Совершенствования системы мотивации и контроля трудового поведения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование системы мотивации и контроля для повышения эффективности деятельности фирмы.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
изучить теоретические основы трудового поведения персонала в торговых предприятиях; дать оценку наиболее эффективным системам контроля;
проанализировать систему управления мотивацией персонала и систему контроля за трудовым поведением сотрудников компании ООО «БЭСТ-БИР»; определить место системы контроля в компании;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивации и системы контроля трудового поведения персонала ООО «БЭСТ-БИР».

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы трудового поведения персонала торгового предприятия 7
1.1 Понятие трудового поведения в рыночных условиях хозяйствования 7
1.2 Трудовая мотивация, как фактор, влияющий на трудовое поведение персонала предприятия 11
1.3 Системы контроля как составляющие менеджмента торговой организации. Типы контроля 18
2 Анализ управления системой мотивации и контроля за трудовым поведением сотрудников компании ООО «БЭСТ-БИР» 26
2.1 Характеристика деятельности и структуры управления предприятия 26
2.2 Анализ трудовой мотивации сотрудников ООО «БЭСТ-БИР» 34
2.3 Значение системы контроля за трудовым поведением персонала ООО «БЭСТ-БИР» 45
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы мотивации и контроля трудового поведения персонала ООО «БЭСТ-БИР» 50
3.1 Направления по совершенствованию мотивации и системы контроля персонала ООО «БЭСТ-БИР» 50
3.2 Повышение квалификации персонала и совершенствование кадровой работы предприятия в целях эффективности деятельности ООО «БЭСТ-БИР» 59
Заключение 69
Список литературы 75

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

    Но  компания (фирма, организация) — это  всегда группа людей. У фирмы могут  быть все ресурсы: имя, деньги, технологии и инструменты, и, тем не менее, этого недостаточно для успешной работы организации, в ней работают люди. И если технологии надежны, а инструменты и механизмы работают исправно, то персонал — это ресурс, очень чувствительный к малейшим изменениям, настроениям, стилю руководства. При правильном управлении персоналом компания, даже испытывающая определенный дефицит других ресурсов, может достигнуть необыкновенных высот.

    Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo - двигаю) - внешнее  или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы  его инициирования, побуждения [24].

    Мотивация — изменяющийся процесс, в котором  человек и ситуация взаимно влияют друг на друга, это приводит к смене  потребностей и мотивов.

    Об  управлении персоналом можно говорить как о системе. То есть все аспекты  управления персоналом необходимо рассматривать как систему. На наш взгляд, в центре этой системы может быть мотивация персонала (рис. 1) [18, с. 26].. 

Рис. 1. Мотивация  трудового персонала 

    Конечно же, все движения внутри компании выстраиваются  в соответствии с целями компании. При этом мы помним, что в компании работают люди, которые имеют свои личные цели. Таким образом, мотивация — это та область, которая призвана “преломить” внешние цели (цели компании) в восприятии сотрудников, чтобы они захотели не просто активно их достигать, но и развивать.

    Руководители  компании и менеджеры по персоналу  наиболее часто обозначают следующие  задачи работы с персоналом как наиболее сложные (список не ранжирован):

  • введение нового сотрудника в должность;
  • мотивирование сотрудника на самостоятельную работу в компании (принятие на себя ответственности);
  • разрешение конфликтных ситуаций;
  • безошибочный подбор персонала;
  • удержание в компании руководителей и ведущих специалистов;
  • привлечение и удержание в компании сотрудников продающих подразделений [33, с. 17].

    Структура трудовой мотивации сотрудников  выполняет очень важную функцию, так как именно она оказывает  большое влияние на их трудовое поведение  в организации. Безусловно, структура  трудовой мотивации неоднородна, невозможно однозначно заявить о том, что тот или иной сотрудник мотивируется только деньгами или только профессиональным ростом. Для того чтобы в этом разобраться досконально, необходимо, во-первых, знать, каким образом проявляют себя сотрудники с разным типом трудовой мотивации, а во-вторых, обладать навыками проведения диагностического интервью.

    Рассмотрим  содержание некоторых процессуальных и материальных теорий мотивации. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда [31, с. 16-23].

    В соответствии с теорией иерархии потребностей американского ученого А. Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. При этом потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения и лишь после того, как это будет происходить, начинают актуализироваться потребности следующего уровня.

    По  мнению Маслоу существует пять групп  потребностей: физиологические потребности; потребность безопасности; потребность принадлежать к социальной группе; потребности признания и уважения; потребности самовыражения.

    Близкой к теории Маслоу является теория К. Альдерфера, в которой считается, что потребности-человека могут  быть объединены в отдельные группы и таких групп существует только три: потребности существования, потребности связи и потребности роста.

    Потребности существования включают в себя две  группы потребностей пирамиды Маслоу — безопасности и физиологические.

    Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения по Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию. Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между этими двумя теориями есть одно существенное различие. Согласно теории Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх, когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек, переходит к следующей, более высокого уровня потребности. Альдерфер считает же, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.

    Д. Мак-Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей, в которой структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху (на основе личных достижений, а не общественного признания); стремлению к власти; стремлению к признанию (или к причастности).

    Во  второй половине 50-х годов Ф. Герцберг разработал модель мотивации, основываясь на исследованиях среди рабочих и служащих крупной фирмы. Он пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на  удовлетворение потребностей. Они делятся на две группы: гигиенические и собственно мотивирующие факторы. Первые, в состав которых входят: размер оплаты труда, условия труда, межличностные отношения и отношения с начальством и др. — всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Их наличие — улучшает качество работы, а вот отсутствие — может значительно снизить показатели производительности и препятствовать активизации мотивирующих факторов. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие второго вида факторов — мотиваторов — таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, личностный рост, чувство достижения.

    Исследования  Ф. Герцберга продолжили английские ученые М. Вудкок и Д.,Фрэнсис. Они  подтвердили, что пока не обеспечено действие регулирующих (гигиенических) факторов, добиться активизации мотиваторов очень трудно. Поэтому необходимо улучшать рабочую среду организации, расширять сферу вознаграждений, которая может заключаться не только в денежных выплатах, но и в льготах, оплаченном питании, страховании и т.п. Также большое влияние в условиях нестабильной экономической ситуации может оказывать потребность в безопасности и принадлежности к данной группе. Это нужно учитывать при разработке стратегии организации, ее кадровой политики.

    Дж.Адамс утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет то, насколько справедливой он считает оценку его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и с достижениями других людей. Если человек видит, что к нему относятся так же, как и к остальным, он чувствует себя удовлетворенным и стремится проявлять активность, и наоборот. При этом чувство неудовлетворенности может возникнуть даже при высоком абсолютном уровне вознаграждения, а тем более — при низком.

    В. Врум показал, что помимо осознанных (актуальных) потребностей человеком движет надежда на справедливое вознаграждение. В своей концепции Врум и его сторонники попытались объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и насколько он готов затратить усилий для достижения результата.

    Степень желательности, привлекательности, приоритетности результата для человека получила название валентность. Если результат имеет  ценность, то валентность положительна; если отношение к нему негативное — валентность отрицательна, если же безразличное — нулевая.

    Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную  процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

    Согласно  этой модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также сознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В модели устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

    Удовлетворение, которое работник получает, — это  результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является измерением того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

    Схематически  в наиболее общем виде процесс  формирования трудового поведения с позиций содержательной и процессуальной теорий мотивации представлен на рисунке 2 [6, с. 18].

    Исследования  в рамках приведенных выше направлений  научных разработок взаимодополняют  друг друга. Каждое направление сыграло  существенную роль в решении практических вопросов в области управления поведением персонала. 

Рис. 2. Схема формирования трудового поведения работника с позиций содержательных и процессуальных теорий мотивации

    1.3 Системы контроля как составляющие менеджмента торговой организации. Типы контроля

 

    Контроль (от франц. controle - проверка) - составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями; контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках; те, кто занимается проверкой, контролеры [24].

    Эффективно функционирующие системы контроля являются важной составляющей менеджмента торговой организации. Контроль обеспечивает получение результата в соответствии с требованиями руководителя. Он дает возможность оценить качество планирования и соответствие параметров организации требованиям среды. Результаты контроля служат информационной базой для принятия решений на будущее, выявления наиболее перспективных направлений развития. Контроль позволяет оценить эффективность делового и управленческого общения. Он служит средством формирования трудового поведения работника и стимулирования его деятельности. И, наконец, контроль обеспечивает сохранность и эффективность использования ресурсов организации, ее товарно-материальных ценностей [22, с. 198-213].

    Различают внешний и внутренний контроль.

    Внешний контроль осуществляется государственными органами, общественными организациями, партнерами по бизнесу, покупателями. Он обеспечивает соответствие параметров деятельности торговой организации требованиям потребительского рынка, законодательства, условиям партнерских взаимоотношений, защиту прав потребителей.

    Внутренний  контроль является составляющей менеджмента  предприятия, органично встроенной во все системы его функционирования. Субъектами внутреннего контроля выступают собственники, менеджеры предприятия, персонал организации и его представительные органы.

    Внутренний  контроль обеспечивает адаптацию организации к требованиям внешней среды. Правильно организованный контроль позволяет своевременно выявить проблемы и скорректировать деятельность предприятия до того, как они приведут к падению доходности. В теории менеджмента различают два варианта трактовки понятия «контроль». В узком понимании суть этой управленческой функции сводится к проверке хода реализации планов, заданий, сопоставлению фактических результатов работы, имеющихся ресурсов с установленными стандартами, с тем, что должно быть в наличии. Расширенный вариант подразумевает включении и функцию контроля ряда дополнительных составляющих: планирование систем контроля с разработкой нормативов (стандартов) контроля, обеспечением эффективного функционирования систем контроля, анализом причин допущенных отклонений; разработка и внедрение мер по исправлению ситуации, проведение корректирующих мероприятий.

    Система контроля организации определяется целями и стратегией ее развития. Ее элементы соответствуют структуре реализуемых функций и обеспечивают соответствие менеджмента требованиям внешней и внутренней среды.

Информация о работе Совершенствования системы мотивации и контроля трудового поведения персонала