Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка механизмов совершенствования мотивации персонала организации.
Задачи, поставленные при работе над дипломным проектом:
1. Изучить современные подходы к мотивации персонала в организации.
2. Провести анализ методов и средств мотивации персонала РУП «Белтрансснаб».
3. Разработать механизмы совершенствования мотивации персонала с целью повышения эффективности деятельности организации.
Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем (условный рефлекс).
Скиннер полагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями. Негативные (аверсивные) последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.
По теории Скиннера, люди – по своей сути очень сложные, но все же машины. И соответственно суть оперантного научения сводится к тому, что подкрепленное поведение (то, за которым следуют благоприятные последствия) стремится повториться, а неподкрепленное – нет.
Но именно тут возникает вопрос о том какого рода подкрепление более эффективно негативное или позитивное.
В отличие от наказания, негативное подкрепление – это процесс, в котором организм ограничивает негативный стимул или избегает его (эта стратегия известна как научение избегания). Например, если рабочий процесс позволяет ребенку избежать выхода на работу в выходной, то негативное подкрепление используется для усиления интереса к работе, её эффективному выполнению.
В теории Скиннера
важен тот факт, что подкрепление
усиливает реакцию; наказание –
ослабляет ее. Также она ратует
за то, что наказание – это
самая неэффективная форма
Таким образом, наиболее эффективным методом устранения нежелательного поведения служит позитивное подкрепление.
Также теория Скиннера дает логическое расширение принципа подкрепления: [поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. Если бы это было не так, то наш поведенческий набор был бы так сильно ограничен и хаотичен, что мы бы, возможно, проснувшись утром, долго размышляли над тем, как реагировать должным образом на каждую новую ситуацию [19].
Теория внутренней мотивации по Дейси и Району
Данная теория основана на воздействии внутренней мотивации на поведение человека [1] .
Любое событие в окружающей среде имеет два функциональных аспекта: контролирующий (вызвать определенное поведение) и информационный (информировать людей об эффективности их деятельности, стратегии развития предприятия и т.д.). Если контролирующий аспект оказывается настолько выраженным, что начинает толкать людей к конкретным действиям, внутренняя мотивация будет подрываться, но если он предполагает противоположность контроля (предоставление возможности выбора), внутренняя мотивация будет усиливаться. Таким образом, воздействие внешних событий зависит от того, как их воспринимает и интерпретирует реципиент.
Теория ожиданий по В. Вруму
Теория основана на значении работы: не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения, в соответствии с личными ожиданиями.
Теория ожиданий основана на взаимосвязях между усилиями, которые предпринимает индивид, его уровнем исполнения рабочих заданий и желательностью ассоциируемых с упорным трудом результатов. Данную теорию можно представить в виде условной формулы, приведенного на рисунке 1.4.
Как видно из рисунка, для теории важными являются ожидания человека относительно связи усилий, уровня исполнения и результатов с ценностью последних.
Ожидание Е - Р можно
характеризовать как ответ на
вопрос: «Обеспечат ли прилагаемые
усилия высокий уровень
Ожидание Р - О связано с вопросом: «Приведет ли эффективная деятельность к желанным результатам?» В частности, если сотрудник хочет получить какую-то связанную с его работой выгоду. Для того чтобы получить желаемое вознаграждение, он должен добиться определенного уровня исполнения заданий. Если ожидание Р - О достаточно велико, сотрудник будет мотивирован к упорному труду. Если же он уверен, что даже изнурительная работа не позволит ему заполучить желаемые выгоды, мотивация будет близка к нулю.
Рисунок 1.4 - Механизм формирований ожиданий по Вруму
Валентность характеризуется ценностью (и в данном случае необязательно финансовый аспект) для индивида полученных результатов. Если результаты, которых можно добиться хорошей работой и значительными усилиями, не представляют для человека интереса, его мотивация находится на низком уровне. Напротив, ценные результаты создают сильную мотивацию.
Теория справедливости
Данная теория подходит к индивиду с позиции «справедливости распределения вознаграждения».
Суть её сводится к тому,
что мотивация сотрудников
В тоже время, слабым местом теории является возможность субъективной оценки выполняемой человеком работы. Что это значит. Сотрудники не всегда оценивают выполняемую работу исходя из всех объективных критериев: сложность, ответственность за результат, ответственность за качество и дальнейшую интеграцию результата в процесс функционирования предприятия, срочность, необходимые предварительные знания (получение высшего образования, самообразования и т.д.) для выполнения данной работы, эффективность труда, специальные навыки.
