Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95
Центристы подчеркнули, что в любом случае не проголосуют за вотум, при этом направив М. Касьянову обращение с критикой, касающейся экономического аспекта деятельности кабинета.
Председатель Правительства в очередной раз не прибыл на заседание Госдумы. Депутат А. Федулов внес предложение голосовать без заслушивания докладов, но данная идея не получила одобрения.
С докладами выступили лидеры КПРФ и «Яблока». Основные обвинения со стороны Г. Зюганова:
Вывод
был сформулирован лидером
Г. Явлинский подчеркнул, что «в стране сцементировалась и сложилась мощная система торможения экономического развития»39. Правительство не смогло реализовать реформы в области ЖКХ, энергетики, финансов и управления. Лидер «Яблока» заявил, что в стране обозначился отход от основных демократических принципов.
Результаты голосования были следующими: «за» - 172, «против» - 163, воздержались – 6, не голосовали – 109. Голосование проигнорировали члены фракции СПС, большинство независимых. Депутатская группа «Регионы России» не пришла к единому мнению.
Государственная Дума третьего созыва приняла нормативно-правовые акты, затрагивающие практически все сферы общественных отношений. По ряду направлений было произведено коренное реформирование законодательства.
Ниже мной приводятся данные о наиболее важных вопросах, прошедших стадию рассмотрения в каждом из комитетов Думы, внесенных в повестки дня пленарных заседаний и рассмотренных Государственной Думой третьего созыва.
Комитет по законодательству
В течение третьего созыва депутаты комитета по законодательству рассмотрели на своих заседаниях ряд базовых документов.
Наибольший резонанс произвело принятие Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (27.09.02, № 5-ФКЗ).
В соответствии с его положениями в Российской Федерации ограничивалось право на проведение референдумов. Нормами закона был установлен запрет выступать с инициативой о проведении референдума в период избирательных кампаний по выборам депутатов Госдумы и Президента РФ, а также в последний год полномочий парламента и главы государства.
Причиной принятия закона являлось выступление КПРФ с инициативой о проведении всероссийского референдума. 14 сентября 2002 года в г. Краснодаре состоялось заседание инициативной группы граждан, организованное коммунистами, участники которого сформулировали вопросы предполагаемого референдума следующим образом:
18 сентября 2002 г. Дума приняла в первом чтении поправку, внесенную группой центристов и демократов, по фактическому дезавуированию акции КПРФ путем введения временного ограничения для инициирования референдума. 20 сентября ФКЗ был принят во втором и третьем чтении.
В ходе дебатов в парламенте правые и центристы, во-первых, обвинили представителей КПРФ в популизме и желании досрочно начать свою кампанию по выборам в Госдуму четвертого созыва. Во-вторых, во главу угла ставились соображения финансового характера, т.к. проведение референдума требует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Результаты голосования: «за» - 302, «против» - 130, воздержались – 0, не голосовали – 18. Поправку поддержали фракции «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко», ЛДПР, депутатские группы «Регионы России» и «Народный депутат».
В сфере избирательного права были также приняты Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (12.06.02, № 67-ФЗ) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (20.12.02, № 175-ФЗ), которые уточнили процесс выдвижения, регистрации кандидатов, предельные размеры избирательных фондов, установили смешанную систему на выборах в региональные парламенты, повысили избирательный порог на выборах в Госдуму с 5 до 7% (после выборов в Думу четвертого созыва), расширили центральную часть федеральных списков партий и блоков.
Парламентом был отклонен проект Федерального закона «Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», внесенный депутатами В. Паутовым (КПРФ) и О. Шеиным («Регионы России»). Данная инициатива распространялась только на депутатов, избранных в округах, и предполагала возможность отзыва депутата за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Депутат считался отозванным, если за это проголосовало более 50% избирателей, участвовавших в процедуре. Законопроект поддержали коммунисты, аграрии, ряд депутатов других объединений. Большинство проигнорировало голосование («за» - 176, «против» - 5, воздержались – 0, не голосовали – 269).
Дума продолжила работу по совершенствованию судебной системы. Рассмотрение документов в комитете и на заседаниях Госдумы носило конструктивный характер, хотя выявились и концептуальные расхождения в подходе к реформированию судопроизводства. Наибольшие споры вызвали санкции, применяемые за различные преступления. Представители СПС и «Яблока» ратовали за либерализацию уголовного и гражданского законодательства. Левая оппозиция требовала ужесточения наказаний за наиболее опасные для общества преступления, а также усиления защиты прав потерпевшей стороны и упорядочения судебного и следственного процессов. При голосованиях складывалось т.н. «реформаторское большинство» в составе центристских и демократических фракций.
