Роль и место партийных фракций депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95

Работа содержит 1 файл

Роль и место партийных фракций ГД РФ_КУРСОВАЯ.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

     Центристские и демократические фракции безоговорочно поддержали основные идеи данных законов, утверждая, что на современном этапе развития общества необходимо перевести транспорт на рыночные рельсы при сохранении формального контроля со стороны государства.

     Депутаты от КПРФ и Агропромышленной депутатской группы отстаивали позицию, что железные дороги в стране с такой обширной территорией являются стратегической ценностью и должны находиться исключительно в государственной собственности для обеспечения национальной безопасности и сохранения доступности транспортных услуг для широких слоев населения.

     Комитет по природным ресурсам и природопользованию

     В данной сфере было принято 13 федеральных законов. Наибольшее значения имел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (18.06.01, № 75-ФЗ), который установил пропорцию раздела, которые определялись в зависимости от геологических, экономических и технических факторов. Были приняты Федеральные законы, предоставлявшие право разработки месторождений на условиях раздела продукции: Штокмановского, Северо-Астраханского, Харампурского, Комсомольского, Тянского, Ковыктинского и др.

     Комитет по экологии

     Наиболее  резонансным событием стало принятие Федеральных законов «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территорий» (10.07.01, № 92-ФЗ) и «О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (10.07.01, № 93-ФЗ), которые создали возможности для ввоза отработанного ядерного топлива и его дальнейшей переработки в Российской Федерации. Идея данных проектов подверглась резкой критике со стороны экологического сообщества и ряда демократических организаций (фракция «Яблоко» голосовала «против»). При этом позиция большинства депутатских объединений определялась теми соображениями, что на российских предприятиях атомной энергетики и промышленности существуют все необходимые условия для снижения риска для экологии.

     Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (10.01.02, № 7-ФЗ) определил новые принципы обеспечения экологической безопасности.

     Необходимость принятия данного законопроекта, по мнению его авторов, была вызвана тем, что именно отсутствие у граждан экологической культуры является основным фактором ухудшения экологической ситуации в стране. Законопроектом предлагалось осуществлять комплекс мер, касающихся образования, просвещения, СМИ.

     Комитет по безопасности

     Законодательное обеспечение правоохранительной деятельности в ходе работы Государственной Думы третьего созыва было нацелено на правовое регулирование борьбы с организованной преступностью и терроризмом, а также защиты общественного порядка.

     Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (25.07.02, № 114-ФЗ) определил основные принципы и механизмы реализации государственной политики в области противодействия экстремизму.

     Под экстремистской деятельностью подразумевалась деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, СМИ, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, с призывом к насилию, создание незаконных вооруженных формирований, захват или присвоение властных полномочий, а также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

     Принятию  документа предшествовали жаркие дискуссии.

     По  мнению представителей думской оппозиции  в лице КПРФ и аграриев, закон  был направлен на ограничение  деятельности оппозиционных общественных объединений, на лишение их протестных форм и методов политического воздействия.

     В качестве основного довода приводилась  нечеткость формулировок, которая позволяла  превратить основные положения данного  нормативно-правового акта в орудие борьбы с гражданами и объединениями, не согласными с политическим и социально-экономическим курсом режима.

     Закон был принят с результатом: «за» - 274, «против» - 145, воздержались – 0. «За» высказались центристские и демократические фракции.

     Комитет по обороне

     Одно  из центральных мест в работе Государственной  Думы третьего созыва занимали вопросы обороны.

     Федеральные конституционные законы «О военном положении» (30.01.02, № 1-ФКЗ) и «О чрезвычайном положении» (30.05.01, № 3-ФКЗ) были приняты с целью определения конкретных механизмов и условий реализации соответствующих положений Конституции Российской Федерации. Необходимость разработки Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» (25.07.02, № 113-ФЗ) была вызвана отсутствием в Российской Федерации необходимой законодательной базы для осуществления гражданами их конституционного права на замену службы в Вооруженных Силах на альтернативные варианты. Был определен срок альтернативной службы - 3 - 3,5 года.

     Закон установил в качестве обязательных условий наличие у человека религиозных  или иных убеждений, противоречащих несению военной службы или принадлежность к коренным малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни.

     В период работы Госдумы третьего созыва были также приняты:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» (24.12.02, № 178-ФЗ), который был призван ограничить незаконную миграцию и создать дополнительные условия для надежной защиты и охраны Государственной границы России;
  2. Федеральные законы «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск» (29.12.00, № 162-ФЗ), «О внесении изменений в Федеральный закон «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск» (04.07.03, № 91-ФЗ);
  3. Федеральные законы «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (12.02.01, № 15-ФЗ), «О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (12.02.01, № 16-ФЗ), в соответствии с которыми до шести месяцев был сокращен срок военной службы. По истечении этого срока военнослужащий, проходящий службу по призыву, был вправе заключить контракт о прохождении военной службы. Минимальный срок контракта - 3 года.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (11.11.03, № 141-ФЗ) определил порядок поступления иностранных граждан на военную службу в российскую армию по контракту.

