Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Работа содержит 1 файл

Вопросы ИСУ.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Вопросы ИСУ

Первые вопросы

  1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.

Исследование представляет собой процесс изучения какого –  либо объекта и получения новых  знаний. Его также можно рассматривать  как научный труд, вид познавательной деятельности, научное изучение некоего предмета, какого – либо явления (объекта) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.

Мишин.

  1. Роль и место систем управления в организациях.

Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время  относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию. Управленческая деятельность – это динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления. Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике и динамике. В статике рассматриваются отдельно субъект и объект управления как относительно самостоятельные системы. Субъект управления – это собственно и есть система управления. А объект управления – это сама организация или элементы, ее составляющие. Но объект управления не равен ни системе управления, ни самой организации. В динамике субъект и объект управления рассматриваются в совокупности их связей и взаимодействий в процессе управления (это не является предметом настоящего курса). Вероятно, этим объясняется разнообразие вариантов структуризации систем управления, которые мы рассмотрим ниже.

  1. Муниципальная система управления.
  2. Процессы реформирования муниципальных систем управления.
  3. Характеристика систем управления.

Термин «система» происходит от греческого слова «systema» — целое, составленное из частей, соединение'.

В общей теории систем не существует единого подхода к  пониманию понятия «система». Наибольшее распространение получила точка  зрения, согласно которой система  понимается как упорядоченная совокупность компонентов, взаимосвязанных и взаимодействующих таким образом, что в результате у нее возникает новое (системное) качество (качества), не харак­терное образующим ее отдельным компонентам.

Достигнутое состояние  общей теории систем негативно отразилось на изученности и обоснованности систем управления в целом и в органах безопасности в частности.

В современный период существует несколько точек зрения относительно характеристик систем управления. Согласно кибернетическому подходу системы управления представляют собой совокупности двух подсистем (управляющей и управляемой) и связей между ними. Нередко считается, что системы управления — это совокупности субъектов управления и связей между ними. Иногда под системами управления понимаются совокупности целей, средств, методов, процессов и других различных компонентов управленческой деятельности.

В теории социального  управления и теории государственного управления широко распространены кибернетические  представления о существе систем управления.

Аналогичное положение  существует в теории управления оперативной деятельностью органов безопасности.

Для уточнения существа систем управления в органах безопасности следует подробнее рассмотреть  особенности отдельных органов  безопасности, их подразделений и  первичных звеньев.

Все они — разновидности социальных систем, для которых характерны следующие особенности:

это целевые системы; они всегда формируются, функционируют  и развиваются ради достижения определенных целей, которые задаются им извне  либо вырабатываются внутри них; в любом случае они являются инструментом либо отдельных лиц, либо группы лиц, либо государства в целом;

это иерархические системы; они всегда имеют пирамидальное  построение с единым управленческим центром на высшем уровне; в своем  строении они повторяют в принципе строение целей, для достижения которых собственно и существуют; в любом случае основными являются подсистемы управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления);

это «человеческие» системы; они всегда представляют собой общности людей, т.е. совокупности людей, которые не просто взаимодействуют друг с другом, а взаимозависят друг от друга — действия одних из них обусловлены и вызывают действия других ради достижения общих для всех целей'.

Иначе говоря, органы безопасности, их подразделения и первичные звенья — это целевые, иерархические общности людей. Вследствие определенной организационной оформленности такие общности обладают чрезвычайно важным системным качеством — способностью более или менее успешно реализовывать те цели, ради достижения которых они создаются, функционируются и развиваются.

Следовательно, системы  управления в органах безопасности — это определенные совокупности взаимосвязанных и функционирующих  компонентов \ (организационных звеньев), упорядоченные таким образом, что  в результате у , них (совокупностей) возникают новые общие качества, отсутствующие у образующих их отдельных компонентов, связей и процессов. ч     В качестве таких новых общесистемных качеств выступают возникающие потенциальные и реальные возможности (способности) успешного 'I достижения заранее определенных значимых целей, общих для систем в t целом. Эти цели не могут быть успешно достигнуты самостоятельно функционирующими отдельными компонентами.

Более детальная характеристика систем управления предполагает рассмотрение их:

1) целей и функций;

2)составов;

3)структур.

Именно цели определяют функции всех организационных звеньев, их составы и структуры. Все они  взаимосвязаны, находятся между  собой в различных отношениях субординации или координации и  образуют в совокупности целевые подсистемы различных систем управления.

Возможность формирования целевых подсистем базируется на качествах, которые присущи целям  деятельности различных организационных  звеньев. Основными среди них, по мнению специалистов, считаются: развертываемость, соподчиненность и соотносительная важность.

Развертываемость целей  проявляется в том, что более  общие по содержанию, времени либо уровню цели конкретизируются в нескольких более частных (локальных) целях (подцелях).

Соподчиненность целей выражается в том, что стратегические цели обусловливают тактические, долгосрочные — среднесрочные и краткосрочные.

Соотносительная важность целей выражается в том, что в  тех или иных ситуациях отдельные  из них имеют более либо менее  важное значение для различных организационных звеньев.

Практически целевые  подсистемы фиксируются в основном с помощью описательных либо графических  моделей. Среди последних наибольшее распространение получила модель, известная  под названием «дерево целей».

