Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Вопросы ИСУ
Первые вопросы
Исследование представляет собой процесс изучения какого – либо объекта и получения новых знаний. Его также можно рассматривать как научный труд, вид познавательной деятельности, научное изучение некоего предмета, какого – либо явления (объекта) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.
Мишин.
Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию. Управленческая деятельность – это динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления. Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике и динамике. В статике рассматриваются отдельно субъект и объект управления как относительно самостоятельные системы. Субъект управления – это собственно и есть система управления. А объект управления – это сама организация или элементы, ее составляющие. Но объект управления не равен ни системе управления, ни самой организации. В динамике субъект и объект управления рассматриваются в совокупности их связей и взаимодействий в процессе управления (это не является предметом настоящего курса). Вероятно, этим объясняется разнообразие вариантов структуризации систем управления, которые мы рассмотрим ниже.
Термин «система» происходит от греческого слова «systema» — целое, составленное из частей, соединение'.
В общей теории систем не существует единого подхода к пониманию понятия «система». Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой система понимается как упорядоченная совокупность компонентов, взаимосвязанных и взаимодействующих таким образом, что в результате у нее возникает новое (системное) качество (качества), не характерное образующим ее отдельным компонентам.
Достигнутое состояние общей теории систем негативно отразилось на изученности и обоснованности систем управления в целом и в органах безопасности в частности.
В современный период существует несколько точек зрения относительно характеристик систем управления. Согласно кибернетическому подходу системы управления представляют собой совокупности двух подсистем (управляющей и управляемой) и связей между ними. Нередко считается, что системы управления — это совокупности субъектов управления и связей между ними. Иногда под системами управления понимаются совокупности целей, средств, методов, процессов и других различных компонентов управленческой деятельности.
В теории социального управления и теории государственного управления широко распространены кибернетические представления о существе систем управления.
Аналогичное положение существует в теории управления оперативной деятельностью органов безопасности.
Для уточнения существа систем управления в органах безопасности следует подробнее рассмотреть особенности отдельных органов безопасности, их подразделений и первичных звеньев.
Все они — разновидности социальных систем, для которых характерны следующие особенности:
это целевые системы; они всегда формируются, функционируют и развиваются ради достижения определенных целей, которые задаются им извне либо вырабатываются внутри них; в любом случае они являются инструментом либо отдельных лиц, либо группы лиц, либо государства в целом;
это иерархические системы; они всегда имеют пирамидальное построение с единым управленческим центром на высшем уровне; в своем строении они повторяют в принципе строение целей, для достижения которых собственно и существуют; в любом случае основными являются подсистемы управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления);
это «человеческие» системы; они всегда представляют собой общности людей, т.е. совокупности людей, которые не просто взаимодействуют друг с другом, а взаимозависят друг от друга — действия одних из них обусловлены и вызывают действия других ради достижения общих для всех целей'.
Иначе говоря, органы безопасности, их подразделения и первичные звенья — это целевые, иерархические общности людей. Вследствие определенной организационной оформленности такие общности обладают чрезвычайно важным системным качеством — способностью более или менее успешно реализовывать те цели, ради достижения которых они создаются, функционируются и развиваются.
Следовательно, системы
управления в органах безопасности
— это определенные совокупности
взаимосвязанных и
Более детальная характеристика систем управления предполагает рассмотрение их:
1) целей и функций;
2)составов;
3)структур.
Именно цели определяют функции всех организационных звеньев, их составы и структуры. Все они взаимосвязаны, находятся между собой в различных отношениях субординации или координации и образуют в совокупности целевые подсистемы различных систем управления.
Возможность формирования целевых подсистем базируется на качествах, которые присущи целям деятельности различных организационных звеньев. Основными среди них, по мнению специалистов, считаются: развертываемость, соподчиненность и соотносительная важность.
Развертываемость целей проявляется в том, что более общие по содержанию, времени либо уровню цели конкретизируются в нескольких более частных (локальных) целях (подцелях).
Соподчиненность целей выражается в том, что стратегические цели обусловливают тактические, долгосрочные — среднесрочные и краткосрочные.
Соотносительная важность целей выражается в том, что в тех или иных ситуациях отдельные из них имеют более либо менее важное значение для различных организационных звеньев.
Практически целевые подсистемы фиксируются в основном с помощью описательных либо графических моделей. Среди последних наибольшее распространение получила модель, известная под названием «дерево целей».
Функции систем управления в органах безопасности — это основные виды деятельности тех или иных организационных звеньев по достижению заранее определенных им целей.
