Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95
Коммунисты требовали недопущения введения привилегий для Ельцина и членов его семьи. В качестве аргументов они приводили неконституционность положения о неподсудности отдельно взятого лица, нарушение принципа равенства граждан, а также разрушительные для страны социально – экономические и политические последствия правления Бориса Ельцина. Представители центристских фракций противопоставили этому тезис о необходимости установления стабильности в стране, для чего, по их мнению, требовалось защитить бывшего Президента России от любых посягательств. Федеральный закон, предоставивший привилегии Б. Ельцину был принят («за» - 279, «против» - 130, воздержался – 1).
Еще 29 марта 2000 г. КПРФ и аграрии внесли проект постановления Думы, предусматривающего обращение в Конституционный суд по поводу Указа в отношении Б. Ельцина, однако данный вопрос не нашел широкой поддержки («за» - 136, «против» - 144, воздержались – 72).
Комитет по труду и социальной политике
Вопросы
регулирования трудовых отношений,
пенсионного обеспечения и
Трудовой кодекс Российской Федерации (30.12.01, № 197-ФЗ) вызвал бурные дебаты в парламенте. На голосование было вынесено несколько альтернативных проектов. Большинство голосов получил согласованный с Правительством РФ вариант («за» - 289, «против» - 131, воздержались – 0). По мнению коммунистов и аграриев, правительственный вариант Кодекса предполагал приоритет интересов работодателей по отношению к работникам. Положения кодекса позволяли задерживать зарплату, а также выплачивать её в натуральной форме. Роль профсоюзов, в основном, сводилась к рекомендациям. Был расширен перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров. Стало возможным первоочередное сокращение женщин с детьми и пенсионеров. Представители «партии власти» настаивали на том, что трудовое законодательство не может быть однобоким и защищать исключительно права наемных работников. Попытки сделать Кодекс социально направленным они называли возвращением к принципам, существовавшим в советский период, что, в соответствии с их воззрениями, не отвечало рыночным приоритетам современности.
2001 год был ознаменован принятием пакета Федеральных законов по реформированию системы пенсионного обеспечения:
Данными нормативно-правовыми актами были заложены правовые основы новой модели пенсионной системы, предполагавшей введение обязательного пенсионного страхования.
Структура пенсионной системы в соответствии с нововведениями состояла из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования за счет добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Пакет законов по пенсионной реформе встретил сопротивление со стороны депутатов от КПРФ и аграриев. Их жесткой критике подвергся страховой принцип. Коммунисты полагали, что в условиях бесправия работник не сможет отслеживать суммы перечислений в Пенсионный фонд, которые осуществляются работодателем. Также ими были приведены данные подсчетов экономистов, которые доказывали, что установленные суммы взносов не смогут обеспечить выплату пенсий всем пенсионерам, что неизбежно приведет к дефициту бюджета Пенсионного фонда. Центристы отсылали своих оппонентов к опыту европейских стран, парируя, что только пенсионные системы, основанные на взносах работника, являются наиболее эффективными. Результаты голосования выглядели следующим образом: «за» - 268, «против» - 70, воздержались – 0, не голосовали – 112. Во втором чтении был принят Федеральный закон «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002-2003 годах», внесенный депутатами фракций КПРФ, ОВР и независимыми. Закон предполагал доведение МРОТа до размера прожиточного минимума к 2003 г., как это и предусматривалось Трудовым кодексом.
В то же время Думе не удалось преодолеть вето Совета Федерации на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым восстанавливались «нестраховые периоды» (служба в армии, учеба в вузе, уход за ребенком) («за» - 255, «против» - 20, воздержался – 1, не голосовали – 164). Позиция депутатов от «Единства» не позволила добиться принятия закона.
Комитет по делам ветеранов
За период 2000-2003 гг. в этой сфере были приняты следующие документы:
Президентом РФ был отклонен проект Федерального закона «О внесении изменений в ст.7 Федерального закона «О ветеранах», которым к числу ветеранов труда должны были быть отнесены граждане, имеющие продолжительный стаж (мужчины – 40 лет, женщины – 35 лет), но не имеющие государственных наград. Дума не смогла преодолеть вето Президента («за» - 223, «против» - 0, воздержалось – 0, не голосовали – 227) из-за игнорирования голосования депутатами фракций «Единство», ОВР, СПС и «Народным депутатом».
