Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Основной целью контрольной работы является изучение основных понятий и направлений системных исследований.
В соответствии с данными целями в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию системное исследование.
2. Рассмотреть характеристики и типологию исследования.
3. Охарактеризовать стадии и этапы исследования систем управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4
1.2. Понятие исследования. 4
1.2. Характеристики, типология исследования. 7
1.3. Стадии и этапы исследования систем управления. 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 12
2.1. Общая теория систем. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 17

Работа содержит 1 файл

исследование систем управления.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

 

      Актуальность  темы контрольной работы: рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами. Системные исследования объединяют не только различные дисциплины, но и, как правило, программное обеспечение, данные, вычислительные ресурсы и людей.

      Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

      Основной  целью контрольной работы является изучение основных понятий и направлений системных исследований.

      В соответствии с данными целями в  контрольной работе были поставлены следующие задачи:

1. Дать  определение понятию системное  исследование.

2. Рассмотреть  характеристики и типологию исследования.

3. Охарактеризовать стадии и этапы исследования систем управления.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

1.2. Понятие исследования.

 

      Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании  проблем и ситуаций;

б) определении их происхождения;

в) выявлении  свойств, содержания, закономерностей  поведения и развития;

г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождении путей, средств и возможностей использования  новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

      В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

      В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления. Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

      Термин  «системные исследования» означает метод исследования, при котором  не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведения сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Характерная цель такой работы - добиться единого понимания изначально сложных процессов, состоящих из множества явлений, объяснение которых требует привлечения многих научных дисциплин.

      Эти системные исследования сами по себе могут и не быть исследованием  системы, т.е. изучением систем, состоящих  из многих частей. Ученый, практикующий системный метод, заинтересован в понимании одной системы - например, Земли как системы, в то время как тот, кто изучает науку о системах, или сложные системы, ищет принципы, применимые ко всем этим системам.

      Общими  задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

      В системном исследовании анализируемый  объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системо-образующими, интегративными связями рассматриваемого объекта.

      Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа (в известном смысле эти методы могут даже подвергаться упрощению), а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентации всего движения исследователя.

      В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта и характеризуется следующими положениями:

1. При  исследовании объекта как системы  описание элементов не носит  самодовлеющего характера, поскольку  элемент описывается не как  таковой, а с учетом его места в целом.

2. Один  и тот же материал, субстрат, выступает  в системном исследовании как  обладающий одновременно разными  характеристиками, параметрами, функциями  и даже разными принципами  строения. Одним из появлений  этого является иерархичность  строения систем, причем тот факт, что все уровни иерархии «выполнены» из одного материала, делает особенно трудной проблему поиска специфических механизмов взаимосвязи различных уровней (плоскостей) системного объекта. Конкретной (хотя, может быть, и не единственной) формой реализации этой взаимосвязи является управление. Именно поэтому проблема управления возникает в любом системном исследовании.

3. Исследование  системы оказывается, как правило,  неотделимым от исследования  условий ее существования.

4. Специфической  для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.

5. Как  правило, в системном исследовании  оказываются недостаточными чисто  причинные (в узком смысле итого слова) объяснения функционирования и развития объекта; в частности, для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая часть их поведения, а целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы.

6. Источник  преобразований системы или ее  функции лежит обычно в самой  системе, поскольку это связано  с целесообразным характером  поведения систем, существеннейшая  черта целого ряда системных  объектов состоит в том, что  они являются не просто системами,  а самоорганизующимися системами. С этим тесно связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях нередко приходится допускать наличие у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

      Таким образом, сегодня исследование выступает  как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и  как средство совершенствования  управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

      Исследование  управления отражает позитивную тенденцию  развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без  творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его  приемов, методов, подходов.

1.2. Характеристики, типология исследования.

 

      Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при  его проведении и организации. Основными  из этих характеристик являются следующие:

а) Методология  исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

б) Организация  исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций  и ответственности, закрепленных в  регламентах, нормативах и инструкциях.

в) Ресурсы  исследования - комплекс средств и  возможностей (например, информационных), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

г) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, вносящаяся к классу социально - экономических систем, предмет - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

д) Тип  исследования - принадлежность его  к определенному типу, отражающему  своеобразие всех характеристик.

е) Потребность  исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

ж) Результат  исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному  разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

з) Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

      Основные  характеристики исследования далее  могут быть конкретизированы и дополнены  в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

      Исследования  могут быть разнообразными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбирать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить  всю совокупность самых различных  типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различными критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

      Исследования  можно определить как практические и научно - практические (образовательные). Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

      Можно строить исследования, в различной  степени привлекая к его проведению аппарат научного анализа, научной  методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

      Разнообразны  исследования и по использованию  ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному  обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования.

      Важным  критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного  обеспечения. Можно строить исследования только на основе внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной информации внешней. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

      Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными, спонтанными или организованными. В практике управления встречаются все эти типы исследований.

1.3. Стадии и этапы исследования систем управления.

 

      Проведение  любого исследования на основе научного аппарата системного анализа в общем  плане включает совокупность следующих  последовательно выполняемых работ:

· определение  объекта исследования;

· постановка целей, задач и определение критериев их достижения;

· определение "границ" внутренней и внешней  среды и осуществление структуризации исследуемой системы;

· разработка экономико-математической модели (параметризация, установление зависимостей между параметрами, моделирование) системы;

· исследование модели системы;

Информация о работе Исследование систем управления