Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:29, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение процесса управления трудовыми ресурсами и занятостью населения на примере Бешенковичского района.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические вопросы трудовых ресурсов и занятости;
- проанализировать трудовые ресурсы и занятость населения в Бешенковичском районе;
- выявить проблемы и предложить мероприятия по совершенствованию управления трудовыми ресурсами и занятостью в Бешенковичском районе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. РОЛЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………………… 6
1.1. Рынок труда и его элементы…………………………………………….. 6
1.2. Управление трудовыми ресурсами и занятостью………………………. 9
1.3. Основные направления государственного регулирования рынка
труда в РБ……………………………………………………………………… 12
2. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ В БЕШЕНКОВИЧСКОМ РАЙОНЕ……………………………………………. 17
2.1. Экономическая характеристика Бешенковичского района…………… 17
2.2. Анализ трудовых ресурсов Бешенковичского района………………… 20
2.2.1. Анализ качественного состава трудовых ресурсов Бешенковичского района………………………………………………………………………….. 20
2.2.2. Анализ движения трудовых ресурсов Бешенковичского района… 22
2.3. Управление занятостью населения в Бешенковичском районе……… 24
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ В БЕШЕНКОВИЧСКОМ РАЙОНЕ…… 31
3.1. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.. 31
3.2. Мероприятия по снижению уровня безработицы……………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 47
Определение заработной платы
и льгот, с одной стороны,
завершает процесс
Термин «заработная плата»
1.3
Основные направления
государственного
регулирования рынка
труда в РБ
Рынок
труда и сфера занятости, отражая
многие противоречия переходного периода,
сегодня испытывают большое влияние
специфики трудовых отношений, сформировавшихся
в условиях КАС. Развитие трудовых отношений
до начала переходного периода
1)
Гарантированная занятость и
отсутствие у занятых в
2)
Государство, являясь
Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке.
3)
Не предусматривалась
4)
Высокий уровень монополизации
экономики в сочетании с
5)
Социалистическая экономика
6)
Существующие механизмы
7)
Крайне ограничены возможности
миграции за пределы страны. Как
известно, излишек рабочей силы
в одной стране может быть
продуктивно использован в
8)
В течение ряда лет
9)
Избыточный спрос на рабочую
силу со стороны
Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.
Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.
Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.
Рынок
труда представляет собой такую
сферу рыночной экономики, где наиболее
ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие
к дисбалансам и необходимости
государственного регулирования. Стихийный
рынок вытесняет из конкурентной
борьбы за рабочие места социально
незащищенные группы населения (молодежь,
не имеющую профессионального
Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.
Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:
* регистрацию ищущих работу;
* определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат;
*
осуществление не денежных
Одной
из самых распространенных форм пассивной
политики занятости являются программы
страхования от безработицы, широко
применяемые в странах с
Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.
Активная
политика на рынке труда нацелена
на повышение
Одним
из эффективных направлений
Для
устранения несоответствия структуры
свободных рабочих мест и временно
незанятой рабочей силы в профессионально-
В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.
В
Республике Беларусь, согласно Положению
«О содействии Государственной службой
занятости безработным в
В
условиях растущей безработицы особое
место занимает организация общественных
работ. Данные программы представляют
безработным общественные виды деятельности
без специальной
Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры [11].
Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о труде.
В
документы и нормативные акты,
регулирующие функционирование рынка
труда, вносятся своевременные изменения
и дополнения в соответствии с
проводимой государственной политикой,
такие как Закон Республики Беларусь
от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений
и дополнений в Трудовой кодекс Республики
Беларусь» и Закон Республики
Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений
и дополнений в некоторые законы
Республики Беларусь по вопросам государственной
службы».
2
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ
РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ
В БЕШЕНКОВИЧСКОМ РАЙОНЕ
2.1
Экономическая характеристика
Бешенковичского района.
Бешенковичский район расположен в центральной части Витебской области. Граничит с Витебским, Шумилинским, Ушачским, Лепельским, Чашникским и Сенненским районами. Площадь - 1,4 тыс. км2. Центр — г.п. Бешенковичи, в составе района 243 населённых пункта, 7 сельсоветов: Бешенковичский, Бочейковский, Верхнекривинский, Верховский, Островенский, Соржицкий, Улльский.
Население района составляет 18,3 тыс. чел. (на 14.01.2010); городского 39,5%. Средняя плотность 14,4 чел. на 1 км2. Основное население белорусы (94,2%), живут также русские (4,4%), украинцы (0,7%) и др. На 1000 мужчин приходится 1122 женщин. Доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 13,7 %, в трудоспособном — 55%, старше трудоспособного возраста —31,3%. В экономике занято 7,8 тыс. чел. В районе 15 религиозных общин, в т.ч. 11 православных, 2 римско-католические и 2 протестантские (христиан веры евангельской и евангельских христиан баптистов).
Ведущая роль в экономике
Информация о работе Совершенствование управления трудовыми ресурсами и занятостью