Роль мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является повышение эффективности стимулирования труда работников в магазине «Tom Farr» ИП Лукашенко А.А.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы стимулирования труда работников торговли;
2. Провести анализ системы мотивации и стимулирования персонала ИП Лукашенко А.А.;
3. Разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию и развитию системы мотивации и стимулирования персонала ИП Лукашенко А.А., повышению мотивационной активности работников предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕРСОНАЛА: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1. Роль мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом предприятия

1.2. Существующие системы мотивации труда

1.3. Формирование устойчивой заинтересованности работников в высоком уровне результативности деятельности

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ИП Лукашенко А.А.

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия и структура кадровой службы

2.2. Анализ состава и структуры персонала предприятия

2.3. Анализ эффективности оплаты труда как фактора материального стимулирования работников предприятия

2.4. Анализ производительности труда работников предприятия

2.5. Анализ системы мотивации работников ИП Лукашенко А.А.

ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ИП Лукашенко А.А.

3.1. Пути повышения мотивационной активности работников

3.2. Экономическая эффективность предлагаемых систем мотивации и стимулирования персонала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Система мотивации и стимулирования труда.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

 

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

 

     ,     (6)

 

где Тф − фактический товарооборот;

Тб − базовый товарооборот;

п – количество анализируемых  периодов.

 

% (в действующих ценах)

% (в сопоставимых ценах)

 

Из таблицы видно, что  за последние три года розничный товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2009года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3).

Розничный товарооборот фирмы за 2011 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2009году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2010году на 21,343%, в 2011году на 23,6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.

 

Определим удельный вес каждого  квартала в годовом товарообороте.

Таблица 7 - Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2010-2011 год магазина «Tom Farr» ИП Лукашенко А.А.

Кварталы

2010 год

2011 год

Отклонение (-), (+)

Темп отклонения, (%)

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Сумма, руб.

Удельный вес, %

I квартал

18993

23,239

24360

24,111173

+5367

128,2578

II квартал

21917

26,817

22014

21,789136

+97

100,4426

III квартал

20198

24,7137

26328

26,05907

+6130

130,3495

IV квартал

20620

25,23

28330

28,040621

+7710

137,3909

Итого

81728

100,00

101032

100,00

19304

123,6198


 

Товарооборот магазина за отчетный год вырос на 23,6198%, абсолютный прирост  составил 19304 тыс. руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина «Tom Farr» ИП Лукашенко А.А. распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый.

В I квартале отчетного  года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 28,2578%, а абсолютное увеличение составило 5367 тыс. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом увеличился всего на 0,4426%, прибыль составила 97 тыс. руб.. В III квартале товарооборот по сравнению с 2010 годом вырос на 30,3495%, абсолютное отклонение составило 6130рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 23,6198%, а абсолютное отклонение составило 7710 тыс. руб.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23,239% до 24,111173%). Удельный вес II, III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам в 2010году распределился более равномерно, чем в 2011 году.

Для определения равномерности  развития розничного товарооборота  целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν) по следующим формулам:

Среднее квадратичное отклонение:

 

     ,       (7)

 

где - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

- процент выполнения плана или  темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;

- число месяцев (кварталов) изучаемого  периода.

Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Коэффициент вариации:

 

        ,      (8)

 

где - среднее квадратичное отклонение;

- темп отклонения товарооборота  за квартал.

По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность  развития исследуемого показателя.

Коэффициент ритмичности:

 

            (9)

 

- коэффициент вариации.

Для расчета этих показателей выполняется  следующая таблица:

 

Таблица 8 - Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности магазина «Tom Farr» ИП Лукашенко А.А. за 2010 – 2011 года

Квартал

Темп отклонения (%)

Х-Х среднее

(Х-Х среднее)^2

I квартал

128,2578

+4,1476

17,2026

II квартал

100,4426

-23,6676

560,1553

III квартал

130,3495

+6,2393

38,9289

IV квартал

137,3909

+13,2807

176,3770

X среднее

124,1102

-

15403,3417


 

Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 62,055%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 50,0001%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.

