Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:56, дипломная работа
По мере непрерывного сужения различий в конкурентных средствах традиционного рынка между предприятиями, по мере развития мировой экономической интеграции для создания конкурентных преимуществ на предприятиях помимо развития научно-технического прогресса важнейшим становится активизация человеческого фактора. Активизировать трудовую деятельность работников в современных условиях наиболее целесообразно на основе использования различных методов мотивации и, прежде всего, на основе совершенствования различных видов и механизмов стимулирования труда.
Введение………………………………………………………………………. 6
1.Стимулирования трудовой деятельности как элемент экономического метода менеджмента…………………………………….. 10
Социально-психологические методы управления………………..
10
Роль экономических методов в стимулировании труда………...
21
Зарубежный опыт стимулирования труда………………………..
29
2. Оценка системы управления в ОАО «Могилевский мясокомбинат»…... 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Моги левский мясокомбинат»……………………………………….. …
36
2.2 Анализ выплат стимулирующего характера…………………...… 40
2.3 Факторный анализ элементов фонда оплаты труда……………... 49
2.4Сравнительный анализ экономических и социально-психологических методов управления…………………………….
57
3 Совершенствование системы стимулирования труда на предприятии…. 67
3.1 Обоснование значимости материально-денежного и морального стимулирования труда…………………………………………
67
3.2 Обоснование рейтинговой системы оплаты труда………………. 76
4 Охрана труда………………………………………………………………... 87
4.1 Организация службы охраны труда в ОАО «Могилевский мясокомбинат» …………………………………………………...
87
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов на предприятии…………………………………………………………….
89
4.3 Организационные и технологические решения по устранению опасных и вредных факторов…………………………………….
91
4.4 Расчет снижения экономического ущерба на предприятии за счет снижения производственного травматизма………………..
94
4.5 Оценка влияния предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» на экологическую обстановку города…………
96
4.6 Выводы и предложения…………………………………………….
97
Участие рабочих в принятии решений, затрагивающих их работу и интересы - предполагает согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе. В результате реализуются потребности в участии, вовлеченности в дела предприятия, принятии на себя ответственности.
Два
последних направления
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма.
Одним из факторов успешного развития национальной экономики является эффективная система мотивации труда, представляющая собой отражение внешней среды, в которой формируются потребности, интересы и ценности человека. Рыночные отношения наполняют эти категории совершенно новым содержанием, что вызывает необходимость формирования адекватного изменившимся условиям механизма мотивации.
Последний представляет собой совокупность форм и методов повышения трудовой активности персонала, которые по способу воздействия можно разделить на две группы: экономические и социально-психологические. Ведущая роль в системе формирования соответствующего механизма, бесспорно, принадлежит экономическим стимулам таким, как заработная плата, денежная премия, материальная помощь, участие персонала в прибылях и капитале организации [36, с. 69]. На рисунке 3 приведены элементы экономического стимулирования труда.
Не подлежит сомнению, что главная роль в мотивации трудовой активности в настоящее время, как, впрочем, и в обозримой перспективе, остается за заработной платой, которая служит для подавляющего большинства работников основным источником доходов, средством воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи.
В рыночных отношениях сущность заработной платы как экономической
Рисунок
3 – Экономические стимулы
категории принципиально изменилась. Сейчас она, в отличие от подходов, существовавших ранее, рассматривается не как часть национального дохода, выделяемая государством для оплаты труда, а как часть дохода нанимателя, направленная на те же цели в соответствии с полученными результатами и условиями трудового договора или контракта.
Заработная плата имеет правовой и экономический аспекты. Первый из них прописан в Трудовом кодексе Республики Беларусь: «Заработная плата это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время»
В условиях рыночной экономики заработная плата выполняет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции. Стимулирующее ее назначение в том, чтобы создать материальную заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, повышении эффективности производства, улучшении качественных показателей.
