Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка механизмов совершенствования мотивации персонала организации.
Задачи, поставленные при работе над дипломным проектом:
1. Изучить современные подходы к мотивации персонала в организации.
2. Провести анализ методов и средств мотивации персонала РУП «Белтрансснаб».
3. Разработать механизмы совершенствования мотивации персонала с целью повышения эффективности деятельности организации.
- организационно распорядительные (организационно- административные);
-экономические;
- и социально-психологические.
Разнообразие классификаций говорит о том, что данная тема настолько сложна, что современные ученые еще не пришли к единому взгляду на данную проблему. Однако, рассматривая практическую работу, можно отметить, что любые социальные институты, предприятия и организации, государство на определенном этапе своего развития сталкиваются с барьером предельной производительности. В определенный момент готовый продукт уже не может быть усовершенствован как на количественном, так и на качественном уровне. И такие меры, как совершенствование технологий, повышение заработной платы уже могут не иметь существенного эффекта. Тогда новым этапом становится внедрение теорий мотивации, или оптимальное использование «человеческого фактора». Хотя, если говорить объективно, то забота о мотивации персонала не должна становиться «спасательным кругом», этот процесс должен сопровождать организацию на протяжении всего срока деятельности.
Стимулирование
индивидуального
К настоящему моменту
сложилось множество теоретико-
Рассматривая существующие подходы в теории мотивации их можно классифицировать по 2 основным направлениям: теории, рассматривающие потребности человека и теории, рассматривающие вопросы вознаграждения и наказания при мотивации персонала. Данные направления представлены в таблице 1.2.
В настоящее
время формируются новые
Таблица 1.2 – Подходы в теории мотивации
Теория |
Характеристика | |
| ||
Теория иерархии А. Маслоу |
Потребности человека являются врожденными, или инстинктивными, они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. | |
Двухфакторная теория по Ф. Герцбергу |
Согласно данной теории на поведение человека оказывают влияния факторы двух групп «гигиенические» и «мотивационные» | |
Теория приобретенных потребностей по Д. МакКлелланду и Д. Аткинсону |
Согласно Д. МакКлелланду и Д. Аткинсону, людям присущи всего три потребности приобретаемые ими в процессе жизненного опыта. К ним относятся власть, успех и причастность. И через них происходит мотивация людей. | |
Теория СВР по А. Альдерферу |
В теории выделяются определенные группы потребностей, которые в свою очередь способствуют мотивации людей: существования, взаимосвязи, личностного роста. Согласно теории, движение потребности происходит как от низших к высшим, так и наоборот. | |
Методика мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда РФ) |
Теория строит механизм восприятия труда, как труд – средство и труд - цель | |
Концепция партисипативного управления |
Суть теории
сводится к способствованию заинтересованн |
Продолжение табл. 1.2
Теория мотивации Выгодского |
Теория гласит,
что в психике человека имеются
два параллельных уровня развития
- высший и потребности человека
и развиваются параллельно. При этом,
удовлетворение потребностей одного
уровня с помощью средств другого
невозможно. |
Научающее-бихевиористистская теория по Б.Ф. Скиннеру |
Теоретики данного направления рассматривают в качестве ключевого фактора, влияющего на человеческое поведение, непосредственное окружение, которое и формирует человека и его мотивы. |
Теория внутренней мотивации по Дейси и Району |
Основу теории составляют два функциональных аспекта: контролирующий и информационный. При этом доминирование информационного аспекта способствует появлению внутренней мотивации. |
Теория ожиданий по В. Вруму |
Теория ожиданий основана на взаимосвязях между усилиями, результатами работы и, что важно, ожиданиями индивида в вопросе оценки его работы. |
Теория справедливости |
Ключом теории
является выражение «справедливость
распределения вознаграждения». Важным
в данной теории является тот аспект,
что непосредственно |
Модель Портера – Лоулера |
Теория представляет
собой сочетание элементов |
Теория иерархии потребностей (А. Маслоу)
Данная теория была изложена в 1954 году А. Маслоу [10]. Она гласит, что все потребности человека являются врожденными, или инстинктивными, они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности, расположенные в основе пирамиды, должны быть в определенной степени удовлетворены до того, как человек может осознать наличие потребностей, расположенных сверху (рисунок 1.3).
Потребность в
самовыражении
Потребность в уважении
Социальные потребности
Потребность самосохранения
Физиологические потребности
Рисунок 1.3 - Пирамида потребностей по Маслоу
Рассматривая данную теорию применительно к современной организации, следует отметить, что она устарела, низшие ступени, как правило уже достигнуты сотрудником и компания не может начинать процесс мотивации с них.
«Двухфакторная теория» Ф. Герцберга
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал модель мотивации, основанную на потребностях. Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал [1]:
- «гигиеническими факторами» (связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа: условия труда, заработная плата, безопасность, корпоративная политика, начальники, межличностные отношения;
- «мотивацией» (непосредственно характер и сущность работы): достижения, признание, ответственность, сама работа, личностный рост.
Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
«Теория приобретенных потребностей» Д. МакКлелланда
Теория была
сформулирована в 1970 году и гласит,
что людям присущи три
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Люди с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. МакКлелланд отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния».
Потребность в успехе выражается в стремлении выполнить сложную работу, добиться успеха и опередить коллег. Эта потребность удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Мотивация на основании потребности в причастности выражается в потребности наладить близкие взаимоотношения, дружбу и желании избежать конфликтов. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
Теория СВР по К. Альдерферу
Данная теория, как и теория по А. Маслоу, выделяет определенные группы потребностей:
Однако следует отметить, что движение от потребности к потребности происходит как от низших к высшим, так и наоборот. Это приводит к тому, что неудовлетворенная потребность более высокого уровня начинает усиливать потребности более низкого уровня (даже в случае их удовлетворенности), при этом происходит переключение индивида на более низкие потребности. Данный процесс был назван фрустрацией (разочарованием, крушением надежды на удовлетворение).
Методика мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда РФ)
Данная теория мотивации основана на своеобразном построении механизма восприятия труда [9] и представлена таблицей 1.3.
Таблица 1.3 - Структура построения механизма восприятия труда
Труд - средство |
Труд – цель | ||
Потребление |
Свободное время |
Содержание труда |
Общественная полезность |
достойный заработок |
развитие личности |
интересная работа |
|
дополнительные блага |
общение |
служебное продвижение |
общественный долг |
рост квалификации |
спрос на продукцию | ||
достаток в семье |
уважение |
самостоятельность |
польза потребителю |
самореализация |
|||
Примечание: При восприятия труда как цели для сотрудника представляет ценность сама деятельность. При этом существует два типа реализуемых ценностей: интересен процесс труда для развития личности, либо же общий результат труда. При восприятия труда как средства – сотрудник полагает, что жизнь начинается за пределами работы (труда). Соответственно альтернативными целями могут быть материальные блага и нетрудовые ценности – свободное время, межличностное общение. |
Концепция партисипативного управления
Данная концепция основана на предпосылке заинтересованности сотрудника в деятельности предприятия, что в свою очередь приводит к улучшениям в производительности и качества труда. Также концепция предполагает возможность принятия сотрудниками определенных самостоятельных решений, при организованных на предприятиях кружках качества и формах самоуправления.
Теория мотивации Л.С. Выготского
Теория Л.С. Выготского утверждает, что
в психике человека имеются
два параллельных уровня развития
- высший и низший, которые
и определяют высокие и низкие
потребности человека и развиваются
параллельно. Это означает, что
удовлетворение потребностей одного
уровня с помощью средств другого
невозможно.
Например,
если в определенный момент
времени человеку требуется
Научающе – бихевиористская теория по Б.Ф. Скинеру
Научающе-бихевиоральное
направление занимается открытыми
(доступные непосредственному
Скиннер также не принял идею о личности или «Я», которое стимулирует и направляет поведение.
Изучение личности
по Скинеру включает в себя нахождение
характера взаимоотношений
Собственно говоря различаются две разновидности поведения: респондентное и оперантное.
Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени (сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию) .
Информация о работе Совершенствование мотивации персонала организации