Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:37, контрольная работа
Основной целью контрольной работы является изучение основных понятий и направлений системных исследований.
В соответствии с данными целями в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию системное исследование.
2. Рассмотреть характеристики и типологию исследования.
3. Охарактеризовать стадии и этапы исследования систем управления.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4
1.2. Понятие исследования. 4
1.2. Характеристики, типология исследования. 7
1.3. Стадии и этапы исследования систем управления. 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 12
2.1. Общая теория систем. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 17
Содержание:
Актуальность темы контрольной работы: рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами. Системные исследования объединяют не только различные дисциплины, но и, как правило, программное обеспечение, данные, вычислительные ресурсы и людей.
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Основной целью контрольной работы является изучение основных понятий и направлений системных исследований.
В соответствии с данными целями в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию системное исследование.
2. Рассмотреть
характеристики и типологию
3. Охарактеризовать стадии и этапы исследования систем управления.
Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в:
а) распознавании проблем и ситуаций;
б) определении их происхождения;
в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В
реальной практике эти признаки исследования
находятся в определенном соотношении,
характеризующем и степень
В
современном менеджменте
Термин «системные исследования» означает метод исследования, при котором не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведения сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Характерная цель такой работы - добиться единого понимания изначально сложных процессов, состоящих из множества явлений, объяснение которых требует привлечения многих научных дисциплин.
Эти системные исследования сами по себе могут и не быть исследованием системы, т.е. изучением систем, состоящих из многих частей. Ученый, практикующий системный метод, заинтересован в понимании одной системы - например, Земли как системы, в то время как тот, кто изучает науку о системах, или сложные системы, ищет принципы, применимые ко всем этим системам.
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.
В
системном исследовании анализируемый
объект рассматривается как
Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа (в известном смысле эти методы могут даже подвергаться упрощению), а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентации всего движения исследователя.
В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта и характеризуется следующими положениями:
1. При
исследовании объекта как
2. Один
и тот же материал, субстрат, выступает
в системном исследовании как
обладающий одновременно
3. Исследование
системы оказывается, как
4. Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.
5. Как
правило, в системном
6. Источник
преобразований системы или ее
функции лежит обычно в самой
системе, поскольку это
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).
Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:
а) Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
б) Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
в) Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
г) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, вносящаяся к классу социально - экономических систем, предмет - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
д) Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
е) Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
ж) Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
з) Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Основные характеристики исследования далее могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.
Исследования могут быть разнообразными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбирать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различными критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
Исследования можно определить как практические и научно - практические (образовательные). Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.
Можно
строить исследования, в различной
степени привлекая к его
Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования.
Важным
критерием типологического
Проведение
любого исследования на основе научного
аппарата системного анализа в общем
плане включает совокупность следующих
последовательно выполняемых
· определение объекта исследования;
· постановка целей, задач и определение критериев их достижения;
· определение
"границ" внутренней и внешней
среды и осуществление
· разработка экономико-математической модели (параметризация, установление зависимостей между параметрами, моделирование) системы;
· исследование модели системы;