Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Работа содержит 1 файл

Вопросы ИСУ.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Построение и исследование МЯ по Цвикки проводится в пять этапов:

1) точная формулировка  поставленной проблемы;

2) определение параметров (классификационных признаков), от  которых зависит решение проблемы (процедура анализа может быть  итеративной с уточнением или изменением набора Р, по мере уточнения представлений об исследуемом объекте или процессе принятия решения);

3) деление параметров  Р на их значения р (формирование  классификаторов по выбранным  признакам Р) и представление  их в виде матриц-строк;

4) оценка всех имеющихся в МЯ вариантов;

5) выбор из МЯ оптимального  варианта решения задачи.

МЯ могут быть также  не только двумерными. Трехмерные МЯ и  МЯ большей размерности находят, например, применение при разработке прогнозов и при получении  вариантов новой техники. Однако при формировании и анализе многомерных МЯ, особенно для анализа проблем организационного управления, возникают существенные трудности в их представлении ЛПР, интерпретации результатов. Поэтому удобнее становится, используя идею морфологического подхода, разрабатывать языки моделирования (автоматизации моделирования), которые применяются для «порождения» возможных ситуаций в системе, возможных вариантов решения и часто как вспомогательное средство формирования нижних уровней иерархических структур целей и функций ил организационных структур систем управления. В этом случае термин «морфологический подход» применяется в более широком смысле.

В практике объемно-календарного планирования оказалось более удобным  как бы перевернуть двумерный  МЯ и комбинировать не элементы строк, а элементы столбцов (такие таблицы привычнее для работников плановых отделов).

Расширению практического  применения ММЯ существенно способствует автоматизация морфологического моделирования. При этом важно автоматизировать не только получение вариантов, т. е. собственно перебор, а и получение оценок этих вариантов и даже формирование собственно МЯ.

  1. Метод деловой игры

Деловая игра — это  имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1-3 дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.

 

 Применение деловых  игр позволяет отработать профессиональные  навыки участников. Кроме того, это  дает возможность оценить:

уровень владения этими навыками;

особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения  и пр.);

уровень коммуникативных  навыков;

личностные качества участников.

 

 Процедура деловой игры разрабатывается под конкретную Компанию — Заказчика. Прежде всего, совместно с руководством Компании определяются цели деловой игры. Цели могут быть самые разные: отработка приобретенных на тренингах навыков, моделирование ситуации вывода нового продукта Компании на рынок, адаптация к новым структурным изменениям в Компании, сплочение команды и пр. Затем следует серьезная предварительная работа по сбору информации об особенностях работы в данной Компании для того, чтобы максимально приблизить игровые условия к реальности. И только после этого создается сюжет, определяются процедуры, прописываются роли, разрабатываются системы оценки действий игроков, подсчета набранных очков, составляется тайминг игры. Вся процедура поэтапно согласуется с руководством Компании.

 

Деловая игра интересна  еще и тем, что в ней могут  участвовать сотрудники самых разных уровней иерархии, что часто бывает затруднительно в условиях тренинга. Благодаря этому, руководство имеет  возможность увидеть своих сотрудников  «в деле».

 

 Количество участников  в деловой игре, в отличие от  тренинга, не ограничено. Разрабатывались  игры, в которых участвовал весь  персонал Компании — Заказчика. 

 

 Продолжительность  деловой игры может варьироваться  от одного дня до недели.

 

 По окончании деловой игры результаты анализируются, после чего проводится процедура подведения итогов игры для ее участников.

 

 Последний этап  — обсуждение игры с руководством  Компании (результаты, особенности  проведения, включенность и поведение  участников, выявленные тенденции и проблемные зоны и т.д.).

  1. Метод экспертной оценки

Метод экспертных оценок – метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью  экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении  проблем. Производится интуитивно– логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

Решаемые проблемы могут  быть условно разделены:

• на проблемы, обеспеченные информацией;

• проблемы, по которым  наблюдается недостаток информации.

Данные методы особенно эффективны в условиях:

• большой неопределенности среды, в которой функционирует  исследуемый объект;

• дефицита времени и  в экстремальных ситуациях;

• отсутствия надежной теоретической  основы.

Методы экспертной оиенки применяют при решении следующих задач:

• составления перечня  возможных событий в различных  областях за определенный промежуток времени;

• определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;

• определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

• определения альтернативных вариантов решения задач с  оценкой их предпочтительности;

• альтернативного распределения  ресурсов для решения задач с  оценкой их предпочтительности;

• альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Процесс организации  экспертизы может быть разделен на следующие этапы:

• составление руководящего документа. В нем указываются  основные положения проведения экспертизы:

• цели;

• задачи по ее выполнению;

• состав и обязанности  рабочей группы и группы экспертов;

• ресурсы, необходимые  для обеспечения работ, и сроки  выполнения работ;

• подбор рабочей и  экспертной групп. Две группы принимают  участие в проведении экспертизы:

• рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста-системотехника и технического работника;

• экспертная группа, т. е. группа, мнения экспертов которой  станут основой принятия будущих  решений;

• разработка методики проведения опроса (при необходимости).

На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок  фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости  от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой  проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроси:

• индивидуальный – максимально  используются способности и знания каждого специалиста;

• групповой (коллективный) – позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;

• личный (очный) – опрос  осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и  эксперта;

• заочный – одним  из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;

• устный – например, интервью;

• письменный – например, заполнение анкеты;

• открытый – процесс  опроса и его результаты могут  быть изучены другими экспертами;

• скрытый – высказанные  идеи и решения экспертов являются тайными;

• разработка методики обработки  данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами.

• проверкой согласованности  мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности);

 

• усреднением мнений экспертов внутри согласованной  группы;

 

• оформление результатов  работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.

 

При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять  следующие требования к экспертам.

 

• выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;

 

• при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально  изменяться от первоначально сформулированной оценки;

 

• эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;

 

• у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;

 

• мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут  допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют ошибки:

 

• систематические, которые  характеризуются устойчивым положительным  или отрицательным отклонением  от истинного значения;

 

• случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются  большой дисперсией.

  1. Метод Дельфи

Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции.

 

Данный метод был  разработан О, Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок.

 

Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить независимые индивидуальные оценки.

 

Метод «Дельфи»разделен на следующие этапы:

 

• формирование рабочей  группы, которая занимается организационными вопросами:.

 

• предоставляет информацию экспертам для оценки;

 

• собирает, обобщает оценки экспертов и др.;

 

• организация экспертной группы, когда определяется:

 

• количество;

 

• состав экспертов;

 

• составление анкеты, вопросы которой должны допускать  формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:

 

• из основных, вспомогательных  вопросов;

 

• условий проведения экспертизы;

 

• непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспертизы.

 

Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых выявляются на данном этапе.

 

Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и  результаты обработки мнений доводятся  до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2 – 3 тура, до тех пор пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;

 

• обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.

 

Использование метода «Дельфи» определяется следующими его достоинствами:

 

• уменьшение влияния  конформизма;

 

• исключение спора с  авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно;

 

• устранение конфликтных  ситуаций;

 

• анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами;

 

• обработка оценок экспертов  при помощи методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение  и непосредственная оценка;

Информация о работе Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"