Оценка происходит по принципу «я же 2 дня ставил печати, а Иванов, всего 1 день делал аналитический отчет по предприятию, почему зарплата разная».
Также часто оплата труда не учитывает вклад конкретного отдела в доход предприятия. Существуют отделы, которые занимаются обслуживанием процесса, но не приносят доход, однако их вознаграждение выше, либо на том же уровне, что и у сотрудников подразделения занятых на выпуске продукции, оказании услуг, продаже и т.д., что тоже оказывает демотивирующее воздействие.
Модель Портера – Лоулера
Эта теория построена
на сочетании элементов теории ожиданий
и теории справедливости. Суть ее в
том, что введены соотношения между вознаграждением и
достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
- затраченные усилия;
- восприятие;
- полученные результаты;
- вознаграждение;
- степень удовлетворенности.
Модель показывает, как достигнутые результаты труда зависят от личностных качеств сотрудника, приложенных усилий, его способностей и осознание своей роли в процессе труда.
Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данные усилия действительно будут вознаграждены определенным образом. Таким образом, основной вывод: результативный труд ведет к удовлетворению потребностей.
Выводы: на основе проведенного теоретико-методологического анализа существующих подходов к проблеме мотивации персонала можно сделать следующие выводы:
- теории, рассматривающие потребности человека;
- теории, рассматривающие вопросы вознаграждения и наказания при мотивации персонала.
5. Элементы каждой
из рассмотренных теорий в
полной мере используются в
наши дни, и в тоже время
понимание мира как
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
РУП «БЕЛТРАНССНАБ»
2.1 Организационная характеристика РУП «Белтрансснаб»
РУП «Белтрансснаб» создано на праве собственности Республике Беларусь и находится в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Предприятие было создано приказом Министра автомобильного транспорта БССР от 20 августа 1966 г. №132. Деятельность организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом организации.
На базе РУП «Белтрансснаб», являющейся головной организацией Минтранса Республики Беларусь по техническому перевооружению в области автомобильной, дорожно-строительной техники и всех комплектующих к ней товаров, созданы и функционируют 6 региональных центров, 15 станций технического обслуживания. На данный момент общая численность сотрудников организации составляет 81 человек.
Основными видами деятельности организации являются:
- торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт;
- оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе);
- оптовая торговля чугуном, сталью и их литьем, прокатом, трубами;
- оптовая торговля лакокрасочными изделиями;
- оптовая торговля
химическими веществами и
- оптовая торговля машинами и оборудованием для строительства;
- оптовая торговля
сельскохозяйственными
- деятельность
автомобильного грузового
- хранение и складирование;
- услуги автомобильных стоянок;
- финансовый лизинг;
- аренда автомобилей;
- предоставление кредита;
- сдача внаем
собственного недвижимого
Предприятие
осуществляет следующие виды деятельности,
подлежащие лицензированию, включенные
в Перечень видов деятельности, на
осуществление которых
- оптовая и
розничная торговля
- деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд);
- деятельность
по обеспечению пожарной
- розничная
торговля (включая алкогольные напитки
и табачные изделия) и
Предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основным целями РУП «Белтрансснаб» являются:
- осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли;
- гарантированное
обеспечение материальными
- обеспечение
потребностей других
Предприятием за продолжительный период существования на рынке накоплен исключительный опыт работы в рыночной экономики, сформирован трудно оцениваемый кадровый потенциал, освоены современные технологии управления, обеспечено полное отсутствие такого бича предприятий как коррупция, воровство, некомпетентность, безответственность при принятии управленческих решений.
Приводимые результаты в части субъективных условий обеспечения деятельности достигнуты комплексом жестких мер к руководителям, специалистам и персоналу. В настоящее время предприятие представляет собой достаточно крепкий функционирующий хозяйственный механизм, имеющий определенный запас прочности, четкие производственные и инвестиционные программы, слаженный коллектив, способный решить стоящие перед ним задачи.
Руководство предприятия уделяет внимание не только качеству реализуемой продукции, но и культуре обслуживания клиентов, внешнему и моральному облику работников предприятия, их уровню образования и профессионализма.
Для улучшения качества и скорости исполнения работы, на предприятии установлена мощная локальная компьютерная сеть, во всех подразделениях и отделах установлена оргтехника.
В целях обеспечения эффективност
Информация о работе Совершенствование мотивации персонала организации