Совершенствование управления трудовыми ресурсами и занятостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение процесса управления трудовыми ресурсами и занятостью населения на примере Бешенковичского района.

Задачи дипломной работы:

- раскрыть теоретические вопросы трудовых ресурсов и занятости;

- проанализировать трудовые ресурсы и занятость населения в Бешенковичском районе;

- выявить проблемы и предложить мероприятия по совершенствованию управления трудовыми ресурсами и занятостью в Бешенковичском районе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

1. РОЛЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………………… 6

1.1. Рынок труда и его элементы…………………………………………….. 6

1.2. Управление трудовыми ресурсами и занятостью………………………. 9

1.3. Основные направления государственного регулирования рынка

труда в РБ……………………………………………………………………… 12

2. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ В БЕШЕНКОВИЧСКОМ РАЙОНЕ……………………………………………. 17

2.1. Экономическая характеристика Бешенковичского района…………… 17

2.2. Анализ трудовых ресурсов Бешенковичского района………………… 20

2.2.1. Анализ качественного состава трудовых ресурсов Бешенковичского района………………………………………………………………………….. 20

2.2.2. Анализ движения трудовых ресурсов Бешенковичского района… 22

2.3. Управление занятостью населения в Бешенковичском районе……… 24

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ В БЕШЕНКОВИЧСКОМ РАЙОНЕ…… 31

3.1. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.. 31

3.2. Мероприятия по снижению уровня безработицы……………………… 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 47

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 127.10 Кб (Скачать)

       Переход экономики сельского хозяйства  к рынку может быть обеспечен  лишь на базе высокопроизводительного  труда, так как эффективность  труда — единственный источник прироста объемов сельскохозяйственной продукции.

       Для этого необходимо прежде всего поэтапно решить две задачи:

       оживление трудовой активности населения и  деловой активности руководителей  предприятий, что позволит достичь  необходимого уровня производства и  производительности труда;

       стимулирование  инноваций для технического оснащения  и перевооружения сельскохозяйственного  производства. Понятно, что последняя  задача является долгосрочной и может  быть решена в более отдаленной перспективе.

       Основными направлениями роста среднечасовой выработки рабочих могут стать:

       рост  фондовоооуженности труда;

       повышение удельной заработной платы и премий, переход на прогрессивную почасовую систему оплаты, интенсификация поиска и реализации резервов роста часовой выработки.

       Основными направлениями повышения числа  рабочих дней в отчетном периоде  являются:

    • ликвидация простоев.
    • реализация системы двойной оплаты за работу в сверхурочное время;

       Основными направлениями повышения продолжительности  рабочего дня являются:

       ликвидация  внутрисменных простоев;

       увеличение  на договорной основе с работником и профсоюзом продолжительности рабочего дня;

       оптимизация режима труда и отдыха.

       Повысить  численность рабочих в структуре промышленно-производственного персонала предприятия можно следующими способами:

       сокращение  до минимума, а то и полная ликвидация непроизводственного персонала, выделение в самостоятельные, в том числе малые предприятия непроизводительных звеньев;

       организация рабочих бригад и временных рабочих  коллективов с наделением их широкими правами самоуправления, но и высоким  уровнем ответственности, в первую очередь материальной.

       Немаловажное  влияние на рост производительности труда оказывает эффективное  использование трудовых ресурсов. Согласно социологическим исследованиям  установлено, что в настоящее  время в полную силу трудится треть  работников сельского хозяйства. Столь  отрицательная ситуация сложилась  в результате плохой организации  труда, недостатков в системе  материального стимулирования, низкой эффективности управления производством.

       Для повышения эффективности использования  трудовых ресурсов, роста производительности труда в сельском хозяйстве необходимо:

       - устранить различия между существующими  социальными, культурно-бытовыми  и материальными условиями жизни  работников сельского хозяйства  и современными требованиями  к ним;

       - переход к многоукладной экономике,  базирующейся на различных формах  собственности и хозяйствования, что повлечет за собой более  рациональное использование материальных  и трудовых ресурсов;

       - создание на сельскохозяйственных  предприятиях цехов по переработке  продукции сельского хозяйства  и производству промышленных  товаров из местного сырья,  филиалов промышленных предприятий  и пр.

       Сочетание сельскохозяйственного и промышленного  труда на селе даст возможность в  районах с избытком рабочей силы полнее использовать имеющийся трудовой потенциал, а там, где ее не хватает, уменьшить темпы миграции и стабилизировать  трудовые коллективы в хозяйствах.

       Кроме того, состав рабочей силы по структуре  и профессиональной подготовке не отвечает требованиям современного производства. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации работников сельского хозяйства должна ориентироваться  на подготовку специалистов для работы в рыночных условиях. Это обеспечит  рост производительности труда и  будет способствовать сокращению общей  потребности отрасли в трудовых ресурсах. 

       3.2 Мероприятия по  снижению уровня  безработицы. 

       Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы:

       политика  государства по стимулированию роста  трудоустроенности увеличению числа  рабочих мест через использование  таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация  в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и  т.д.;

       стимулирование  самозанятости населения, особенно женщин;

       расширение  форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

       разрешение  трудовой эмиграции;

       активное  применение в государственном и  негосударственном секторах экономики  гибких форм занятости населения  и др.

       В целях увеличения занятости совершенствуется нормативная база по содействию безработным  в организации предпринимательской  деятельности.

       Постановлением  Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и  дополнения в Положение «О содействии государственной службы трудоустроенности  безработным в организации самостоятельной  занятости населения».

       В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и займа соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда трудоустроенности безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

       Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

       Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

       улучшения информационного обеспечения рынка  труда. Во всех странах эту функцию  выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей  информацию о существующих вакансиях  и сообщают ее безработным; устранения факторов, снижающих мобильность  рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

       а) создание развитого рынка недвижимого имущества;

       б) увеличение масштабов жилищного  строительства;

       в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

       Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к  тому, чтобы рабочая сила наилучшим  образам соответствовала имеющимся  рабочим местам. Эта задача достигается  программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих  местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

       Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

       Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость населения возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

       Способами увеличения спроса являются:

         стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту  объемов производства и, соответственно, - занятости населения на них;

         поддержка и поощрение инвестиций  в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентноспособности  продукции.

       Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

       Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В Российской Федерации, например, при  упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили  бы армию безработных. Досрочная  пенсия позволила предотвратить  такое развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

       Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит  в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

       Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей плодотворности труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

       Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

       экономическое стимулирование молодежной трудоустроенности;

       создание  специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

       создание  центров обучения молодых людей  тем профессиям, в которых шансы  на трудоустроенность наиболее велики.

       Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

       Что же нужно предпринимать, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости населения,  должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

       Вот наиболее важные меры такого рода:

       Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю и  т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать расхода на прием новых работников.

       Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению  к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно  может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно  нанятых рабочих.

       Снижение  фактического предложения рабочей  силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой  же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения  квалификации.

       Предоставление  рабочих мест, не ориентированных  на получение дохода, а связанных  с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

       Переход к созданию системы социального  партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних  соглашений (работодатели- профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование трудоустроенности.

Информация о работе Совершенствование управления трудовыми ресурсами и занятостью