Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95
В январе были утверждены все председатели комитетов, а избрание заместителей председателей растянулось вплоть до середины февраля. В марте был восстановлен комитет по делам ветеранов. Удалось достичь компромисса с малыми фракциями по вопросу их представительства в Совете Думы. На посты вице-спикеров были доизбраны Б. Немцов (СПС) и В. Лукин («Яблоко»).
1 июня 2000 Комитет по Регламенту принял решение «О некоторых нарушениях пакетного соглашения между депутатскими объединениями в Государственной Думе и проблемах, связанных с созданием комиссий Государственной Думы». В Решении констатировалось, что была нарушена договоренность о том, что не более 50% членов депутатского объединения могут занимать руководящие посты. Нарушили данную норму 7 фракций и групп: «Яблоко» - 75%, АПГ - 66,67%, РР - 58,14%, СПС - 58,06%, ОВР - 57,45%, ЛДПР - 56,25%, «Народный депутат» - 56,45% руководителей. В решении комитета также отмечалось, что многочисленные комиссии, создаваемые в Госдуме, фактически дублировали деятельность профильных комитетов и требовали дополнительного финансирования. Комитет решил просить депутатов не поддерживать предложений об избрании на руководящие должности депутатов от объединений-нарушителей и предложений о создании новых комиссий Думы.
Новое пакетное соглашение выявило тенденцию к снижению влияния коммунистической фракции. В Госдуме второго созыва фракция КПРФ контролировала 9 комитетов и Мандатную комиссию, их союзникам по Аграрной группе и депутатской группе «Народовластие» принадлежало еще 5 комитетов. В Госдуме третьего созыва коммунистам удалось закрепить за собой посты председателей 9 комитетов и Мандатной комиссии, но союзникам в лице Агропромышленной депутатской группы досталось только 2 комитета. Был утерян контроль над 3 комитетами.
При этом не следует забывать, что пакетное соглашение фракций, на основе которого происходит распределение руководящих постов в российской Думе, учитывает значимость каждого комитета. Если рассмотреть соглашение с этой позиции, то можно увидеть, что Компартии пришлось пойти на достаточно серьезные уступки. Был разделен комитет по законодательству, часть которого была передана П. Крашенинникову. Комитет по делам ветеранов возглавил представитель блока «Отечество – Вся Россия». Ключевые профильные комитеты по безопасности, по энергетике, транспорту и связи, по Регламенту были отданы членам фракции «Единство». Таким образом, произошли изменения, как количественного, так и качественного характера.
Таблица 5 - Распределение руководящих постов в Государственных Думах второго и третьего созывов19
Второй созыв | Третий созыв | ||
комитет | руководитель | комитет | руководитель |
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе | А. Лукьянов
(КПРФ) |
Комитет по законодательству | П. Крашенинников (СПС) |
Комитет по государственному строительству | А. Лукьянов
(КПРФ) | ||
Комитет по труду и социальной политике | В. Лисичкин
(ЛДПР) |
Комитет по труду и социальной политике | В. Сайкин
(КПРФ) |
Комитет по делам ветеранов | В. Варенников
(КПРФ) |
Комитет по делам ветеранов | В. Куликов
(ОВР) |
Комитет по охране здоровья и спорту | Н. Герасименко
(«Росрегионы») |
Комитет по охране здоровья и спорту | Н. Герасименко («Нардеп») |
Комитет по образованию и науке | И. Мельников
(КПРФ) |
Комитет по образованию и науке | И. Мельников (КПРФ) |
Комитет по делам женщин, семьи и молодежи | А. Апарина
(КПРФ) |
Комитет по делам женщин, семьи и молодежи | С. Горячева
(КПРФ) |
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам | А. Жуков
(«Росрегионы») |
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам | А. Жуков
(«Регионы России») |
Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам | А. Шохин
(НДР) |
Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам | А. Шохин («Нардеп») |
Комитет по экономической политике | В. Тихонов
(КПРФ) |
Комитет по экономической политике и предпринимательству | С. Глазьев
(КПРФ) |
Комитет по собственности, приватизации | П. Бунич
(НДР) |
Комитет по собственности и хозяйственной деятельности | В. Пехтин («Единство») |
Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике | В. Гусев
(ЛДПР) |
Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям | Ю. Маслюков (КПРФ) |
Комитет по конверсии и наукоемким технологиям | Г. Костин
(«Народовластие») |
Комитет по энергетике, транспорту и связи | В. Катренко («Единство») |
Комитет по информационной политике и связи | О. Финько
(ЛДПР) |
Комитет по информационной политике | К. Ветров
(ЛДПР) |
Комитет по безопасности | В. Илюхин
(КПРФ) |
Комитет по безопасности | А. Гуров («Единство») |
Комитет по аграрным вопросам | А. Чернышев
(Аграрная группа) |
Комитет по аграрным вопросам | В. Плотников
(АПГ) |
Комитет по природным ресурсам и природопользованию | М. Глубоковский («Яблоко») | Комитет по природным ресурсам и природопользованию | А. Беляков («Единство») |
Комитет по экологии | Т. Злотникова («Яблоко») | Комитет по экологии | В. Грачев («Единство») |
Комитет по обороне | Р. Попкович
(НДР) |
Комитет по обороне | А. Николаев («Нардеп») |
Комитет по международным делам | В. Лукин («Яблоко») | Комитет по международным делам | Д. Рогозин («Нардеп») |
Комитет по вопросам геополитики | А. Митрофанов (ЛДПР) | ||
Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками | Г. Тихонов
(«Народовластие») |
Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками | Б. Пастухов
(ОВР) |
Комитет по вопросам местного самоуправления | А. Поляков (НДР) | Комитет по вопросам местного самоуправления | В. Мокрый («Единство») |
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций | В. Зоркальцев
(КПРФ) |
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций | В. Зоркальцев (КПРФ) |
Комитет по регламенту и организации работы Думы | Д. Красников
(Аграрная группа) |
Комитет по регламенту и организации работы Думы | Н. Локтионов («Единство») |
Комитет по культуре | С. Говорухин («Народовластие») | Комитет по культуре и туризму | Н. Губенко
(КПРФ) |
Комитет по туризму и спорту | А. Соколов
(КПРФ) |
||
Комитет по проблемам Севера | Б. Мисник
(«Яблоко») |
Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока | В. Пивненко («Нардеп») |
Комитет по делам национальностей | В. Зорин
(НДР) |
Комитет по делам национальностей | А. Ткачев
(АПГ) |
Комитет по делам Федерации и региональной политике | Л. Иванченко
(КПРФ) |
Комитет по делам Федерации и региональной политике | Л. Иванченко (КПРФ) |
Мандатная комиссия | В. Севастьянов
(КПРФ) |
Мандатная комиссия | В. Севастьянов (КПРФ) |
В 2001 году свои посты покинули председатели двух комитетов – по регламенту и организации работы Думы и по делам национальностей. Новыми руководителями комитетов были избраны О.И. Ковалев («Отечество-Вся Россия») и В.И. Никитин (АПГ).
Следующее обострение отношений между фракциями по поводу распределения руководящих постов в российском парламенте пришлось на весну 2002 года.
К этому времени позиция депутатов фракции КПРФ и аграриев по отношению к социально-экономическому и политическому курсу Президента и Правительства РФ претерпела серьезные изменения, что привело к фактическому расколу коалиции КПРФ и «Единства». Это, в свою очередь, породило новые разногласия по кадровым вопросам.
Перед началом работы Госдумы члены фракции КПРФ высказывались за необходимость решения всех вопросов - от организационных до законотворческих – «в согласованном режиме, путем консультаций и переговоров». Депутат-коммунист Иван Мельников подчеркнул, что «альтернативой такой позиции могут стать попытки сколотить большинство в 226 голосов. С чьей бы стороны эти попытки ни предпринимались - с левой или с какой-то иной, - следует заранее предвидеть их контрпродуктивность»20.
Несмотря на выдвижение кандидатуры Геннадия Зюганова на пост Президента России, лидер АПГ Николай Харитонов после встречи с и.о. Президента Владимиром Путиным заявил, что «мы договорились работать так, чтобы с первых дней деятельности Думы нового созыва не было конфронтации между депутатами и правительством»21. Также стороны согласились с тем, что необходимо, чтобы «итоги президентских выборов служили консолидации России»22.
Но в дальнейшем коммунисты и аграрии не смогли достичь компромисса в отношениях с Правительством. Расхождение позиций КПРФ и Кремля по основным вопросам внутренней и внешней политики привело к радикализации деятельности коммунистов в Думе третьего созыва.
