Совершенствование технологий управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ и разработка элементов технологии в системе управлении персоналом, для повышения эффективности работы организации и удовлетворенности персонала.
В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы системы управления персоналом организации;
2) изучить методы управления персоналом;
3) проанализировать кадровый состав предприятия, его мотивационную структуру;
4) провести анализ системы управления и системы мотивации в обществе с ограниченной ответственностью "Спортмастер";
5) провести анализ факторов влияющих на элементы технологии управлении персоналом

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом организации
1.1 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации
1.2 Методы управления персоналом
1.3 Кадровая политика и основные элементы технологии управления персоналом
Глава 2. Анализ и оценка факторов влияющих на элементы технологии управления персоналом в обществе с ограниченной ответственностью "Спортмастер"
2.1 Анализ организационной структуры и кадрового состава ООО "Спортмастер"
2.2 Исследование факторов мотивации в организации
2.3 Оценка технологии управления персоналом в организации
Глава 3. Совершенствование элементов технологии управления персоналом ООО "Спортмастер"
3.1 Мероприятия по совершенствованию технологии найма персонала
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

У.П.docx

— 1,002.66 Кб (Скачать)

тема: Совершенствование технологий управления персоналом

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления персоналом организации

1.1 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации

1.2 Методы управления персоналом

1.3 Кадровая политика и основные элементы технологии управления персоналом

Глава 2. Анализ и оценка факторов влияющих на элементы технологии управления персоналом в обществе с ограниченной ответственностью "Спортмастер"

2.1 Анализ организационной структуры и кадрового состава ООО "Спортмастер"

2.2 Исследование факторов мотивации в организации

2.3 Оценка технологии управления персоналом в организации

Глава 3. Совершенствование элементов технологии управления персоналом ООО "Спортмастер"

3.1 Мероприятия по совершенствованию технологии найма персонала

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации

3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

Приложение И

Приложение К

Приложение Л

Приложение М

Приложение Н

 

Введение

 

В современной экономике  человеческий фактор выступает как  устойчивый элемент роста производства, производительности труда, эффективности  функционирования и конкурентоспособности  предприятий.

Под воздействием научно-технического прогресса, интеллектуализации практически  всех сфер хозяйствования возрастает значение работника как личности со всем спектром её характеристик (способностей, интересов, духовных потенций и т.д.). С этими изменениями, в том  числе формированием новых потребностей и ценностных установок человека, руководству организаций, работодателям  приходится считаться, учитывать их при формировании трудовых отношений, мотивационных механизмов активизации  труда на предприятии.

Всё это предполагает серьёзное  исследование внутренних ресурсов предприятий, сложившуюся там систему управления персоналом, а также разработку новых  подходов к ее совершенствованию  и развитию, учитывающих все аспекты  человеческого фактора.

Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников организации работать на нее, на достижение неких целей. Изучение мотивации работников является необходимым  условием для грамотного построения продуктивной системы управления персоналом в любой организации, что позволяет  повысить эффективность и качество профессиональной деятельности, усиливает  удовлетворенность работой, способствует профессиональному росту, а также  помогает снизить текучесть кадров и привлечь в организацию сотрудников  высокой квалификации.

В настоящее время в  нашей стране практически все  предприятия и организации в  той или иной степени задел  мировой экономический кризис. Он обуславливает сейчас то, что у многих сотрудников компаний поменялось отношение к труду; изменился взгляд на технологию управления персоналом и у руководителей организаций.

Предметом исследования выпускной  квалификационной работы является основные элементы технологии управления персоналом.

Объект исследования - сформировавшаяся на предприятии ООО "Спортмастер" технология управления персоналом и система стимулирования и мотивации труда торгового персонала в процессе управления трудом и рекомендации по ее совершенствованию.

Выбор объекта исследования обусловлен тем, что успех любой  торговой компании зависит от эффективности  работы персонала.

Цель исследования - анализ и разработка элементов технологии в системе управлении персоналом, для повышения эффективности работы организации и удовлетворенности персонала.

В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие  задачи:

1) изучить теоретические  основы системы управления персоналом  организации;

2) изучить методы управления  персоналом;

3) проанализировать кадровый  состав предприятия, его мотивационную  структуру;

4) провести анализ системы  управления и системы мотивации  в обществе с ограниченной  ответственностью "Спортмастер";

5) провести анализ факторов  влияющих на элементы технологии  управлении персоналом;

6) сформулировать направления  совершенствования технологии управления  персоналом.

В работе использовались следующие  методы исследования: анализ научной  и учебной литературы, изучение публикаций и статей, сравнительный, аналитический  и дедуктивный метод, системный  анализ, метод ранжирования, проведение беседы, метод опроса, анализ документов, наблюдение, анкетирование, экспертный опрос.

Практическая значимость настоящего исследования обусловлена  возможностью применения предложенных рекомендаций в системе мотивации  персонала на предприятиях торговли, что поможет руководителям предприятий  внести позитивные изменения в области  управления персоналом.