За период работы третьего созыва были приняты: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (24.07.02, № 95-ФЗ); Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (18.12.01, № 174-ФЗ); часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (26.11.01, № 146-ФЗ); Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (14.11.02, № 138-ФЗ); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (30.12.01, № 195-ФЗ).
Комитет по государственному строительству
В Госдуме третьего созыва велась большая работа, направленная на совершенствование законодательства в области государственного устройства. Ключевыми событиями на данном направлении стали: реформирование Совета Федерации, принятие Федерального закона о гарантиях бывшему Президенту РФ и внесение изменений в государственную символику Российской Федерации.
Принятию Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации» (25.12.00, № 3-ФКЗ) предшествовали длительные дебаты. Если идея официального утверждения бело-сине-красного флага и двуглавого орла не встретила серьезного сопротивления, то по поводу нового гимна России ситуация складывалась сложнее. С 1991 года в России фактически не существовало официального (!) гимна. В соответствии с Указом Президента РФ Б. Ельцина в качестве гимна была установлена «Патриотическая песнь» М. Глинки, исполняемая исключительно инструментально. Парламент не поддержал данный указ. Левые силы в Думе второго созыва пытались добиться утверждения старых символов, и им удалось принять в первом чтении Федеральный закон, восстанавливающий мелодию гимна СССР.
Проект Президента РФ В. Путина также предполагал утверждение мелодии гимна Советского Союза. Новые стихи были написаны С. Михалковым.
Инициатива Президента не встретила понимания у демократически настроенных сил в обществе и парламенте. Фракции СПС и «Яблоко» требовали не допустить возрождения традиций «тоталитарного государства». Представители данных депутатских объединений подготовили альтернативные проекты, которые при всем желании не могли бы использоваться в качестве государственного символа по причине их ироничного содержания41. Позиция КПРФ была достаточно хорошо известна: полное неприятие «власовского» флага и «царского» герба и одобрение мелодии гимна СССР. Пропрезидентские фракции одобряли возвращение мелодии старого гимна, но с новыми словами, отражающими современную ситуацию в стране. Позиция лидера ЛДПР В. Жириновского претерпевала серьезные изменения. К моменту голосования его фракция была солидарна с КПРФ и центристами по вопросу о гимне.
Принятие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (25.12.00, № 1-ФКЗ) и «О Государственном гербе Российской Федерации» (25.12.00, № 2-ФКЗ) прошло в спокойной обстановке. Летом 2000 года с принятием Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (05.08.00, № 113-ФЗ) был начат процесс реформирования верхней палаты Федерального Собрания.
Закон предусматривал новый порядок назначения членов Совета Федерации. В соответствии с Конституцией РФ в верхнюю палату парламента входят по два представителя от каждого региона. 12 декабря 1993 года были проведены первые и единственные выборы членов Совета Федерации. Победителями считались два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в субъекте Федерации. В 1995 году был установлен следующий порядок представительства регионов: в Совет Федерации по должности входили главы исполнительной и законодательной ветвей власти субъекта Федерации. Изменения, внесенные в 2000 году, предполагали назначение членов Совета Федерации по следующей схеме: одного представителя избирает законодательный (представительный) орган власти региона, другого назначает глава исполнительной ветви власти региона с согласия регионального парламента. Срок полномочий члена Совета Федерации равнялся сроку полномочий назначившего (избравшего) его лица (органа).
В ходе обсуждения депутатами В. Калягиным (КПРФ), Е. Мизулиной («Яблоко») и др. был подготовлен альтернативный проект, предусматривавший выдвижение кандидатур на посты членов Совета Федерации региональным парламентом и региональным правительством (не менее двух кандидатур от каждого) и последующее голосованием избирателей по данным кандидатурам. Проект получил одобрение со стороны лишь 100 депутатов.
Президентский проект был принят Думой: «за» - 362, «против» - 34, воздержались – 8. Однако новый порядок формирования Совета Федерации был провален верхней палатой российского парламента. Была создана согласительная комиссия, которая подготовила компромиссный вариант, дававший возможность досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, проведения постепенной ротации до 1 января 2002 г. и др.
Принятие данного Федерального закона повлекло за собой, в конечном счете, ослабление позиций региональных элит на федеральном уровне. Отдельные попытки сопротивления со стороны губернаторов не увенчались успехом. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (12.02.01, № 12-ФЗ) предоставлял следующие гарантии бывшему Президенту РФ: неприкосновенность, материальное обеспечение, постоянную государственную охрану, государственное страхование жизни и здоровья, а также право на бытовое обеспечение, медицинское и транспортное обслуживание, бесплатное пользование всеми видами связи, содержание аппарата помощников за счет федерального бюджета. Реализация закона в отношении Б.Н. Ельцина требовала свыше 40 млн. рублей ежегодно.