Комитет по охране здоровья и спорту
В нижней палате российского парламента данной группе вопросов традиционно уделялось серьезное внимание. Были приняты:
Комитет по образованию и науке
В 2000-2003 гг. дальнейшее развитие получило законодательство, регулирующее вопросы образования. В данный период была разработана и утверждена Федеральная программа развития образования (10.04.00, № 51-ФЗ), которая являлась организационной основой государственной политики в этой сфере, стратегией развития образования и мер ее осуществления. Были одобрены парламентариями и подписаны Президентом РФ:
В сфере науки большое значение имело принятие следующих нормативно-правовых актов:
Комитет по делам женщин, семьи и молодежи
Парламентарии активно работали в обозначенный период над проблемами защиты интересов несовершеннолетних. В данной области были разработаны и приняты:
Позиция «реформаторского большинства» не позволила преодолеть вето Президента РФ на проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей», которым предлагалось установить дополнительные льготы: бесплатное обеспечение лекарствами, школьной и спортивной формой, питание учащихся, скидку 30% на отопление, воду, газ, электроэнергию («за» - 139, «против» - 0, воздержались – 0, не голосовали – 313).
Такая же участь постигла и проект Федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», авторы которого предлагали установить ежемесячное пособие для неработающих матерей для ухода за ребенком до 1,5 лет в размере 500 руб. («за» - 212, «против» - 13, воздержалось – 0, не голосовало – 225). Обе законодательные инициативы отстаивались представителями левой оппозиции.
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам
Принятие бюджета традиционно сопровождалось обострением политической обстановки в парламенте. При Президенте РФ Б. Ельцине бюджетный процесс был крайне осложнен как социально-экономическими условиями, так и отсутствием стремления парламентариев и Правительства к компромиссу. С формированием в Думе пропрезидентского большинства процесс рассмотрения бюджета упростился ввиду несамостоятельности позиции центристов.
В нижней палате парламента проводилась серьезная работа по совершенствованию бюджетного законодательства. В этой сфере правового регулирования существовали серьезные противоречия, которые требовали внесения дополнительных изменений в нормативно-правовые акты.
За период 2000-2003 гг. было принято 4 федеральных бюджета. С 2002 года был заложен профицит. Доходы федерального бюджета увеличивались: 2001 г. – 1 193,5 млрд. руб.; 2002 г. – 2 125,7 млрд. руб.; 2003 г. – 2 417,8 млрд. руб.; 2004 г. – 2 742,85 млрд. руб. Уровень инфляции каждый год традиционно был выше запланированных показателей. При обсуждении проектов бюджета мнения разделялись, в основном, в соответствии с идеологической направленностью различных депутатских объединений. Бюджет поддерживали «Единство», ОВР, «Регионы России». Левая оппозиция в лице КПРФ и Агропромышленной группы практически не шла на уступки в этом вопросе. «Яблоко» обычно высказывалось за проект бюджета, но с многочисленными оговорками.
Следует отметить тот факт, что в августе 1999 года Правительство Путина внесло в Думу проект Федерального закона «О приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Правительство предлагало пойти на отмену льгот различным категориям населения, а также норм финансирования науки, культуры и др. из федерального бюджета. Несмотря на нарушение Регламента Госдумы, проект был принят с внесенными в него поправками в двух чтениях. 21 июня 2000 г. фракция КПРФ внесла предложение о возвращении проекта в первое чтение. Депутаты от СПС при этом выступили с проектом о внесении дополнительных поправок. Закон был снят с рассмотрения и возвращен на доработку. 6 июля проект был опять внесен в Думу, но тогда его отказались поддерживать не только коммунисты и аграрии, но и представители ОВР, СПС, «Яблока» и «Регионов России». Инициатива Правительства была возвращена в первое чтение и позже отклонена.