Функции систем управления в органах безопасности — это основные виды деятельности тех или иных организационных звеньев по достижению заранее определенных им целей.

Функции предопределяются целями и составляют фундаменты (нижние уровни) целевых подсистем различных  систем управления. Как и цели, они взаимосвязаны и находятся в различных отношениях.

В свою очередь они  обусловливают составы и структуры  систем управления.

Составы систем управления в органах безопасности — это  совокупности компонентов (подсистем), образующих в целом эти системы. В качестве компонентов выступают разнообразные объединения сотрудников: органы безопасности, их подразделения и первичные звенья. Конечными (неделимыми) элементами являются отдельные сотрудники.

Среди этих подсистем  выделяются, в зависимости от выполняемых функций, необходимых для достижения определенных им целей, две основные разновидности:

а) субъекты управления (руководители);

б) объекты управления (исполнители).

Между данными подсистемами не существует абсолютных границ. подсистемы, будучи субъектами управления по отношению к тем или иным объектам, сами являются объектами управления по отношению к другим субъектам. Например, начальники отдельных органов безопасности являются одновременно руководителями по отношению ко всем сотрудникам этих органов и исполнителями по отношению к руководству Центра. Начальники отделов — руководители по отношению к сотрудникам данных

Начальники отделений  — руководители по отношению к  сотрудникам этих отделений и  исполнители по отношению к начальникам  отделов. Оперативные сотрудники являются руководителями по отношению к внештатным сотрудникам и исполнителями по отношению к начальникам отделений.

Все составные компоненты систем управления (отдельные органы S безопасности, их отделы и отделения, группы и бригады, аппараты вне-1' штатных сотрудников и т.д.) могут обозначаться одним общепринятым , термином «организационные звенья» («звенья»).

При этом органы безопасности нередко называются собственно основ-г  ными организационными звеньями, отделы и отделения — подразделения-'\ ми, группы и бригады, аппараты внештатных сотрудников — первичными ^ звеньями.

Структуры систем управления в органах безопасности — это  строение У тех или иных систем, взаимное расположение их составных  компонентов i| (подсистем) и связи  между ними'. Как правило, они имеют иерархический, ступенчатый характер.

Ступени (уровни) — это  совокупности организационных звеньев, расположенных на определенных иерархических позициях структур систем И управления. Например, первый уровень — руководители отдельных органов безопасности, второй — руководители отделов, третий — руководители отделений, четвертый — оперативные сотрудники отделений, пятый — внештатные сотрудники.

Все организационные  звенья взаимосвязаны. Связи между  ними имеют || информационный характер и подразделяются на два типа: а) вертикальные Л- связи (между организационными звеньями, расположенными на различных ^иерархических уровнях) — связи субординации; б) горизонтальные связи (между организационными звеньями, расположенными на одних и тех же ^Иерархических уровнях) — связи координации. ,|    В свою очередь вертикальные связи подразделяются на линейные ^'(подчинение по всем функциям) и функциональные (подчинение по отдельным функциям).

Вертикальные связи  характеризуются диапазоном управляемости, а Горизонтальные — количеством звеньев, с которыми устанавливаются кон-' 1'акты в процессе деятельности.

В системах управления цели и функции, составы и структуры  могут ^Возникать, существовать и развиваться  или нормативным способом, или ^-Самопроизвольно. В первом случае речь идет о формальных системах ) управления, во втором — о неформальных системах управления.

Структура (лат stmctura —  строение) — строение и внутренняя форма организации системы, •Выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных 'Взаимосвязей (см Философский словарь / Под ред И Т Фролова —М, 1991 —С 437) Нередко стуктура понимается как совокупность элементов и связей между ними. В этом случае понятие структура» оказывается тождественным понятию «система»

Формальные системы  управления характеризуются наличием целей, порядка деятельности по их достижению, составов и структур, установленных  соответствующими положениями, инструкциями, методическими рекомендациями и  т д

Неформальные системы  управления возникают на основе реальных взаимных отношений людей, единства и противоречивости их взглядов, склонностей, интересов и т д

В целом системы управления в органах безопасности представляют собой сложные сочетания формальных и неформальных систем

Системы управления формируются, функционируют и развиваются в определенных (внешних по отношению к ним) социальных и природных условиях, совокупность которых обозначается термином «внешняя среда»

Внешняя среда — это  совокупность политических, экономических, научных, технических, правовых, криминогенных, оперативных, географических и экологических факторов, прямо или косвенно влияющих на формирование, функционирование и развитие систем управления в различных организационных звеньях

  1. Методологические подходы к исследованию систем управления

Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая  из исследовательских процедур, техники  приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:

• материалистическая –  основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание  мира;

• теологическая –  понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;

• агностицизма – реальная действительность не может быть познана;

• дуалистическая – в  явлении предполагается наличие  двух сущностей;

• позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта  и оценка данной пользы;

• экзистенциализма –  изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.

На основе выбранной  методологии осуществляется выбор  применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи  как в исследуемом объекте, так  и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:

• механистический –  объект изучается только с точки  зрения существующих в нем причинно-следственных связей;

 

• метафизический – изучаются  связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;

Информация о работе Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"