Совершенствования системы мотивации и контроля трудового поведения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование системы мотивации и контроля для повышения эффективности деятельности фирмы.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
изучить теоретические основы трудового поведения персонала в торговых предприятиях; дать оценку наиболее эффективным системам контроля;
проанализировать систему управления мотивацией персонала и систему контроля за трудовым поведением сотрудников компании ООО «БЭСТ-БИР»; определить место системы контроля в компании;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивации и системы контроля трудового поведения персонала ООО «БЭСТ-БИР».

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы трудового поведения персонала торгового предприятия 7
1.1 Понятие трудового поведения в рыночных условиях хозяйствования 7
1.2 Трудовая мотивация, как фактор, влияющий на трудовое поведение персонала предприятия 11
1.3 Системы контроля как составляющие менеджмента торговой организации. Типы контроля 18
2 Анализ управления системой мотивации и контроля за трудовым поведением сотрудников компании ООО «БЭСТ-БИР» 26
2.1 Характеристика деятельности и структуры управления предприятия 26
2.2 Анализ трудовой мотивации сотрудников ООО «БЭСТ-БИР» 34
2.3 Значение системы контроля за трудовым поведением персонала ООО «БЭСТ-БИР» 45
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы мотивации и контроля трудового поведения персонала ООО «БЭСТ-БИР» 50
3.1 Направления по совершенствованию мотивации и системы контроля персонала ООО «БЭСТ-БИР» 50
3.2 Повышение квалификации персонала и совершенствование кадровой работы предприятия в целях эффективности деятельности ООО «БЭСТ-БИР» 59
Заключение 69
Список литературы 75

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

    Материальное  стимулирование дает возможность получать более широкий спектр в «обратной связи», реакции и отношении сотрудников к работе. В таблице 4 сопоставлены основные проявления персонала, результаты действия системы мотивации, важные для повышения эффективности труда, и способы, которыми этого можно достичь.

    На  настоящий момент времени в компании уже разработана система премирования и депремирования, в случае невыполнения правил и стандартов компании, отметим, что депремирование не может применяться одновременно с другими видами взысканий (замечание, выговор, увольнение).

    Разработанная система депремирования порой имеет  большее влияние на работника, чем  премиальная система, поэтому при  разработке системы депремирования, следует выбирать те меры взыскания, которые будут наиболее адекватны рассматриваемым нарушениям и принесут максимальный мотивационный эффект. Если же за какие-то нарушения решено ввести депремирование, то этот механизм обязательно должен быть подкреплен инструментами контроля нарушений. В последнее время все большую популярность набирает метод контрольных покупок («таинственный покупатель» (mystery shopping), особенно в сочетании с последующим обучением. В простейшем же случае, ответственность за своевременное выявление нарушений возлагается на руководителя отдела.

    В ООО «БЭСТ-БИР» широко применяется контроль нарушений, для этого имеется целый отдел контроля, на который и возложены контролирующие функции по выполнению сотрудниками правил и стандартов, установленных в компании. Данный инструмент имеет колоссальное значение для предприятия, вследствие взаимодействия торговых работников непосредственно с покупателями, для которых качество обслуживания, зачастую, становится главным фактором при принятии решения о покупке.

    Таким образом, при формировании системы  мотивации, важно рассчитывать стимулы следующим образом:

    • чтобы они опирались на цели компании и ее стратегию;
    • чтобы они порождали в сотрудниках именно то поведение, которое от них ожидается;
    • чтобы они были бы понятными, объективными и прозрачными;
    • чтобы они были бы достижимыми, но достижимыми не без труда.

    Только  в случае соблюдения всех четырех  критериев одновременно разработанная система мотивации будет работать и принесет компании ожидаемую пользу.

    Таблица 6

Основные  направления и методы мотивации  торговых работников

Результат Стимулы
Увеличение  объема продаж Рекомендуется сочетать с установлением уровня плана-минимума, невыполнение которого влечет за собой санкции в отношении  менеджера (вплоть до увольнения), уровень плана-миниума должен быть достаточно легко достижимым и одновременно обеспечивать компании необходимый уровень рентабельности
Платежная матрица бонусов за перевыполнение плана продажи. В зависимости  от величины перевыполнения плана определяется размер бонуса
Процент от объема перевыполнения плана продаж
Продвижение отдельных видов продукции Процент от продаж данного вида продукции
Процент от превышения плана продаж по данному  продукту
Бонус
Повышение профессионального уровня Система разрядов при начислении оклада, тарифно-квалификационная сетка
Премия  за профессионализм, назначаемая по результатам аттестации 
  Продолжение таблицы 6
Выполнение  стандартов качественного обслуживания Депремирование  за нарушение стандартов качественного обслуживания. Должно подкрепляться программой контрольных покупок ("Таинственный покупатель", mistery shopping) или другими контрольными мероприятиями по выявлению нарушений, а также регулярным обучением
Эффективное руководство отделом продаж Премия за выполнение отделом месячного, квартального, годового планов продаж
Премия  за соблюдение квоты
Мотивирование персонала, обеспечивающего процесс  продаж (администраторы продажи и  др.) Управление  по целям
Распределение между сотрудниками премии, выделяемой на отдел, а основании расчета коэффициента трудового участия
Снижение  текучести кадров, поощрение лояльности "старых" сотрудников Премия за выслугу  лет