Важнейшая задача предприятия в современных условиях усиление стимулирующей функции зарплаты.
Не меньшее значение имеют такие принципы, как обеспечение материальной заинтересованности в достижении высоких конечных результатов, минимальных гарантий размеров оплаты труда, опережающих темпов роста производительности по сравнению с темпами повышения заработной платы, материальной ответственности за выполнение производственных обязанностей.
Использование
квалификационного и
Одним из элементов заработной платы являются доплаты и надбавки, которые в зависимости от назначения делятся на компенсационные и стимулирующие. К ним относятся доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в ночное время, руководство бригадой, профессиональное мастерство и др.
Для усиления личной заинтересованности в достижении высоких показателей применяются различные виды премирования. Предприятия сами разрабатывают и утверждают положение о нем. Премирование осуществляется в зависимости от роста прибыли, снижения себестоимости, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, повышения технического уровня и качества продукции.
Вопросы оплаты труда очень важны в социальном плане. Социальная напряженность вызвана несовпадением экономических интересов участников производства; отсутствием обоснованной дифференциации в уровнях доходов различных категорий.
Политика дешевой экономики труда обходится очень дорого. «Дешевый работник» это низкая производительность, безынициативность, невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и самое негативное - воспроизводство малоработоспособного человека, консервация низкой культуры труда и производства.
Г.Форд в начале XX в. писал [38, с. 117]: «Удешевление рабочей силы, понижение платы означает снижение покупательной способности и сужение внутреннего рынка. Сбыт продукции зависит от размера тарифных ставок. Самое ценное для предприятия - рабочий, который отдает предприятию все свои силы. Хорошая работа требует соответствующей оценки».
Как показывает практика, высокая заработная плата позволяет больше думать о работе, о повышении конкурентоспособности.
ОАО «Могилевский мясокомбинат» создан в 1905 году как частная скотобойня. В 1913 году был реконструирован и оснащен льдосоляным холодильником. После революции реконструирован и расширен, в 1922 году построен колбасный цех. Во время Великой Отечественной войны ОАО «Могилевский мясокомбинат» был разрушен. Но в 1950-1953 годах восстановлен. Построен производственный корпус и холодильник.
В 1965 году был построен шкуроконсервировочный цех. В 1967 году производство было реконструировано. В 1970-1971 годах построен колбасный цех, в 1986 году цех по убою скота и обработке туш.
Основная продукция ОАО «Могилевский мясокомбинат»:
колбасные изделия,
мясо скота,
пищевые жиры,
сухие животные корма,
мясокостная мука.
Целью деятельности ОАО «Могилевский мясокомбинат» является выпуск конкурентоспособной продукции, безопасной, надежной по цене, с наилучшими потребительскими свойствами, удовлетворяющей требованиям потребителя и гарантирующей устойчивую прибыль предприятия.
ОАО «Могилевский мясокомбинат» - успешно работающее предприятие.
Реализация
темпов роста экономических
осуществления постоянной связи с потребителем с целью изучения потребительского спроса, пожеланий и ожиданий потребителя;
разработка и внедрение современных технологий, новых видов конкурентоспособной продукции;
улучшения качества продукции, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции;
повышение квалификации и обучение персонала, в том числе по вопросам обеспечения качества продукции;
обеспечение персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности, инициирование, признание и поощрение людей;
постоянное повышение результативности менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001;
ориентация и создание условий, способствующих долговременному сотрудничеству с поставщиками.
ОАО «Могилевский мясокомбинат» лауреат Премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2006 года.
В настоящее время мясокомбинат выпускает в среднем 60-63 тонны мяса и 50 тонн колбасных изделий, а также 11-12 тонн мясных полуфабрикатов в сутки. При этом ассортиментный перечень продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат» составляет свыше 350 наименований, в том числе более 160 из них, разработаны в последние три года. Кроме того, ассортимент колбасных изделий и копченостей составляет более 250 наименований, а мясных полуфабрикатов - около 100. Мясокомбинат изготавливает продукты по традиционным белорусским технологиям, только из натурального сырья, вырабатывает колбасные и другие изделия высшего сорта без заменителей мяса, его красителей и консервантов.
