Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:26, дипломная работа
Целью этой дипломной работы является как можно подробное раскрытие актуальности планирования работы с персоналом организации, а так же путей решения данного вопроса. Перед данной работой поставлены следующие задачи:
определить сущность, цели и задачи кадрового планирования;
рассмотреть цели и задачи маркетинга персонала;
исследовать определение потребности в персонале;
проанализировать состояние процесса планирования работы с персоналом в рассматриваемой организации;
выявить недостатки планирования работы с персоналом в данной организации;
разработать пути совершенствования процесса планирования работы с персоналом организации;
оценить эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические основы планирования работы с персоналом организации 8
Сущность, цели и задачи кадрового планирования 8
Цели и задачи маркетинга персонала 20
Определение потребности в персонале 30
Глава 2. Анализ процесса планирования работы с персоналом в ООО ПКФ «Автохтон» 41
2.1 Краткая характеристика ООО ПКФ «Автохтон» 41
2.2 Качественный и количественный состав персонала ООО ПКФ «Автохтон» 44
2.3 Анализ процесса планирования работы с персоналом в ООО ПКФ «Автохтон» 47
Глава 3. Совершенствование процесса планирования работы с персоналом ООО ПКФ «Автохтон» 53
3.1 Разработка и внедрение методики кадрового планирования 53
3.2 Обоснование экономической эффективности предлагаемых мероприятий 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 5 – Требования к персоналу
Группа параметров | Содержание параметров |
Способности | Уровень получения образования; необходимые знания (основные и дополнительные); практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности; опыт работы в определенных должностях; навыки сотрудничества и взаимопомощи |
Свойства | Личностные качества, необходимые для определенного вида деятельности; способность к восприятию профессиональных нагрузок, способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п. |
Мотивация установки | Сфера профессиональных интересов; стремление к самовыражению и самореализации; способность к обучаемости; заинтересованность в работе по определенной должности, определенность профессиональных перспектив |
Следующим шагом является построение матрицы распределения функций (МРФ). Такая матрица наглядно показывает, какие должностные лица участвуют в тех или иных работах, составляющих бизнес-процесс (таблица 6). Использование МРФ на разных этапах деятельности предприятия способно значительно облегчить работу менеджера по персоналу:
МРФ представляет собой таблицу (табл.6), отражающую бизнес-процессы предприятия с их подробной детализацией. Перечислены исполнители работ и функции, которые каждый исполнитель реализует по отношению к данной работе.
Рассмотрим правила составления МРФ на примере двух бизнес-процессов магазина – “Поступление товаров в торговый зал” и “Продажа товаров”.
Используется система обозначения функций:
Помимо этих основных функций, могут также использоваться вспомогательные:
В строке функций не должны повторяться функциональные обязанности принятия решения (Р) и исполнения (И) для исключения ситуации “нескольких начальников” или “нескольких исполнителей”.
Если
действие рутинное или строго регламентированное,
может отсутствовать функция
принятия решения. В этом случае решение
принимается на основании устоявшегося
порядка или регламента. Также
в некоторых строках могут
отсутствовать другие обозначения
функций (кроме “исполнения”), если выполнение
данных функций в соответствующем элементе
бизнес-процесса не подразумевается.
Таблица
6 – Матрица распределения
Бизнес-процесс | Исполнители | ||||||||
Кладовщик | Грузчик | Продавец | Менеджер торгового зала | Кассир | Водитель | Маркетолог | Бухгалтер | Директор | |
Поступление товара в торговый зал | |||||||||
1. Получение заказ | И | П | Р К | С А | |||||
2. Формирование партии | Р К | И | |||||||
3. Оформление документов | И | П | |||||||
4. Доставка в торговый зал | П | И | Р К | ||||||
5. Выбор места для товара | Р И | К А | |||||||
6. Установка цены | П А | И | Р К | ||||||
7. Раскладка товара | И | Р К А | |||||||
8. Оформление ценников | И | Р К | П | ||||||
Продажа товара | |||||||||
1. Встреча покупателя | И | К | |||||||
2. Выяснение запроса | И | К | |||||||
3. Рассказ о товаре | И | К | |||||||
4. Ответы на вопросы | И | У К | |||||||
5. Помощь в примерке, выборе | И | К | |||||||
6. Доставка
со склада товара нужного |
П | И | Р | К | А | ||||
7. Предложение
сделать заказ на |
И | К | |||||||
8. Оформление заказа | И | ||||||||
9. Звонок-приглашение (когда заказ получен) | И | ||||||||
10. Передача покупки на кассу | И | К | |||||||
11. Оформление покупки | И | К | |||||||
12. Выдача дисконтных карт, подарков, сувениров | К | И | П | ||||||
13. Упаковка покупки | И | ||||||||
14. Предложение доставки покупки | И | ||||||||
15. Оформление доставки | И | А | |||||||
16. Доставка покупки | Р К | И |
Заполненная таким образом матрица дает представление о сфере обязанностей каждого работника, о сложности выполняемой им работы, наглядно демонстрирует уровень занятости работника. На основе этих параметров, а также отмеченного выше анализа целей можно приступать к определению качественных параметров для каждой должности [8].
