Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Информационная модель
подразделения характеризует
Мишин
Мишин
Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.
Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией.
Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).
Метод «мозговой атаки « («мозгового штурма») – метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.
Данный метод применяется
при поиске решений в недостаточно
исследованной области, при выявлении
новых направлений решения
Выделяют 2 следующие формы применения метода «мозговой атаки»:
• обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники заседания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия или подразделения. По окончании заседания составляется список проблем, который затем вывешивается для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день;
• проведение заседания по круговой системе: составляются подгруппы, состоящие из 3 – 4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2-3 идеи, которыми потом обменивается с другими участниками в пределах своей группы.
Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и дополняются новыми. В каждой подгруппе осуществляется троекратный обмен идеями, после которого составляется сводный перечень выдвинутых идей. Затем составленные перечни подгрупп передаются на рассмотрение группе. У данной формы применения метода «мозгового штурма» можно выделить следующие достоинства:
• повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей;
• исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;
• позволяет совершенствовать представленные идеи и на основе их разрабатывать новые.
При проведении метода «мозговой атаки « необходимо руководствоваться:
• существует запрет на критику выдвигаемых идей;
• предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;
• среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом;
• вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;
• предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);
• при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;
• участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;
• высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников.
Организация метода «мозговой атаки» осуществляется по следующей методике. На первом этапе формулируется задача на основе 2 положений:
• что мы хотим получить в итоге;
• что мешает нам при достижении наших желаний.
Внутренняя структура решаемой задачи должна быть проста и конкретно сформулирована для наибольшей эффективности генерируемых идей. Сложная задача нуждается в предварительном расчленении на составные части.
Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5 – 7 человек (но не меньше 3). Творческая группа в своем составе имеет две подгруппы:
• постоянное ядро, состоящее из руководителя группы и сотрудников, легко генерирующих идеи. В обязанности руководителя входит: определение задачи, которая будет решаться с помощью «мозгового штурма», осуществление подбора и обучения участников необходимым приемам работы, обеспечение деятельности участников сеанса, оценивание выдвинутых идей, подведение итогов штурма. Руководитель должен:
• быть творчески активным;
• относиться доброжелательно к идеям, высказанным другими людьми;
• иметь авторитет среди творческой группы;
• сочетать в себе положительные качества генератора и аналитика;
• обладать скоростью реакции, хорошими аналитическими способностями и трезвым рассудком;
• временные участники, которые приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи.
Приглашение на сеанс получают за 2 – 3 дня вместе с информацией о вопросах повестки дня в письменной или устной форме.
Основная информация о решаемой проблеме может предоставляться участникам непосредственно перед ее началом.
Продолжительность сеанса 25 – 30 минут. Выдвинутые идеи, предлагаемые решения и их усовершенствования фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами.
Предпочтения отдаются количеству, а не качеству.
Во время проведения данного метода руководителю следует обратить внимание на все мелочи, пусть даже несущественные: создание дружеского ненапряженного микроклимата (шутки, чай, кофе). В первую очередь необходимо представить всех новичков. Благоприятная дружеская обстановка будет способствовать уравновешенному психологическому состоянию людей.
Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:
• групповое мышление порождает на 70 % больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;
• тренирует умственные способности участников;
• дает возможность получить
новые неожиданные видения
• позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.
Метод «обратной мозговой атаки»похож на обычную «мозговую атаку». Главной особенностью данного метода является разрешение на высказывание критики. Во время проведения данного метода выявляются недостатки предлагаемых идей (но дискуссии должны происходить корректно по отношению к каждому участнику) и предлагаются пути их устранения.
Мишин 122
Для описания ситуаций используются семиотические (ситуационные) языки и модели, среди которых можно выделить следующие основные подходы:
дискретные ситуационные сети (ДСС);
RX -коды;
логика предикатов;
универсальный семантический код.
Ситуационная сеть представляет собой сложную семантическую сеть. Каждая ситуация описывается ориентированным графом (сетью), а для представления вложенности ("ситуации ситуаций") используются гиперграфы, т.е. некоторый фрагмент семантической сети, определяющий ситуацию, может рассматриваться как одна вершина сети. На заре ситуационного управления понятие гиперграфа не использовалось, вместо этого каждый автор вводил заменяющие обозначения.
RX-коды представляют собой язык бинарных отношений и имеют в качестве ядерной конструкции запись следующего вида: x1=x2r2x3, где xi - объект или ситуация; ri - отношение.
Универсальный семантический код использует в качестве ядерной конструкции тройку SAO, которая соответствует субъекту S, совершающему действие A над объектом O.
Для реализации в ЭВМ семиотических языков используют языки представления знаний. Наиболее близким подходом к описанию семиотических конструкций является семантическая сеть. Однако сети очень медлительны при использовании операций поиска, поэтому конструкции часто представляют с помощью логики предикатов [Девятков,2001], фреймов [Поспелов, 1990] и продукций [Гаврилова, 2001].
Нельзя не отметить, что методы представления знаний в ситуационных системах и экспертных системах аналогичны. Еще больше они сблизились после активного внедрения нечеткой логики в технологии ЭС. При ситуационном моделировании активно используются имитационные модели, следовательно, ситуационный язык должен включать некоторые средства, присущие языкам моделирования: системное время, очереди событий, организацию квазипараллельных процессов и т.д..
Для ситуационного моделирования (имитации) можно использовать два метода:
задание исходных данных и расчет возникающих ситуаций;
моделирование взаимосвязей ситуаций.
Метод аналогичен структурному подходу в системах имитационного моделирования. В роли вершин сети выступают ситуации. Если применить сети Петри, то вершинами (позициями) будут ситуации, а переходами — события.
Особо можно выделить методы визуализации ситуаций. Они направлены на решение задач оптимального отображения информации на мониторах (сценарные методы, метод абстрактной карты) и декомпозиции изображений по срезам ситуационной модели. В работе представлен адаптивный язык визуализации.
Информация о работе Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"