Более 70 % производимой продукции предприятие реализует на внутреннем рынке Могилевской области. Также колбасные изделия, копчености, мясные полуфабрикаты и другая продукция реализуется в фирменных торговых объектах в Минске. Всего через фирменную торговлю продается до 20 % общего объема реализованной продукции, а в дальнейшем на предприятии планируют продавать через фирменную торговлю до 23-25 % производимой продукции.
ОАО «Могилевский мясокомбинат» оказывает услуги торговым организациям, реализующим продукцию предприятия. Это, прежде всего, оптовые скидки и предоставление отсрочек платежей.
Комбинат
предоставляет необходимую
нормативную документацию
и рекомендации по
вопросам упаковки,
маркировки и хранения
продукции.
Мясокомбинат доставляет
свою продукцию собственным
автотранспортом всем
крупным оптовым потребителям.
Результаты
производственно-хозяйственной
деятельности филиала
ОАО «Могилевский мясокомбинат»
за 2005-2007 гг. характеризуются
следующими показателями,
представленными в таблице
3 на основании данных
«Бухгалтерского баланса» (Приложения
А, Б, В), «Отчета о прибылях
и убытках» (Приложения
Г, Д, Е).
Таблица 3 Основные экономические показатели деятельности
ОАО «Могилевский мясокомбинат» за 2006-2008 гг.
Показатели | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Изменение | |||
2006-2007 гг. | 2007-2008 гг. | ||||||
суммы | Темп роста, % | суммы | Темп роста, % | ||||
1
Выручка-нетто от объема
реализации,
млн р. |
124 440 | 148 749 | 204 919 | +24 309 | 119,53 | +56 170 | 137,76 |
2 Себестоимость продукции, млн р. | 109 587 | 136 596 | 187 714 | +27 009 | 124,65 | +51 118 | 137,42 |
3
Стоимость основных
фондов на конец года,
Млн р. |
42 399 | 51 594 | 56 161 | +9 195 | 121,69 | +4 567 | 108,85 |
4
Остаток оборотных
средств на конец
года,
млн р. |
23 848 | 29 053 | 46 147 | +5 205 | 121,83 | +17 094 | 158,84 |
5 Дебиторская задолженность на конец года, млн р. | 7 140 | 4 561 | 7 518 | -2 579 | 63,88 | +2 957 | 164,83 |
6 Кредиторская задолженность на конец года, млн р. | 6 634 | 7 055 | 12 685 | +421 | 106,35 | +5 630 | 179,80 |
7 Прибыль отчетного года, млн р. | 14 738 | 12 408 | 13 969 | -2 330 | 84,19 | +1 561 | 112,58 |
8 Фондоотдача, р. | 2,93 | 2,88 | 3,65 | -0,05 | 98,29 | +0,77 | 126,74 |
9 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (стр.1:стр.4) | 5,22 | 5,12 | 4,44 | -0,1 | 98,08 | -0,68 | 86,72 |
10 Рентабельность продаж, % (стр.7:стр.1) | 11,84 | 8,34 | 6,82 | -3,5 | 70,44 | -1,52 | 81,77 |
11 Наличие собственных оборотных средств, млн р. | 13 583 | 15 672 | 16 865 | +2 089 | 115,38 | +1 193 | 107,61 |
12 Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,267 | 0,165 | 0,096 | -0,102 | 61,80 | -0,069 | 58,18 |
13 Коэффициент текущей ликвидности | 2,762 | 2,171 | 1,576 | -0,591 | 78,60 | -0,595 | 72,59 |
14 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,570 | 0,539 | 0,365 | -0,031 | 94,56 | -0,174 | 67,72 |