Определение количественной потребности в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности на определенный временной период. Методы расчета количественной потребности в персонале: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости); методы расчета - по нормам обслуживания, по рабочим местам, по нормативам численности, по нормам управляемости; стохастические методы - расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ; методы экспертных оценок - простая оценка, расширенная (однократная или многократная) оценка [19].
Рассмотрим один из методов расчета количественной потребности в персонале, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости).
Данные о времени трудового процесса позволяют рассчитать численность рабочих, количество которых определяется непосредственно его трудоемкостью. Для расчета численности рабочих используют следующую типовую зависимость:
,
где Тн — время, необходимое для выполнения заданной программы;
Фt — нормативный (полезный) фонд рабочего времени одного работника;
Кп — коэффициент пересчета явочной численности в списочную.
В
свою очередь:
,
где n — количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;
Nі — количество изделий i - й номенклатурной позиции;
Ті — время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i-й номенклатурной позиции; Т н.пр і — время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i - й номенклатурной позиции;
Kв
— коэффициент выполнения норм времени
(в зарубежной литературе — уровень производительности,
уровень использования времени), который,
в свою очередь, находят по формуле:
.
(1.3)
Количество рабочих мест может быть определено дифференцированно по профессиональным видам работ, по квалификационной сложности работ при соответствующем выделении исходных данных о времени изготовления изделия в соответствии с качественными параметрами потребности в персонале [23].
Как
рассчитать численность работников
по рассматриваемому методу, показано
в таблице 7.
Таблица
7 - Расчет численности персонала на основе
данных о трудоемкости рабочего процесса
Показатель | Вид работы «а», квалификация Х для изделия | Вид работы «b», квалификация Y для изделия | ||
А | Б | А | Б | |
Трудоемкость изделия, ч | 0,5 | 0,4 | 0,8 | 0,3 |
Производственная программа, шт. | 1 000 | 1 200 | 1 000 | 1 200 |
Итого, трудоемкость программы, ч | 500 | 480 | 800 | 360 |
Время для изготовления остатка незавершенного производства, ч | 150 | 120 | 100 | 170 |
Итого, трудоемкость валовой продукции по программе для обоих изделий, ч | 1 250 | 1 430 | ||
Планируемы процент выполнения норм, % | 105 | 104 | ||
Время, необходимое для выполнения программы, ч | 1 191 | 1 375 | ||
Нормативный (полезный) фонд времени одного работника, ч | 433 | 433 | ||
Расчетная численность персонала, ч | 3 | 3 | ||
Принимая численность персонала, чел. | 3 | 3 |
Еще одним из методов определения количественной потребности персонала является расчет по рабочим местам и нормативам численности.
Этот
метод применяют в случае использования
метода расчета по нормам обслуживания,
так как и необходимое
Численность
работников по рабочим местам определяют
по формуле:
. (1.4)
Нормативы
численности рассчитывают следующим
образом:
Как видим, рассчитать необходимую численность сотрудников довольно просто, а полученные результаты позволят принять обоснованные решения по обеспечению предприятия кадрами.
Общая
потребность в персонале
Вывод
к главе I:
Таким образом, кадровое планирование представляет собой целенаправленную, научно обоснованную деятельность организации, имеющую целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Кадровое планирование должно быть систематическим во избежание ошибок в работе с кадрами, должно оказывать значительную поддержку стратегическому процессу планирования при обеспечении средствами для достижения желаемых результатов. Помимо временного подразделение на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, важным является подразделение кадрового планирования на стратегическое, тактическое и оперативное. Цели и задачи кадрового планирования должны формироваться с учетом стратегических целей организации, которые должны быть достигнуты с максимальной эффективностью.
Также важным видом управленческой деятельности являет маркетинг персонала. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности и развитию.
Информация о работе Совершенствование процесса планирования работы с персоналом