     Были  ратифицированы соглашения, касающиеся функционирования организации Договора о коллективной безопасности, военно-стратегического  сотрудничества с Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Таджикистаном.

     Комитет по международным  делам

     Государственной Думой третьего созыва было рассмотрено и принято 158 федеральных законов о ратификации международных договоров и соглашений. Было ратифицировано 5 международных конвенций, которые направлены на борьбу с глобальными вызовами современности:

  1. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» (07.08.00, № 121-ФЗ);
  2. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» (12.02.01, № 19-ФЗ);
  3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (28.05.01, № 62-ФЗ);
  4. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» (10.07.02, № 88-ФЗ);
  5. Федеральный закон «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (10.01.03, № 3-ФЗ).

     Процедуру ратификации в российском парламенте прошли:

  1. договоры о дружбе, партнерстве и сотрудничестве:

     с КНДР (05.08.00, № 108-ФЗ), Парагваем (26.05.01, № 58-ФЗ),

     Бразилией (18.06.01, № 79-ФЗ), Гватемалой (27.11.01, № 151-ФЗ), Ираном (29.12.01, № 191-ФЗ), КНР (25.01.02, № 9-ФЗ), Молдовой (29.04.02, № 43-ФЗ), Туркменистаном (09.11.02, № 135-ФЗ);

  1. о государственной границе с Литвой (09.06.03, № 72-ФЗ);
  2. об основных принципах сотрудничества на многосторонней основе:
  • «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (22.07.02, № 91-ФЗ);
  • «О ратификации Устава Организации Договора о коллективной безопасности» (26.05.03, № 56-ФЗ);
  • «О ратификации Соглашения о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности» (26.05.03, № 57-ФЗ);
  • «О ратификации Хартии Шанхайской организации сотрудничества» (06.06.03, № 66-ФЗ).

       Увеличилось количество международно-правовых актов, регулирующих вопросы гражданско-правовой и социальной сферы. В период работы Думы третьего созыва также были ратифицированы соглашения валютно-финансового, налогового и внешнеэкономического характера, к примеру:

  1. с Белоруссией - о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства (22.03.01, № 27-ФЗ);
  2. с Казахстаном - о разграничении дна северной части Каспийского моря (05.04.03, № 40-ФЗ);
  3. с Азербайджаном - о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря (02.07.03, № 90-ФЗ);
  4. с Литвой - о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (09.06.03, № 70-ФЗ).
  5. Договоры о Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, Евразийском экономическом сообществе.

       Наибольшие противоречия вызвала ратификация ряда договор в сфере обороны:

  1. о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (04.05.00, № 56-ФЗ);
  2. документы в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года (04.05.00, № 67-ФЗ);
  3. о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (27.05.00, № 72-ФЗ);
  4. о сокращении стратегических наступательных потенциалов (29.05.03, № 62-ФЗ).

     14 апреля 2000 г. Дума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Центристское большинство заявило, что поддержит ратификацию договора, т.к. на современном этапе отношений с США им представляется необходимым укрепление партнерства и стратегического сотрудничества. Председатель комитета по международным делам Д. Рогозин подчеркнул, что в соответствии с условиями Договора Россия будет сокращать более устаревшую технику, чем Америка, поэтому в результате для нашей страны данное соглашение более выгодно. Фракция КПРФ заранее объявила ратификацию предательством интересов России и капитуляцией перед НАТО43. Депутат Н. Коломейцев предложил исключить вопрос из повестки дня, поскольку Договор с Белоруссией о создании Союзного государства предусматривает предварительное согласование такого рода стратегических вопросов членами Союза, но данная инициатива не нашла успеха. За ратификацию Договора голосовали все депутатские объединения, кроме КПРФ, Агропромышленной группы и ряда независимых депутатов («за» - 288 депутатов, «против» - 131, воздержались - 4).

     21 апреля 2000 г. парламент ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Коммунист И. Никитчук предложил исключить вопрос из повестки, т.к. непроведение испытаний, по его мнению, нанесло бы ущерб обороноспособности России44. Ратификацию поддержали все фракции, кроме коммунистов и аграриев («за» - 298, против - 74, воздержались - 3).

     16 мая 2003 г. ситуация повторилась  при ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Геннадий Зюганов квалифицировал данное действие как «еще один акт национального предательства»45. Представители «реформаторского большинства» подчеркивали, что данный документ является логическим продолжением Договора СНВ-2 и других обязательств РФ по сокращению ядерного арсенала. Результаты голосования выглядели следующим образом: «за» - 295, «против» - 134, воздержалось - 0.

Информация о работе Роль и место партийных фракций депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе