Совершенствование процесса планирования работы с персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:26, дипломная работа

Описание работы

Целью этой дипломной работы является как можно подробное раскрытие актуальности планирования работы с персоналом организации, а так же путей решения данного вопроса. Перед данной работой поставлены следующие задачи:

определить сущность, цели и задачи кадрового планирования;
рассмотреть цели и задачи маркетинга персонала;
исследовать определение потребности в персонале;
проанализировать состояние процесса планирования работы с персоналом в рассматриваемой организации;
выявить недостатки планирования работы с персоналом в данной организации;
разработать пути совершенствования процесса планирования работы с персоналом организации;
оценить эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5


Глава 1. Теоретические основы планирования работы с персоналом организации 8

Сущность, цели и задачи кадрового планирования 8
Цели и задачи маркетинга персонала 20
Определение потребности в персонале 30

Глава 2. Анализ процесса планирования работы с персоналом в ООО ПКФ «Автохтон» 41

2.1 Краткая характеристика ООО ПКФ «Автохтон» 41

2.2 Качественный и количественный состав персонала ООО ПКФ «Автохтон» 44

2.3 Анализ процесса планирования работы с персоналом в ООО ПКФ «Автохтон» 47


Глава 3. Совершенствование процесса планирования работы с персоналом ООО ПКФ «Автохтон» 53

3.1 Разработка и внедрение методики кадрового планирования 53

3.2 Обоснование экономической эффективности предлагаемых мероприятий 68


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

planirovanie.doc

— 759.50 Кб (Скачать)

Таблица 5 – Требования к персоналу

Группа  параметров Содержание  параметров
Способности Уровень получения  образования; необходимые знания (основные и дополнительные); практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности; опыт работы в определенных должностях; навыки сотрудничества и взаимопомощи
Свойства Личностные  качества, необходимые для определенного вида деятельности; способность к восприятию профессиональных нагрузок, способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п.
Мотивация установки Сфера профессиональных интересов; стремление к самовыражению  и самореализации; способность к  обучаемости; заинтересованность в работе по определенной должности, определенность профессиональных перспектив
 

     Следующим шагом является построение матрицы распределения функций (МРФ). Такая матрица наглядно показывает, какие должностные лица участвуют в тех или иных работах, составляющих бизнес-процесс (таблица 6). Использование МРФ на разных этапах деятельности предприятия способно значительно облегчить работу менеджера по персоналу:

  • помощь в определении качественной потребности в персонале;
  • исключение дублирования функций или отсутствия исполнителей каких-либо функций;
  • более рациональное использование трудовых ресурсов;
  • основа для написания должностных инструкций.

     МРФ представляет собой таблицу (табл.6), отражающую бизнес-процессы предприятия с их подробной детализацией. Перечислены исполнители работ и функции, которые каждый исполнитель реализует по отношению к данной работе.

Рассмотрим  правила составления МРФ на примере  двух бизнес-процессов магазина –  “Поступление товаров в торговый зал” и “Продажа товаров”.

     Используется  система обозначения функций:

  • П – подготовка решения;
  • Р – принятие решения;
  • И – исполнение;
  • К – контроль за исполнением решения;
  • А – анализ исполнения решения.

     Помимо  этих основных функций, могут также  использоваться вспомогательные:

  • С – согласование решения;
  • У – участие в реализации соответствующих функций.

     В строке функций не должны повторяться  функциональные обязанности принятия решения (Р) и исполнения (И) для исключения ситуации “нескольких начальников” или “нескольких исполнителей”.

     Если  действие рутинное или строго регламентированное, может отсутствовать функция  принятия решения. В этом случае решение  принимается на основании устоявшегося порядка или регламента. Также  в некоторых строках могут  отсутствовать другие обозначения  функций (кроме “исполнения”), если выполнение данных функций в соответствующем элементе бизнес-процесса не подразумевается. 
 
 
 

Таблица 6 – Матрица распределения функций

Бизнес-процесс Исполнители
Кладовщик Грузчик Продавец Менеджер торгового  зала Кассир Водитель Маркетолог Бухгалтер Директор
Поступление товара в торговый зал
1. Получение  заказ И   П Р К     С А    
2. Формирование  партии Р К И              
3. Оформление  документов И             П  
4. Доставка  в торговый зал П И   Р К          
5. Выбор  места для товара       Р И     К А    
6. Установка  цены             П А И Р К
7. Раскладка  товара     И Р К А          
8. Оформление  ценников     И Р К       П  
Продажа товара
1. Встреча  покупателя     И К          
2. Выяснение  запроса     И К          
3. Рассказ  о товаре     И К          
4. Ответы  на вопросы     И У К          
5. Помощь  в примерке, выборе     И К          
6. Доставка  со склада товара нужного цвета,  размера (при временном отсутствие  в зале) П И Р К     А    
7. Предложение  сделать заказ на отсутствующий  товар     И К          
8. Оформление  заказа       И          
9. Звонок-приглашение (когда заказ получен)       И          
10. Передача  покупки на кассу     И К          
11. Оформление  покупки         И     К  
12. Выдача  дисконтных карт, подарков, сувениров       К И   П    
13. Упаковка  покупки         И        
14. Предложение  доставки покупки         И        
15. Оформление  доставки         И   А    
16. Доставка  покупки       Р К   И      
 

     Заполненная таким образом матрица дает представление  о сфере обязанностей каждого  работника, о сложности выполняемой  им работы, наглядно демонстрирует  уровень занятости работника. На основе этих параметров, а также отмеченного выше анализа целей можно приступать к определению качественных параметров для каждой должности [8].

     Определение количественной потребности в персонале  сводится к выбору метода расчета  численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности на определенный временной период. Методы расчета количественной потребности в персонале: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости); методы расчета - по нормам обслуживания, по рабочим местам, по нормативам численности, по нормам управляемости; стохастические методы - расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ; методы экспертных оценок - простая оценка, расширенная (однократная или многократная) оценка [19].

     Рассмотрим  один из методов расчета количественной потребности в персонале, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости).

     Данные  о времени трудового процесса позволяют рассчитать численность рабочих, количество которых определяется непосредственно его трудоемкостью. Для расчета численности рабочих используют следующую типовую зависимость:

      ,                                                  (1.1)

     где Тн — время, необходимое для выполнения заданной программы;

     Фt — нормативный (полезный) фонд рабочего времени одного работника;

     Кп — коэффициент пересчета явочной численности в списочную.

     В свою очередь: 

       ,                                                                        (1.2)

     где n — количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;

     Nі — количество изделий i - й номенклатурной позиции;

     Ті — время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i-й номенклатурной позиции; Т н.пр і — время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i - й номенклатурной позиции;

     Kв — коэффициент выполнения норм времени (в зарубежной литературе — уровень производительности, уровень использования времени), который, в свою очередь, находят по формуле: 

      .               (1.3) 

     Количество  рабочих мест может быть определено дифференцированно по профессиональным видам работ, по квалификационной сложности  работ при соответствующем выделении исходных данных о времени изготовления изделия в соответствии с качественными параметрами потребности в персонале [23].

     Как рассчитать численность работников по рассматриваемому методу, показано в таблице 7. 
 
 
 
 
 

Таблица 7 - Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса 

Показатель Вид работы «а», квалификация Х для изделия Вид работы «b», квалификация Y для изделия
А Б А Б
Трудоемкость  изделия, ч 0,5 0,4 0,8 0,3
Производственная  программа, шт. 1 000 1 200 1 000 1 200
Итого, трудоемкость программы, ч 500 480 800 360
Время для изготовления остатка незавершенного производства, ч 150 120 100 170
Итого, трудоемкость валовой продукции  по программе для обоих изделий, ч 1 250 1 430
Планируемы  процент выполнения норм, % 105 104
Время, необходимое для выполнения программы, ч 1 191 1 375
Нормативный (полезный) фонд времени одного работника, ч 433 433
Расчетная численность персонала, ч 3 3
Принимая  численность персонала, чел. 3 3
 

     Еще одним из методов определения количественной потребности персонала является расчет по рабочим местам и нормативам численности.

     Этот  метод применяют в случае использования  метода расчета по нормам обслуживания, так как и необходимое количество работников по числу рабочих мест, и нормативы численности устанавливают, исходя из норм обслуживания.

     Численность работников по рабочим местам определяют по формуле:  

.          (1.4) 

     Нормативы численности рассчитывают следующим  образом:  

                                                                        (1.5) 

     Как видим, рассчитать необходимую численность  сотрудников довольно просто, а полученные результаты позволят принять обоснованные решения по обеспечению предприятия  кадрами.

     Общая потребность в персонале находится  суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям [28]. 

     Вывод к главе I: 

     Таким образом, кадровое планирование представляет собой целенаправленную, научно обоснованную деятельность организации, имеющую целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Кадровое планирование должно быть систематическим во избежание ошибок в работе с кадрами, должно оказывать значительную поддержку стратегическому процессу планирования при обеспечении средствами для достижения желаемых результатов. Помимо временного подразделение на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, важным является подразделение кадрового планирования на стратегическое, тактическое и оперативное. Цели и задачи кадрового планирования должны формироваться с учетом стратегических целей организации, которые должны быть достигнуты с максимальной эффективностью.

     Также важным видом управленческой деятельности являет маркетинг персонала. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности и развитию.

Информация о работе Совершенствование процесса планирования работы с персоналом