает продукты по традиционным белорусским технологиям, только из натурального сырья, вырабатывает колбасные и другие изделия высшего сорта без заменителей мяса, его красителей и консервантов.  

     Более 70 % производимой продукции предприятие реализует на внутреннем рынке Могилевской области. Также колбасные изделия, копчености, мясные полуфабрикаты и другая продукция реализуется в фирменных торговых объектах в Минске. Всего через фирменную торговлю продается до 20 % общего объема реализованной продукции, а в дальнейшем на предприятии планируют продавать через фирменную торговлю до 23-25 % производимой продукции.  

     ОАО «Могилевский мясокомбинат»  оказывает услуги торговым организациям, реализующим продукцию предприятия. Это, прежде всего, оптовые скидки и предоставление отсрочек платежей. 

     Комбинат  предоставляет необходимую  нормативную документацию и рекомендации по вопросам упаковки, маркировки и хранения продукции. 
Мясокомбинат доставляет свою продукцию собственным автотранспортом всем крупным оптовым потребителям. 

     Результаты  производственно-хозяйственной  деятельности филиала  ОАО «Могилевский мясокомбинат» за 2005-2007 гг. характеризуются следующими показателями, представленными в таблице 3 на основании данных «Бухгалтерского баланса» (Приложения А, Б, В), «Отчета о прибылях и убытках» (Приложения Г, Д, Е). 

          Таблица 3  Основные экономические показатели деятельности

                               ОАО «Могилевский мясокомбинат» за 2006-2008 гг.

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Изменение
2006-2007 гг. 2007-2008 гг.
суммы Темп  роста, % суммы Темп  роста, %
1 Выручка-нетто от объема реализации,

млн р.

124 440 148 749 204 919 +24 309 119,53 +56 170 137,76
2 Себестоимость продукции, млн р. 109 587 136 596 187 714 +27 009 124,65 +51 118 137,42
3 Стоимость основных  фондов на конец года,

Млн р.

42 399 51 594 56 161 +9 195 121,69 +4 567 108,85
4 Остаток оборотных  средств на конец  года,

млн р.

23 848 29 053 46 147 +5 205 121,83 +17 094 158,84
5 Дебиторская задолженность на конец года, млн р. 7 140 4 561 7 518 -2 579 63,88 +2 957 164,83
6 Кредиторская задолженность на конец года,  млн р. 6 634 7 055 12 685 +421 106,35 +5 630 179,80
7 Прибыль отчетного  года, млн р. 14 738 12 408 13 969 -2 330 84,19 +1 561 112,58
8 Фондоотдача, р.  2,93 2,88 3,65 -0,05 98,29 +0,77 126,74
9 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (стр.1:стр.4) 5,22 5,12 4,44 -0,1 98,08 -0,68 86,72
10 Рентабельность продаж, % (стр.7:стр.1) 11,84 8,34 6,82 -3,5 70,44 -1,52 81,77
11 Наличие собственных оборотных средств, млн р. 13 583 15 672 16 865 +2 089 115,38 +1 193 107,61
12 Коэффициент абсолютной  ликвидности 0,267 0,165 0,096 -0,102 61,80 -0,069 58,18
13 Коэффициент текущей ликвидности 2,762 2,171 1,576 -0,591 78,60 -0,595 72,59
14 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,570 0,539 0,365 -0,031 94,56 -0,174 67,72

Информация о работе Стимулирования трудовой деятельности