Роль и место партийных фракций депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95

Работа содержит 1 файл

Роль и место партийных фракций ГД РФ_КУРСОВАЯ.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

     По  ряду вопросов внешнеполитического характера Дума приняла заявления: «О годовщине начала агрессии Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии» (17.03.00), «В связи с действиями властей ФРГ в отношении известных политических деятелей ГДР» (17.03.00) с призывом к органам власти ФРГ и Берлина прекратить преследования Эгона Кренца и других политических деятелей ГДР; «Об экономических санкциях в отношении Республики Ирак» (31.03.00), в котором шла речь о необходимости отмены экономических санкций в отношении Республики Ирак.

     Комитет по делам СНГ и  связям с соотечественниками

     После распада Советского союза политика, проводимая национальными элитами  по отношению к русскому и русскоязычному населению, требовала особого внимания со стороны российского руководства. Определенные подвижки в данном отношении имели место в период работы Госдумы третьего созыва. В этом направлении был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (11.11.03, № 151-Ф3), которым был упрощен порядок получения гражданства Российской Федерации лицами, родившимися на территории РСФСР; лицами, зарегистрированными в РФ или временно проживающими до 1 июля 2002 г.; ветеранам Великой Отечественной войны; специалистами, окончившими учебные заведения в РФ, а также теми, кто проходит службу по контакту в российской армии.

     Во  втором чтении были приняты Федеральные  законы «О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике» и «О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике», разработанные депутатами от КПРФ и аграриями.

     Комитет по культуре и туризму

     В сфере правового регулирования  вопросов, связанных с культурой, было принято 2 важнейших Федеральных  закона:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (25.05.00, № 70-ФЗ), которым были расширены права государств, оккупированных Германией и её союзниками, требовать возврата культурных ценностей, которые позже были вывезены в СССР;
  2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.06.02, № 73-ФЗ) носил базовый характер и определял основные принципы в области охраны и использования памятников истории.

     Был отклонен разработанный комитетом  проект Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации», который предполагал комплексный подход к решению проблем данной сферы, исходя из положения о том, что туризм не является просто отдельной отраслью экономики, а включает в себя социальный фактор. Проектом предлагалось уточнить основные формулировки, ввести гарантии защиты прав туристов, а также ограничить присутствие иностранных туроператоров на территории России.

     Комитет по информационной политике

     В сфере законодательства, регулирующего  деятельность средств массовой информации, за 2000-2003 гг. не произошло существенных изменений.

     В этот период был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О рекламе» (14.12.01, № 162-ФЗ), который ввёл запрет на прерывание рекламой детских, образовательных и религиозных передач, а также радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей.

     Комитет по делам общественных объединений и  религиозных организаций

     В данной области правового регулирования  был приняты:

  1. Федеральный закон «О политических партиях» (11.07.01 № 95-ФЗ), который закрепил исключительное право политических партий на участие в выборах органов законодательной власти всех уровней, частичное финансирование партий из федерального бюджета. Была установлена минимальная численность партии – 50 тыс. человек. Более четкой регламентации подлежала их внутренняя организация. Закон был поддержан центристами. «Против» выступили представители КПРФ, хотя с точки зрения тактики данный закон давал существенные привилегии именно парламентским партиям, одной из которых являлась Компартия.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (26.03.00, № 45-ФЗ) предусматривал продление срока перерегистрации религиозных организаций до 31 декабря 2000 г. Не прошедшие перерегистрацию подлежали ликвидации в судебном порядке.

     Комитет по делам Федерации  и региональной политике

     В течение 2000-2003 гг. Думой было принято 9 федеральных законов, регулирующих федеративные отношения. Большинство  из них было принято без существенных разногласий в депутатском корпусе. Наибольшее значение имели следующие законы:

  1. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (17.12.01, № 6-ФКЗ), который установил добровольный порядок принятия иностранного государства или его части в состав Российской Федерации и образования нового субъекта. Данным ФКЗ была предусмотрена также возможность объединения двух и более субъектов Федерации.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (29.07.00, № 106-ФЗ), который дал возможность Президенту РФ добиться отставки главы исполнительного органа власти субъекта Федерации ил роспуска регионального законодательного (представительного) органа власти в случае нарушения ими Конституции РФ. На региональном уровне главе исполнительной ветви власти на региональном уровне было предоставлено право роспуска регионального парламента по тем же основаниям. Данный Федеральный закон был отвергнут Советом Федерации. Согласительная комиссия не создавалась, т.к. Госдуме удалось преодолеть вето верхней палаты.
  3. Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (08.02.01, № 3-ФЗ) установил ограничение времени пребывания на посту глав субъектов Федерации двумя сроками. При этом прежние сроки не засчитывались.
  4. Федеральным законом «О внесении дополнения и изменений в статью 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (24.07.02, № 107-ФЗ) было предусмотрено введение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при выборах в региональные парламенты. Закон не был поддержан Советом Федерации, после чего согласительной комиссией был подготовлен компромиссный проект.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (04.07.03, № 95-ФЗ) установил два типа полномочий региональных органов власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: 1) полномочия, осуществление которых финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации; 2) полномочия по предметам совместного ведения, финансируемые в форме целевых субвенций из федерального бюджета. Осуществление второго типа полномочий вправе контролировать федеральные органы и брать их осуществления на себя, если региональные власти не справляются с возложенными на них обязанностями. Заключение договора между Федерацией и регионом допускалось только в исключительных случаях.

     Во  втором чтении были также приняты  проекты Федеральных законов  «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации», «О Федеральных целевых программах регионального развития», «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации». Проекты были подготовлены представителями депутатских объединений КПРФ, «Единство», «Отечество-Вся Россия», «Регионы России».

     В то же время был снят с рассмотрения проект Федерального закона «Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации», который был направлен на регламентацию порядка разрешения территориальных споров между субъектами Российской Федерации, которые имели место.

     Комитет по делам национальностей

     За  период третьего созыва в области  национальной политики было принято 4 Федеральных закона. Важную роль в регулировании данной сферы сыграли следующие нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (11.12.02, № 165-ФЗ), который установил кириллическую письменную основу для языков народов России. Переход же на другую письменность требовал принятия специального федерального закона.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (10.11.03, № 136-ФЗ) разрешал учреждение НКА в местах компактного (в пределах муниципального образования) проживания представителей определенной этнической общности на общих собраниях (сходах), а также устанавливал возможность создания лишь одной НКА определенной национальной общности на каждом уровне (муниципалитет, субъект Федерации, Федерация).

     Госдумой  был отклонен проект Федерального закона «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации», внесенный представителями крупнейших фракций.

     По  мнению авторов, принятия закона было необходимо для формулирования государственной стратегии в области межэтнических отношений и упорядочения правовой базы в данной области для формирования в стране необходимого уровня и качества межнациональных отношений, предупреждения и предотвращения межнациональных конфликтов, обеспечения конституционных прав граждан и народов Российской Федерации на национально-культурное развитие.

     Комитет по вопросам местного самоуправления

     В данной области было принято 2 важнейших  закона:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (04.08.00, № 107-ФЗ), который позволил распускать представительный орган местного самоуправления в случае неконституционности его действий, а также предоставил главам регионов право отправлять в отставку глав муниципалитетов по тем же основаниям;
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (06.10.03, № 131-ФЗ), который бал направлен на создание единой системы местного самоуправления и единых принципов межбюджетных отношений.

     Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока

     Несмотря  на тот факт, что данный комитет  являлся одним из малочисленных в российском парламенте, актуальность развития регионов Севера и Дальнего Востока позволила принять ряд Федеральных законов в данной сфере:

  1. Федеральный законы «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (07.02.03, № 21-ФЗ), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (20.07.00, № 104-ФЗ), которые установили гарантии расширения представительства коренных народов и их самоорганизации;
  2. Федерального закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (07.05.01, № 49-ФЗ), направленный на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малых народов в условиях рыночных отношений для сохранения их самобытной культуры и разнообразия;
  3. Федеральный закон «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (29.11.03, № 154-ФЗ), которым был повышен уровень пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, с учетом районных установленных ранее коэффициентов;
  4. Федеральным законом «О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (08.08.01, № 122-ФЗ), которым было предусмотрено применение более высоких предельных соотношений среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране (1,4 - 1,9) в отличие от общеустановленного предельного соотношения - 1,2.

Информация о работе Роль и место партийных фракций депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе