Совершенствования системы мотивации и контроля трудового поведения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование системы мотивации и контроля для повышения эффективности деятельности фирмы.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
изучить теоретические основы трудового поведения персонала в торговых предприятиях; дать оценку наиболее эффективным системам контроля;
проанализировать систему управления мотивацией персонала и систему контроля за трудовым поведением сотрудников компании ООО «БЭСТ-БИР»; определить место системы контроля в компании;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивации и системы контроля трудового поведения персонала ООО «БЭСТ-БИР».

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы трудового поведения персонала торгового предприятия 7
1.1 Понятие трудового поведения в рыночных условиях хозяйствования 7
1.2 Трудовая мотивация, как фактор, влияющий на трудовое поведение персонала предприятия 11
1.3 Системы контроля как составляющие менеджмента торговой организации. Типы контроля 18
2 Анализ управления системой мотивации и контроля за трудовым поведением сотрудников компании ООО «БЭСТ-БИР» 26
2.1 Характеристика деятельности и структуры управления предприятия 26
2.2 Анализ трудовой мотивации сотрудников ООО «БЭСТ-БИР» 34
2.3 Значение системы контроля за трудовым поведением персонала ООО «БЭСТ-БИР» 45
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы мотивации и контроля трудового поведения персонала ООО «БЭСТ-БИР» 50
3.1 Направления по совершенствованию мотивации и системы контроля персонала ООО «БЭСТ-БИР» 50
3.2 Повышение квалификации персонала и совершенствование кадровой работы предприятия в целях эффективности деятельности ООО «БЭСТ-БИР» 59
Заключение 69
Список литературы 75

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Приложения

Введение

 

    Одной из наиболее актуальных проблем современного менеджмента является выработка способов активизации человеческого потенциала, определение наиболее эффективных методов управления поведением работников. Упрощенный взгляд на формирование трудового поведения работника приводит к неэффективным вложениям и не всегда позволяет достичь желаемого результата.

    Производительный  труд персонала во многом определяется мотивами его трудового поведения. Слово «мотив» заимствовано из французского языка (motif — побудительная причина, повод) [24]. В теории управления под мотивом понимается внутренняя движущая сила, побуждающая работника к реализации определенного поведения. Мотивом трудового поведения человека является стремление удовлетворить определенные потребности. В то же время трудовая деятельность — одно из условий воспроизводства самих потребностей [8, 18, 19].

    Выбор руководителем подходов к управлению человеческим поведением во многом определяется его оценкой персонала.

    Актуальность  темы выпускной квалификационной работы обосновывается тем, что система контроля является одной из основных направлений управленческой деятельности в целом. Очевидно, что главной задачей руководителей и менеджеров является ориентация работников на достижение целей организации. В настоящее время для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента. Современным менеджерам необходимо создать и применять на практике определенную систему трудовой мотивации персонала и контроля.

    Все вышесказанное предопределило выбор  темы исследования выпускной квалификационной работы, которое, на наш взгляд, имеет теоретическое и практическое значение.

    Объект  исследования оптово-розничное торговое предприятие ООО «БЭСТ-БИР».

    Предмет исследования мотивация и система контроля трудового поведения персонала фирмы.

    Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование системы мотивации и контроля для повышения эффективности деятельности фирмы.

    Исходя  из цели работы, определены следующие  задачи:

  1. изучить теоретические основы трудового поведения персонала в торговых предприятиях; дать оценку наиболее эффективным системам контроля;
  2. проанализировать систему управления мотивацией персонала и систему контроля за трудовым поведением сотрудников компании ООО «БЭСТ-БИР»; определить место системы контроля в компании;
  3. разработать рекомендации по совершенствованию мотивации и системы контроля трудового поведения персонала ООО «БЭСТ-БИР».

    В процессе исследования использовались абстрактно-логический метод, а также  методы наблюдения и опроса.

    Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения нормативных актов [1, 2, 3], учебных пособий [5, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 20, 28, 29, 35], монографий [4, 6, 8, 12-14, 21-23, 25-27,  30, 31, 33, 34], а также экономических словарей [24, 32].  
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы трудового поведения персонала торгового предприятия

    1.1 Понятие трудового поведения в рыночных условиях хозяйствования

    Трудовое  поведение представляет собой целесообразный комплекс индивидуальных и групповых  действий (поступков), которые определяют:  направленность и интенсивность  реализации человеческого фактора в производственной организации [6, с. 6].

    Выделение специальной категории «трудовое  поведение» объясняется тем фактом, что человек, включенный в систему  трудовой деятельности, не является жестким  элементом функциональной системы. Между трудовыми функциями, заданными рабочим местом и способностями человека, в большей или меньшей степени сохраняется определенная дистанция. Речь идет о том, что работник относится к своим трудовым функциям, прежде всего, как к средству и условиям достижения личных целей, интересов и потребностей.

    Таким образом, мера соответствия трудового  поведения требованиям производства будет тем выше, чем ближе индивидуальные интересы целям производственной организации. В этой связи можно говорить об определенной степени идентификации работника с процессом труда, которая, как известно, варьируется в очень широком диапазоне от положительных до отрицательных значений.

    Трудовое  поведение работника, с одной  стороны, отражает объективную необходимость: заданность условий функционирования, проявляющуюся в довольно жестких рамках производственной ситуации. С другой оно достаточно свободно, многоальтернативно, определено свободой выбора, что и создает соответствующие уровни и иерархии мотивации. Мотивация связана с конкретным типом личностной активности, диапазоном притязаний, которые обусловливают предметно-аксиологический смысл тактик и стратегий трудового поведения. Из этого следует, что ценностно-нормативная основа трудового поведения определяет приемлемые для индивида способы и методы его реализации, рамки функционирования в соответствии с требованиями и задачами производственного процесса и в конечном итоге баланс, иерархию и соотношение индивидуальных, групповых, коллективных и общественных интересов. Мера соответствия двух сторон трудового поведения - нормативно заданной и избирательной (зависящей от воли индивида) - показывает, каковы его ориентации, степень заинтересованности в согласовании своих действий с целями организации [6, с. 7].

    Цели  и стратегия трудового поведения определяются конкретным набором альтернатив, которые индивид выбирает для реализации оптимума своих профессиональных достижений в пределах заданного ему статусно-ролевого репертуара, в рамках реальных возможностей, связанных с экономической и социальной компенсацией его затрат.

    Трудовое  поведение имеет весьма сложную  структуру и траекторию. Оно организуется в рамках определенной пространственно-временной перспективы, комбинируясь в различных соотношениях с функционально необходимыми действиями и формами коммуникации, групповыми и коллективными действиями. Оно     варьируется     в     очень     широком     диапазоне     от     стандартных (алгоритмизированных), институционально необходимых (предписанных) действий до уникальных поведенческих акций, реакций и поступков. Трудовое поведение может трансформироваться в жестко алгоритмизированные формы профессиональных операций на рабочем месте либо модифицироваться в серию спонтанных, характерологических поступков, выражающих уникальный эмоциональный мир человека [6, с. 9].

    Из  этого следует, что структура трудового поведения обладает сложной конфигурацией и функционально-целевой программой. Она состоит, во-первых, из циклически повторяющихся действий, однотипных по результату, воспроизводящих стандартные статусно-ролевые и функциональные состояния. Во-вторых, из маргинальных действий и поступков, которые формируются в фазах переходного состояния из одного статуса в другой. В-третьих, из поведенческих схем и стереотипов, выражающих глубоко интерналиэованные социокультурные образцы, элементы профессиональной субкультуры и соответствующих ей способов и методов общения, коммуникаций и символических действий. В-четвертых, из уникальных поступков, производных от индивидуального опыта, способов достижения жизненных и профессиональных целей. В-пятых, из действий, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых поведенческих программ. В-шестых, из акций, совершаемых под диктатом тех или иных обстоятельств. В-седьмых, из спонтанных реакций и поступков, спровоцированных эмоциональным состоянием. В-восьмых, из «дубликатов», осознанно или неосознанно повторяющих стереотипы массового и группового поведения (рутины). В-девятых, из действий и поступков, являющихся трансформацией влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения. Подобные акции — результат конвенция либо взаимного согласия, достигаемого на основе: а) внутреннего убеждения, б); паллиативного соглашения или в) административного (экономического) принуждения [6, с. 9].

    Трудовое  повеление дифференцируется по: 1) предметно-целевой  направленности; 2) глубине пространственно-временной  перспективы достижения той или  иной цели, т. е. по «пределу достижения»; 3) контексту реализации конкретной линии трудового поведения; 4) методам, способам и средствам достижения конкретного результата; 5) интенсивности достижения сформулированной субъектом цели; б) социокультурным образцам, положенным в основу тех или иных способов достижения результата; 7) глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии [6, с. 10].

    Итак, трудовое поведение - в основном рационально  реализуемый комплекс действий и  поступков работника, связанных  с синхронизацией его профессиональных возможностей и интересов с функциональным алгоритмом производственного, процесса. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации.

    Трудовое  поведение обладает «многослойной  структурой». Во-первых, оно отражает функциональный алгоритм трудового процесса и представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности. Во-вторых, является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения. В-третьих, выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые усвоены индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта. В-четвертых, отражает характерологические черты личности работника проекцию и внешнюю оболочку поведенческих структур. В-пятых, оно есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду [31, 17].

    Анализ  трудового поведения невозможен без изучения тех субъектов, которые  его реализуют. В качестве последних выступают отдельные индивиды, профессиональные группы, организации и т.д. Попытаемся сначала, не дифференцируя субъектов трудового поведения по различным критериям и основаниям, перечислить наиболее существенные их свойства, которые могут описываться   аппаратом социологии.

  1. Субъект трудового поведения реализует определенную форму профессиональной активности, которая, обладая свойствами целеполагания саморегуляции, относительной автономности,  локализуется и интегрируется (организуется) в определенном сегменте системы разделения труда.
  2. Субъект трудового поведения реализует конкретную функциональную программу, которая детерминируется его целевыми задачами и теми технологическими средствами (орудиями труда), посредством которых эти задачи могут быть решены.
  3. Функциональная программа субъектов трудового поведения, заданная на рабочем месте (системой рабочих мест), фиксируется в конкретных статусно-ролевых параметрах, по которым можно судить об их месте в структуре профессиональной и экономической стратификации.
  4. Все субъекты трудового поведения, не зависимо от статуса, реализуют четыре основных функции: производственную, экономическую, организационную и стратификационную. Эти функции находятся в состоянии взаимодетерминации и интегрируются в воспроизводственную функцию.
  5. Производственная функция субъекта трудового поведения определяется специализированным набором экономических ценностей (благ), которые служат предметом экономического обмена на рынке (получения прибыли) и, соответственно, средством удовлетворения общественных потребностей.
  6. Экономическая функция субъекта трудового поведения задается производственной функцией и отражается в конкретных технологиях оптимизации (максимизации) производственной функции на рабочем месте.

    7. Организационная (организационно-управленческая) функция субъекта трудового поведения направлена на реализацию двух взаимосвязанных задач – интеграцию человеческих ресурсов с целью оптимальной реализации производственной и экономической функций предприятия

    8. Стратификационная функция субъекта трудового поведения устанавливает границы, способы и место его социального  взаимодействия в системе профессиональной стратификации [6, с. 24-25].

    1.2 Трудовая мотивация, как фактор, влияющий на трудовое поведение персонала предприятия

 

    Мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, а мотивация — более широкое понятие, это совокупность мотивов. Но если посмотреть на это немного с другой точки зрения, то мотив — это некая причина, лежащая в основе выбора действий, поступков; это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека на достижение либо избегание каких-либо действий и результатов [5].

    Здесь нужно отметить еще один очень  важный момент. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что некоторые факторы, которые раньше побуждали человека к деятельности, в настоящее время  перестали действовать или, еще  хуже, стали просто демотивировать.

    Это обусловлено тем, что мотивация человека есть процесс изменяющийся, в котором человек и ситуация взаимно влияют друг на друга, это приводит к смене потребностей и мотивов. Например, приходит в компанию молодой сотрудник, которому для начала важно получить опыт, сделать карьеру, — ориентация на профессиональный рост и карьерные достижения. Но со временем он, когда станет уже достаточно хорошим специалистом, поймет, какова его реальная “рыночная стоимость” на данный момент времени, его будет уже интересовать, скорее всего, финансовая сторона, то есть финансовая оценка его деятельности. А далее возможен даже переход в другую компанию на ту же должность, но с большей зарплатой. И здесь уже на первом плане, вероятнее всего, ориентация на деньги. Далее, когда финансовое положение стабильно и достаточно, может актуализироваться потребность во власти и влиянии и т.д. [8, с. 11].

    Так в результате смены мотивов меняется и поведение, и трудовая активность. Единственным выходом в этой ситуации может быть пересмотр системы  мотивации данного сотрудника.

Информация о работе Совершенствования системы мотивации и контроля трудового поведения персонала