Функции предопределяются целями и составляют фундаменты (нижние уровни) целевых подсистем различных систем управления. Как и цели, они взаимосвязаны и находятся в различных отношениях.
В свою очередь они
обусловливают составы и
Составы систем управления в органах безопасности — это совокупности компонентов (подсистем), образующих в целом эти системы. В качестве компонентов выступают разнообразные объединения сотрудников: органы безопасности, их подразделения и первичные звенья. Конечными (неделимыми) элементами являются отдельные сотрудники.
Среди этих подсистем выделяются, в зависимости от выполняемых функций, необходимых для достижения определенных им целей, две основные разновидности:
а) субъекты управления (руководители);
б) объекты управления (исполнители).
Между данными подсистемами не существует абсолютных границ. подсистемы, будучи субъектами управления по отношению к тем или иным объектам, сами являются объектами управления по отношению к другим субъектам. Например, начальники отдельных органов безопасности являются одновременно руководителями по отношению ко всем сотрудникам этих органов и исполнителями по отношению к руководству Центра. Начальники отделов — руководители по отношению к сотрудникам данных
Начальники отделений — руководители по отношению к сотрудникам этих отделений и исполнители по отношению к начальникам отделов. Оперативные сотрудники являются руководителями по отношению к внештатным сотрудникам и исполнителями по отношению к начальникам отделений.
Все составные компоненты систем управления (отдельные органы S безопасности, их отделы и отделения, группы и бригады, аппараты вне-1' штатных сотрудников и т.д.) могут обозначаться одним общепринятым , термином «организационные звенья» («звенья»).
При этом органы безопасности нередко называются собственно основ-г ными организационными звеньями, отделы и отделения — подразделения-'\ ми, группы и бригады, аппараты внештатных сотрудников — первичными ^ звеньями.
Структуры систем управления в органах безопасности — это строение У тех или иных систем, взаимное расположение их составных компонентов i| (подсистем) и связи между ними'. Как правило, они имеют иерархический, ступенчатый характер.
Ступени (уровни) — это совокупности организационных звеньев, расположенных на определенных иерархических позициях структур систем И управления. Например, первый уровень — руководители отдельных органов безопасности, второй — руководители отделов, третий — руководители отделений, четвертый — оперативные сотрудники отделений, пятый — внештатные сотрудники.
Все организационные звенья взаимосвязаны. Связи между ними имеют || информационный характер и подразделяются на два типа: а) вертикальные Л- связи (между организационными звеньями, расположенными на различных ^иерархических уровнях) — связи субординации; б) горизонтальные связи (между организационными звеньями, расположенными на одних и тех же ^Иерархических уровнях) — связи координации. ,| В свою очередь вертикальные связи подразделяются на линейные ^'(подчинение по всем функциям) и функциональные (подчинение по отдельным функциям).
Вертикальные связи характеризуются диапазоном управляемости, а Горизонтальные — количеством звеньев, с которыми устанавливаются кон-' 1'акты в процессе деятельности.
В системах управления цели и функции, составы и структуры могут ^Возникать, существовать и развиваться или нормативным способом, или ^-Самопроизвольно. В первом случае речь идет о формальных системах ) управления, во втором — о неформальных системах управления.
Структура (лат stmctura — строение) — строение и внутренняя форма организации системы, •Выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных 'Взаимосвязей (см Философский словарь / Под ред И Т Фролова —М, 1991 —С 437) Нередко стуктура понимается как совокупность элементов и связей между ними. В этом случае понятие структура» оказывается тождественным понятию «система»
Формальные системы управления характеризуются наличием целей, порядка деятельности по их достижению, составов и структур, установленных соответствующими положениями, инструкциями, методическими рекомендациями и т д
Неформальные системы управления возникают на основе реальных взаимных отношений людей, единства и противоречивости их взглядов, склонностей, интересов и т д
В целом системы управления
в органах безопасности представляют
собой сложные сочетания
Системы управления формируются, функционируют и развиваются в определенных (внешних по отношению к ним) социальных и природных условиях, совокупность которых обозначается термином «внешняя среда»
Внешняя среда — это совокупность политических, экономических, научных, технических, правовых, криминогенных, оперативных, географических и экологических факторов, прямо или косвенно влияющих на формирование, функционирование и развитие систем управления в различных организационных звеньях
Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:
• материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;
• теологическая – понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;
• агностицизма – реальная действительность не может быть познана;
• дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;
• позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;
• экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.
На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:
• механистический – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;
• метафизический – изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;
Информация о работе Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"