     Новые стимулы деятельности персонала  могут быть найдены в результате реализации следующих аспектов (схема 1):

  1. Совершенствование  деятельности   организации   (уточнение  задач деятельности,   повышение   ее   эффективности,   кратко-   и   долгосрочное прогнозирование).
  2. Модификация средств и способов управления (вопросы развития систем планирования и управления в компаниях, включая системы управления по целям и результатам, системы принятия решений, системы сотрудничества).
  3. Трансформация организационной структуры (использование гибких структурных решений - проект, матрица, уточнение вопросов разделения труда и полномочии, совершенствование коммуникаций внутри и вне организации, улучшение делегирования полномочий).
  4. Улучшение атмосферы внутри организации.
  5. Изменение стиля работы руководителей и их способов мышления (четкое определение  своей  компетенции,     индивидуального  стиля  руководства, совершенствование управленческого мышления и использования рабочего времени).

 

Схема 3. Методы усиления мотивации деятельности персонала 

     
  1. Совершенствование  форм  сотрудничества  между  руководящими работниками организации, руководством фирмы и профсоюзом, отдельными работниками и группами, а также между отдельными организациями рынка труда.
  2. Всестороннее развитие руководителя (улучшение психического и физического состояния, забота о мотивированности своей работы и в целом своей жизни, составление плана жизни и карьеры).

     Новые подходы к управлению кадрами  ориентируются не только на решение  текущих вопросов, оперативные изменения  в расстановке кадров, но и на формирование   мотивации   работников,   основанной   на   долговременных производственно-хозяйственных отношениях, на планировании повышения качества трудовой жизни руководителя и возглавляемого им коллектива как одной из главных задач повышения конкурентоспособности предприятия и как возможности своего развития.

     Недостаток  финансовых возможностей увеличения компенсационного пакета работников управленческого  персонала побуждает к поиску нематериальных рычагов воздействия. Необходимо изучение и развитие новых  организационных навыков.  

    3.2 Повышение квалификации персонала и совершенствование кадровой работы предприятия в целях эффективности деятельности ООО «БЭСТ-БИР»

 

    Обучающая деятельность предприятия должна быть представлена достаточно разнообразными ее видами:

    -по  видам обучения – внутри фирменное обучение, вне фирмы и самообучение, самоподготовку;

    -по  формам обучения - с отрывом от  производства и без отрыва  от производства;

    -по  целевому назначению - подготовка  новых рабочих, повышение квалификации, переподготовка;

    -в  зависимости от места обучения: на рабочем месте и вне рабочего места.

    Во  внефирменном обучении роль предприятия  должна сводиться к определению  требований не только к количеству, но к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (заявках) на подготовку. При этом сам процесс обучения осуществляется в специальных учебных центрах при предприятии, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов должно влиять на самообразование (самоподготовку) своих работников.

    В отношении специалистов и руководителей  обучающая функция предприятия  должна проявляться, прежде всего, в  организации повышения их квалификации.

    Обучение  рабочих непосредственно на рабочем  месте должно носить оперативный  характер, быть всегда конкретно, т.к. ориентировано на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы. В свою очередь, оно не требует больших расходов на обучение, сокращает период адаптации работника. В процессе обучения должны использоваться такие методы, как работа  течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение заданий, ротация (смена рабочих мест, делегирование части функций ответственности и др.

    Обучение  на рабочем месте должно быть характерно, прежде всего, для рабочих и служащих простых должностей.

    Обучение  вне рабочего места (как правило, осуществляется с отрывом от производства) более эффективно, имеет большую  теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует  значительных затрат.

    Обучение  вне рабочего места характерно для  всех категорий работников, но в  большей мере должно применяться  для руководителей, специалистов и  служащих.

    Основными целями деятельности предприятия в  области организации переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии должны быть:

    -обеспечение  надлежащего уровня подготовки  работника соответствующего требованиям  рабочего места (должности);

    -обеспечение  условий для мобильности работника,  как предпосылки к лучшему  использованию и обеспечению  занятости;

    -обеспечение  возможности для продвижения  работника как условия формирования  мотивации и удовлетворения трудом.

    Переподготовка  кадров, повышение квалификации –  важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы. Меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы.

    В целом, перед системой управления персоналом на предприятии должны стоять следующие  задачи в области переподготовки и повышения квалификации работников:

    1)выработка  стратегии в формировании квалифицированных кадров;

    2)определение  потребности в обучении кадров  по отдельным его видам;

    3)правильный  выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

    4)выбор  программно-методического и материально-технического  обеспечения процесса обучения  как важного условия качества обучения;

    5)изыскание  средств для финансирования всех  видов обучения в необходимом  количестве и с требуемым качеством.

    Рассмотрим  основные направления по организации  системы переподготовки и повышения  квалификации персонала на ООО «БЭСТ-БИР».

    А) Формы и методы переподготовки и  повышения квалификации рабочих 

    Кадровая  политика предприятия в части  переподготовки и повышения квалификации кадров  может иметь различную  направленность – от ориентации на подготовку узкоспециализированных рабочих, служащих и специалистов, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, или специализирующихся в одной области до ориентации на долгосрочные интересы (переподготовка рабочих широкого профиля и повышение их квалификации, переподготовки и повышения квалификации специалистов на базе серьезной теоретической подготовки).

Информация о работе Совершенствования системы мотивации и контроля трудового поведения персонала