 

Глава 1. Теоретические основы управления персоналом организации

1.1 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации

 

В отечественной литературе нет единого мнения по поводу определения  управления персоналом, но можно выделить несколько подходов:

С позиций институционального подхода управление персоналом рассматривается  как "разнообразная деятельность различных субъектов, направленная на реализацию целей стратегического  развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии  работников" [9, с.12].

Содержательный (функциональный) подход "основывается на выделении  функций управления персоналом, его  целей и задач функционирования в рамках организации", он показывает "какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы  достичь этих целей", в отличие  от институционального подхода, который  акцентирует внимание на "том, что  должно дать управление персоналом для  организации… Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной  системе, имеющей свое специфическое  содержание" [9, с.13]. Состав функциональных подсистем системы управления персоналом представлены на рисунке 1.1 и их основные функции представлены в приложении А.

 

Рисунок 1.1 - Состав функциональных подсистем системы управления персоналом

 

С точки зрения организационного подхода управление персоналом можно  определить как "комплекс взаимосвязанных  экономических, организационных и  социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность  предприятий. Здесь речь идет о взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваются  механизмы, технологии, инструменты  и процедуры реализации функций  управления персоналом " [9, с.14].

Интересен подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала. Данный подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов [20, с.36; 21, с.129].

Исходя из этого, можно  говорить об управлении персоналом как  системе, которая имеет объект и  субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему  определенных методов.

Персонал организации - это один из видов ресурсов предприятия. Данный вид отличается от других (финансовых, материальных, сырьевых) тем, что работник имеет право отказаться от условий, на которых его собираются использовать, вести переговоры об уровне оплаты труда, переучиваться другим профессиям, участвовать в забастовках, увольняться по собственному желанию, решать, какие профессии являются социально неприемлемыми. В целом персонал не может рассматриваться как однородная субстанция; каждый работник имеет индивидуальные мотивы и ценности.

Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции  и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности  их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов.

Термин "персонал" объединяет работников всех подразделений организации. Существуют различные подходы к  классификации персонала: по профессии  или должности работника, по уровню управления, категории работников и  др. Базовой является классификация  по категориям работников в зависимости  от участия их в процессе производства: рабочие и служащие (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Классификация персонала

 

У производственного персонала  в трудовой деятельности преобладает  физический труд. Производственный персонал подразделяется на две группы. Первая - основные рабочие, занятые изготовлением основной продукции для поставки на рынок. Вторая - вспомогательные рабочие, преимущественно занятые производством вспомогательной продукции, используемой для собственных нужд предприятия и не включаемой в состав его основной продукции, а также рабочие, обслуживающие основные и вспомогательные процессы (складские, транспортные и др.).

Персонал или кадры - это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется, прежде всего, своей численностью. Она же определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы задают нормативную  численность работников, которую  на практике почти никогда не удается  обеспечить, поэтому кадровый потенциал  более объективно характеризуется  списочной численностью, то есть теми сотрудниками, которые официально работают в организации в данный момент. В условиях дефицита кадров списочная  численность может существенно  отличаться от нормативной. К списочной  численности относятся все категории  работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные не менее чем на пять дней. Так как не все работники по тем или иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность.

Число принятых или выбывших работников за соответствующий период времени есть оборот персонала.

Состав персонала любой  организации неоднороден, так как  люди различаются по естественным и  приобретенным признакам - полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности.

На их основе выделяют группы работников, которые образуют структуру  персонала. По-другому ее называют социальной структурой. Она может быть статистической и аналитической.

Основой предъявления требований к системе и технологии управления персоналом организации являются основные закономерности:

соответствие системы  управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы;

системное формирование управления персоналом;

оптимальное сочетание централизации  и децентрализации управления персоналом;

пропорциональное сочетание  совокупности подсистем и элементов  системы управления персоналом;

пропорциональность производства и управления;

необходимое разнообразие системы  управления персоналом;

изменение состава и содержания функций управления персоналом;

минимизация числа ступеней управления персоналом;

взаимодействие закономерностей  управления персоналом.

Закономерности непосредственно  взаимодействуют, влияя друг на друга  своими свойствами, образуя интегрированную, результирующую силу. Охарактеризуем подробнее взаимосвязь и взаимодействие закономерностей управления персоналом. Так, закономерность минимизации числа  ступеней управления персоналом взаимодействует  с закономерностью оптимального сочетания централизации и децентрализации  управления персоналом и закономерностью  изменения состава и содержания функций управления персоналом. Сокращение числа ступеней управления персоналом приводит к изменению соотношения  централизации и децентрализации  функций на оставшихся ступенях управления персоналом, меняется состав и содержание функций управления персоналом на этих ступенях. В свою очередь, изменение  функций управления персоналом и  соотношения централизации и  децентрализации влечет за собой  изменение числа ступеней системы  управления персоналом.

Информация о работе Совершенствование технологий управления персоналом