По данным таблицы 9 можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2010 года.

Проведем анализ структуры  товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота.

 

Таблица 9 - Определение сезонности продажи товаров магазина «Tom Farr» ИП Лукашенко А.А. по кварталам года за 2009 -2011 года

Квар-тал

2009 год

Сумма, руб.

2010 год

Сумма, руб.

2011 год

Сумма, руб

Итого за три года

Сумма, руб.

Средний за три года

Сумма, руб.

Коэффициент сезонности, %

I

14867

18993

24360

58220

19406,667

93,10915

II

14307

21917

22014

58238

19412,667

93,138702

III

15678

20198

26328

62204

20734,667

99,481435

IV

22501

20620

28330

71451

23817

114,26995

Итого за год

67353

81728

101032

250113

83371

400

Сред.кварт.т/от

16838,25

20432

25258

62528,25

20842,75

-


 

Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:

 

       ,     (10)

где Тгр – товарооборот группы товаров;

То – товарооборот общий.

 

Товарооборот изменился под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.

Для расчета влияния цен на объем  товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года

 

Тс = Тф / Јцен   ,             (11)

 

где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах

Тф – товарооборот в фактических  ценах;

Јцен – индекс цен

Јцен в 2011г. = 1,1

Тс = 101032 / 1,1 = 91847,2727

Влияние изменения цен = 101032 - 91847,2727 = 9184,727273 тыс. руб.

За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный. В том числе за счет изменения физического объема товарооборота: 91847,2727 – 81728 = 10119,27273 тыс. руб.

итого: 9184,727273 + 10119,27273 = 19304 тыс. руб.

Для определения влияния трудовых ресурсов используем метод разницы:

 

ПТ = Т/Ч,          (12)

 

где ПТ – производительность труда;

Ч – численность рабочих

ПТ (плановая) = 81728/12 = 6810,66667 тыс. руб.

ПТ (фактическая) = 101032/14= 7216,571429 тыс. руб.

Влияние численности работников:

 

(Чф-Чпл)*ПТпл,            (13)

 

где Чф – численность фактическая;

Чпл – численнсоть  плановая;

ПТпл – производительность труда плановая.

Влияние производительности труда:

 

(ПТф-ПТпл)*Чф ,        (14)

 

где ПТф – производительность труда фактическая;

ПТпл - производительность труда плановая;

Чф – численность  фактическая.

 

Таблица 10 - Влияние трудовых ресурсов на динамику товарооборота магазина «Tom Farr» ИП Лукашенко А.А.

Фактор

Влияние на динамику товарооборота

Сумма, руб.

Влияние численности  работников

(14-12)* 6810,66667

13621,3333

Влияние производительности труда

(7216,571429 – 6810,66667)*14

5682,66667

Итого

-

19304


 

Таким образом, за счет роста  численности работников товарооборот увеличился на 1362,33 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда товарооборот повысился на 5682,66 тыс. руб. В общем, за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 19304рублей.

Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в две товарные группы. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы (Приложение 5).

Розничная реализация всех товаров в действующих ценах  в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа мужских рубашек снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 2,65481 тыс. руб.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к  изменению его структуры, которая  характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.

Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли  продажи женских юбок и мужских  джинсов (на 30,49% и 30,72% соответственно). Увеличилась доля женских блузок и мужских брюк в общем товарообороте (29,098% и 29,06% соответственно). Продажа женских джинсов увеличилась на 28,33%. Продажа мужских свитеров выросла на 20,78%, но при этом удельный вес в общем товарообороте снизился на 0,39%. Возрос удельный вес мебели для детской комнаты на 4,04%, удельный вес в общем товарообороте снизился на 2,65%. Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62%. Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации женских юбок и мужских джинсов.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;

сезонные колебания  в производстве и потреблении  товаров;

несоответствие между  производственным и торговым ассортиментом  товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;

особенности территориального размещения производства;

условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и  магазином;

товародвижение;

возможности для хранения товара и  др.

Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

Информация о работе Роль мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом предприятия