К данному периоду относятся и первые попытки пересмотра пакетного соглашения, которые, правда, успеха не имели. В декабре 2000 года представители демократических фракций (СПС и «Яблоко») добивались передачи им комитетов по экономической политике, по образованию и по государственному строительству, которые возглавляли члены фракции КПРФ.
В феврале 2001 года коммунисты собрали подписи депутатов в поддержку вотума недоверия Правительству Михаила Касьянова. Группа «Народный депутат» внесла предложения по лишению КПРФ ряда руководящих постов.
В июне того же года КПРФ резко выступила против проекта Земельного кодекса, который открывал путь к распродаже значительной части земель в стране.
Тогда центристские депутатские объединения впервые поставили вопрос об отстранении от должности лояльного коммунистам Руководителя Аппарата Госдумы Николая Трошкина. Данное требование было повторено в декабре 2001 года, когда его обвинили в сознательном торможении рассмотрения проекта нового Трудового кодекса. В феврале 2002 года группа депутатов обратилась с запросом в Счетную палату Российской Федерации о необходимости проверки финансовой деятельности Аппарата Думы.
К 2002 году КПРФ отказалась от поддержки большинства законодательных инициатив Правительства РФ. Негативное отношение СМИ к союзу левых и центристов также сыграло существенную роль в охлаждении отношений между КПРФ и «Единством».
В марте 2002 года центристы добились лишения Геннадия Селезнева права голоса на заседаниях Совета Госдумы. Высказывались также предложения о снятии его с поста спикера нижней палаты российского парламента.
3
апреля 2002 правые и центристы
проголосовали за
В соответствии с проектом постановления Госдумы фракции КПРФ оставляли 2 комитета (по культуре и туризму и по делам общественных объединений и религиозных организаций), а аграриям – 1 (по делам национальностей).
От своих должностей были освобождены члены фракции КПРФ - председатели комитетов:
Были отстранены также председатель аграрного комитета В. Плотников (АПГ) и председатель Мандатной комиссии В. Севастьянов. Руководитель Аппарата Николай Трошкин был заменен депутатом-центристом Александром Лоторевым.
Руководство комитетами было передано:
М. Шаккуму («Регионы России»),
При голосовании по постановлению «за» высказался 251 депутат, «против» - 136, воздержались - 7.
Заседание парламента, на котором рассматривался данный вопрос, проходило в очень напряженной обстановке. Лидеры центристских и демократических фракций утверждали, что, освобождая представителей фракции КПРФ от руководства ряда думских комитетов, они стремятся не наказать коммунистов, а восстановить справедливость, нарушенную при заключении пакетного соглашения в начале 2000 г. Лидер депутатской группы «Регионы России» Олег Морозов заявил: ««Медведи», ОВР, «Народный депутат» и мы выступаем общим фронтом. Семь объединений из девяти зачастую имеют схожие позиции. Вместе мы способны набрать триста голосов из 450. И в то же время очевидное меньшинство: КПРФ, Агропромышленная группа занимают ключевые позиции. У них ведущие комитеты, от них - Председатель палаты и один из его заместителей»23. Первый вице-спикер Любовь Слиска выразила свою позицию следующим образом: «Надо ускорять, активизировать законотворчество, а левые зачастую этому мешают»24.
Представители КПРФ и аграрии подчеркивали, что пересмотр условий пакетного соглашения нужен режиму для «протаскивания через Думу новых антинародных законов»25. По мнению Зюганова, Дума «продемонстрировала пример нежелания вести диалог с крупнейшими фракциями»26. Лидер аграриев Николай Харитонов сказал, что в последнее время в Госдуме воцарилась атмосфера «морального и политического террора, когда, пользуясь покровительством Кремля, четверка центристских объединений перекроила палату. Теперь вся ответственность за принятие законов лежит на послушно агрессивном думском большинстве»27.
В сложившейся ситуации коммунисты и аграрии заявили об отказе от оставленных им комитетов. По поводу Председателя Госдумы Геннадий Зюганов заявил: «Не может коммунист возглавлять Государственную Думу, которая проводит оголтелый антинародный курс. Это для него политическая смерть. Я уверен, что Геннадий Селезнев, как человек принципиальный, ответственный, примет мужественное решение»28.