Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Построение и исследование МЯ по Цвикки проводится в пять этапов:
1) точная формулировка поставленной проблемы;
2) определение параметров
(классификационных признаков), от
которых зависит решение
3) деление параметров
Р на их значения р (
4) оценка всех имеющихся в МЯ вариантов;
5) выбор из МЯ оптимального варианта решения задачи.
МЯ могут быть также не только двумерными. Трехмерные МЯ и МЯ большей размерности находят, например, применение при разработке прогнозов и при получении вариантов новой техники. Однако при формировании и анализе многомерных МЯ, особенно для анализа проблем организационного управления, возникают существенные трудности в их представлении ЛПР, интерпретации результатов. Поэтому удобнее становится, используя идею морфологического подхода, разрабатывать языки моделирования (автоматизации моделирования), которые применяются для «порождения» возможных ситуаций в системе, возможных вариантов решения и часто как вспомогательное средство формирования нижних уровней иерархических структур целей и функций ил организационных структур систем управления. В этом случае термин «морфологический подход» применяется в более широком смысле.
В практике объемно-календарного планирования оказалось более удобным как бы перевернуть двумерный МЯ и комбинировать не элементы строк, а элементы столбцов (такие таблицы привычнее для работников плановых отделов).
Расширению практического применения ММЯ существенно способствует автоматизация морфологического моделирования. При этом важно автоматизировать не только получение вариантов, т. е. собственно перебор, а и получение оценок этих вариантов и даже формирование собственно МЯ.
Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1-3 дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.
Применение деловых
игр позволяет отработать
уровень владения этими навыками;
особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);
уровень коммуникативных навыков;
личностные качества участников.
Процедура деловой игры разрабатывается под конкретную Компанию — Заказчика. Прежде всего, совместно с руководством Компании определяются цели деловой игры. Цели могут быть самые разные: отработка приобретенных на тренингах навыков, моделирование ситуации вывода нового продукта Компании на рынок, адаптация к новым структурным изменениям в Компании, сплочение команды и пр. Затем следует серьезная предварительная работа по сбору информации об особенностях работы в данной Компании для того, чтобы максимально приблизить игровые условия к реальности. И только после этого создается сюжет, определяются процедуры, прописываются роли, разрабатываются системы оценки действий игроков, подсчета набранных очков, составляется тайминг игры. Вся процедура поэтапно согласуется с руководством Компании.
Деловая игра интересна
еще и тем, что в ней могут
участвовать сотрудники самых разных
уровней иерархии, что часто бывает
затруднительно в условиях тренинга.
Благодаря этому, руководство имеет
возможность увидеть своих
Количество участников
в деловой игре, в отличие от
тренинга, не ограничено. Разрабатывались
игры, в которых участвовал весь
персонал Компании — Заказчика.
Продолжительность
деловой игры может
По окончании деловой игры результаты анализируются, после чего проводится процедура подведения итогов игры для ее участников.
Последний этап
— обсуждение игры с
Метод экспертных оценок – метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно– логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.
Решаемые проблемы могут быть условно разделены:
• на проблемы, обеспеченные информацией;
• проблемы, по которым наблюдается недостаток информации.
Данные методы особенно эффективны в условиях:
• большой неопределенности среды, в которой функционирует исследуемый объект;
• дефицита времени и в экстремальных ситуациях;
• отсутствия надежной теоретической основы.
Методы экспертной оиенки применяют при решении следующих задач:
• составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
• определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;
• определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
• определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы:
• составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы:
• цели;
• задачи по ее выполнению;
• состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов;
• ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ;
• подбор рабочей и экспертной групп. Две группы принимают участие в проведении экспертизы:
• рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста-системотехника и технического работника;
• экспертная группа, т. е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений;
• разработка методики проведения опроса (при необходимости).
На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроси:
• индивидуальный – максимально используются способности и знания каждого специалиста;
• групповой (коллективный)
– позволяет экспертам
• личный (очный) – опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта;
• заочный – одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;
• устный – например, интервью;
• письменный – например, заполнение анкеты;
• открытый – процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами;
• скрытый – высказанные идеи и решения экспертов являются тайными;
• разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами.
• проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности);
• усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы;
• оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.
При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам.
• выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;
• при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;
• эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;
• у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;
• мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют ошибки:
• систематические, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным отклонением от истинного значения;
• случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются большой дисперсией.
Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции.
Данный метод был разработан О, Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок.
Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить независимые индивидуальные оценки.
Метод «Дельфи»разделен на следующие этапы:
• формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами:.
• предоставляет информацию экспертам для оценки;
• собирает, обобщает оценки экспертов и др.;
• организация экспертной группы, когда определяется:
• количество;
• состав экспертов;
• составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:
• из основных, вспомогательных вопросов;
• условий проведения экспертизы;
• непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспертизы.
Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых выявляются на данном этапе.
Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2 – 3 тура, до тех пор пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;
• обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.
Использование метода «Дельфи» определяется следующими его достоинствами:
• уменьшение влияния конформизма;
• исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно;
• устранение конфликтных ситуаций;
• анонимность экспертов,
которая достигается путем
• обработка оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка;
Информация о работе Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"