Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:34, курсовая работа
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель – это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
1. Введение………………………………………….…………….......….2
2. Понятие мотивации ………………………………………….……….3
3. Основные потребности, лежащие в основе трудовой мотивации:
3.1. Моральные потребности ……………………………………5
3.2. Материальные потребности ……………………..…..……..12
4. Анализ состояния системы мотивации компании………………….16
5. Диагностика эффективности системы мотивации компании……....22
6. Список литературы……………....…………...………………………24
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение………………………………………….……………
2. Понятие мотивации ………………………………………….……….3
3. Основные потребности, лежащие в основе трудовой мотивации:
3.1. Моральные потребности ……………………………………5
3.2. Материальные потребности ……………………..…..……..12
4. Анализ состояния системы мотивации компании………………….16
5. Диагностика эффективности системы мотивации компании……....22
6. Список
литературы……………....…………...…………
Введение.
Главным решающим фактором эффективной деятельности персонала является их мотивация. Актуальность проблем мотивации признается сегодня и наукой, и практикой. От четко разработанных систем управления трудовой мотивацией работников зависит не только повышение творческой и социальной активности конкретного работника, но и эффективность работы предприятия различных форм собственности.
Исследование столь важной, многоаспектной и актуальной научной и прикладной категории, каковой является мотивация, требует углубленного понимания ее сути, внутренней динамики, специфических признаков и выяснения на этой основе современных проблем и путей ее практического использования.
Мотивация является психологическим понятием, она по ходу развития общественного производства приобретает многосторонний, дифференцированный характер как мощнейший показатель этого развития. Это колоссальное свойство антисоциальных систем, мотивация во многом, а часто в большей степени, допускает развитие и поведение не только лишь человека, но и различных производств и систем.
Почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что побуждает его к активной деятельности?
Мотивация – это процесс побуждения
человека к деятельности для достижения
целей. Также мотивацию можно определить
как структуру, систему мотивов деятельности
и поведения субъекта. Цель – это желаемый
продукт деятельности. Влияние мотивации
на поведение человека зависит от множества
факторов, оно очень индивидуально и может
меняться под воздействием мотивов и обратной
связи с деятельностью человека.
Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа.
Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают биологические и социальные потребности.
Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и другие, необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Социальные потребности – это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и прочее. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
Типология мотивации субъекта деятельности, по Лапыгину – Эйдельману, выглядит следующим образом:
1. Инструментальный тип мотивации – отношение к труду как к средству получения заработка для удовлетворения потребностей, находящихся за рамками сферы труда;
2. Достижительный – ориентация на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса;
3. Коллективистский – побудительная сила к трудовой деятельности – стремление заслужить уважение коллег, стремление к сотрудничеству, общению;
4. Интеллектуальная мотивация – ориентация на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться;
5. Комфортно-ориентированный – ориентация на относительно комфортные условия труда.
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в.. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ:
Моральные
потребности:
Мотивация – это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета, соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности).
С точки зрения психологии, мотивация− это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое направляет и поддерживает поведение человека .
В основании этих методов лежит утверждение,
что основным модифицирующим фактором
являются не только материальные стимулы,
но и нематериальные мотивы, такие, как
признание и самоуважение, со стороны
окружающих членов команды, моральное
удовлетворение работой и гордость своей
организацией.
Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей сотрудников, то есть осмысленного ощущения недостатка, в чьем-либо имеет вполне конкретную цель, которая служит орудием удовлетворения потребностей.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация− это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают сотрудника к деятельности, задают задачи и формы деятельности и придают этой деятельности целостное стремление, ориентированное на достижение конкретных целей. Влияние мотивации на поведение сотрудника зависит от массы факторов, во многом индивидуально и может меняться под влиянием обратной связи со стороны деятельности сотрудника.
Люди по разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как неосознанно, так и осознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно ликвидируются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив находиться «внутри» человека, имеет индивидуальный характер, зависит от массы факторов внешних и внутренних по отношению к человеку, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает работника к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет исполнено это действие, в частности если мотив пробуждает действия по удалению потребности, то у разных людей эти действия могут быть всецело не похожи, даже если они испытывают похожую потребность. Мотивы поддаются пониманию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже удаляя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно определяется
не одним мотивом, а их совокупностью,
в которой мотивы могут находиться в конкретном
отношении друг к другу по степени их воздействия
на поведение человека, поэтому мотивационная
модель человека может рассматриваться
как основа реализации им конкретных действий.
Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Структура
мотивации складывается из 3−х основных
компонентов:
1) материальное
удовлетворение (50%);
2) моральное
удовлетворение (30%);
3) физиологическое
удовлетворение (20%).
Вследствие этого более выгодное, с экономической
точки зрения, вкладывать средства в развитие
морального и физиологического компонентов,
которые требуют в несколько раз меньше
вложений, чем материальное обеспечение.
При этом если их развитию не уделять должного
внимания, то материальный компонент превысит
50−процентный предел равновесия, и станет
доминирующим фактором в суждениях персонала
о мотивации к труду, что непременно будет
приводить к постоянному перерасходу
денежных ресурсов предприятия на систематическое
увеличение оплаты труда и услуг кадровых
агентств.
Рассмотрим
основные задачи мотивации труда сотрудников:
Для решения этих задач необходим анализ:
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод применялся для получения желаемых результатов и просуществовал длительное время в условиях административно командной системы.
Основой этого метода служила: мысль о том, что ты сможешь достигнуть чего либо, или страх перед неприятностями в случае не достижения этого. Но в этом случае все, же сильнее работает кнут. Если вы, например, говорите, что работа должна быть закончена к полудню и это очень важно,− это будет стимулирование сотрудников. Но если вы скажите, что ровно в полдень уедете, и работу, возможно, будет выполнить позднее за ненадобностью, стимул будет усилен.
Информация о работе Система мотивации и ее роль в управлении персоналом