Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95
Отказавшись подчиниться решению Пленума ЦК КПРФ, Геннадий Селезнев, Светлана Горячева и Николай Губенко 25 мая 2002 г. были исключены из партии. Виктор Зоркальцев (председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций) избежал их участи, оставив за собой руководящий пост. Думское большинство не потребовало ухода уже беспартийных Н. Губенко и С. Горячевой с занимаемых должностей.
Ситуация
активно обсуждалась в
В период с апреля 2002 г. по декабрь 2003 гг. не произошло других существенных изменений, связанных с думской структурой. На пленарном заседании, посвященном пересмотру распределения руководящих постов в палате, также была принята отставка А. Шохина (председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам) в связи со сложением им депутатских полномочий. На этот пост был назначен В. Зубов («Народный депутат»).
На
сегодняшний день для оценки влияния
депутатских объединений
В выборных органах, где у одной из политических партий отсутствует большинство голосов, серьезную роль при принятии решений играют коалиции. Участие депутатского объединения в выигрывающей коалиции позволяет ему значительно повысить уровень своего влияния в парламенте.
В третьей Думе были представлены две относительно сильные фракции - КПРФ и «Единство». В начале созыва фракция КПРФ самый высокий индекс Банцафа. К весне 2003 г. влияние «Единства» и КПРФ стало примерно одинаковым ( 0,2). Другими влиятельными депутатскими объединениями были «Народный Депутат» и «Отечество - Вся Россия» ( = 0,118).
Динамика
согласованности позиций
КПРФ и АПГ являлись ближайшими союзниками, причем АПГ частично была сформирована из депутатов, представляющих КПРФ. Их индекс согласованности находился на уровне не ниже 0,85. КПРФ занимала радикальную позицию и по мере укрепления «вертикали власти» могла рассчитывать на поддержку только со стороны аграриев.
Если рассмотреть динамику индекса для КПРФ и «Единства», то можно отметить, что к 2002 году сходность их позиций резко снизилась.
Повышение значения индекса «Единства» и ОВР (до 0,8 и выше) было связано с объединительными процессами и формированием партии «Единая Россия», который завершился в декабре 2001 года.
Группа «Народный Депутат» и фракция «Единство» имели показатели согласованности позиций 0,55-0,75, т.е. являлись попутчиками.
Сложно протекало взаимодействие «Единства» и СПС, в отношениях которых были серьезные колебания, хотя данные фракции можно назвать попутчиками.
Не смогли стать надежными союзниками демократические фракции - СПС и «Яблоко».
Позиции ЛДПР колебались, но по ключевым вопросам депутаты этой фракции поддерживали «Единство».
Следует отметить, что в Государственной Думе третьего созыва уровень влияния отдельных фракций определялся не только их численностью, дисциплинированностью членов, а, прежде всего, участием в выигрывающих коалициях.
При рассмотрении различных законопроектов в Думе третьего созыва складывались следующие коалиции:
Глава
2. Роль фракций в законодательной
деятельности Государственной
Думы
За период 2000-2003 гг. российский парламент рассмотрел большое количество проектов нормативно-правовых актов, принятие которые оказало существенное влияние на развитие законодательства.
Всего
за период работы третьего созыва состоялось
265 очередных, внеочередных и дополнительных
заседаний Думы, на которых в общей сложности
было рассмотрено в разных чтениях около
2100 законопроектов30.
№ | Статистический показатель | За период работы Государственной Думы третьего созыва | ||
п/п | Всего | В том числе: | ||
Федеральные конституционные законы | Ратификация договоров | |||
I | Количество законопроектов, рассмотренных ГД в I чтении | 2059 | 46 | 156 |
II | Количество законопроектов,всего рассмотренных ГД(в I или во II или в III чтении) | 2125 | 48 | 157 |
Количество законопроектов,принятых ГД: | ||||
только в I чтении | 157 | 5 | 0 | |
только во II чтении | 25 | 1 | 0 | |
III | Кол-во законов, принятых (одобренных) ГД, из них: | 781 | 18 | 156 |
новых законов (впервыепринятых в данный период) | 762 | 18 | 156 | |
повторно принятых законов | 19 | 0 | 0 | |
IV | Кол-во законов, отклоненныхили возвращенных в ГДбез рассмотренияиз принятых (одобренных) ГДв данный период, из них: | 102 | 1 | 1 |
только Советом Федерации | 61 | 1 | 1 | |
только Президентом РФ | 31 | 0 | 0 | |
и Советом Федерации,и Президентом РФ | 10 | 0 | 0 | |
V | Количество законов,подписанных Президентом РФ, из принятых (одобренных) ГД в данный период | 730 | 18 | 155 |
Количество законов,подписанных Президентом РФ | 771 | 18 | 164 |
Депутатские объединения являлись активными участниками законотворческого процесса в Государственной Думе третьего созыва. От позиции фракций по вопросам, выносимым на рассмотрение нижней палаты российского парламента, от согласованности при голосовании по ним зависела судьба любого нормативно-правового акта, принятого Думой третьего созыва. Парламентарии, входившие в состав депутатских объединений, активно реализовывали законодательную и представительную функции, используя права, предоставленные им федеральным законодательством и Регламентом Госдумы.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о роли фракций при принятии или отклонении важнейших проектов Федеральных и Федеральных конституционных законов, необходимо осветить такие ключевые темы в деятельности нижней палаты российского парламента, как утверждение Председателя Правительства РФ и выражение вотума недоверия ему.
В соответствии с положением Конституции Российской Федерации (ст.111) 11 установлен порядок утверждения Председателя Правительства Российской Федерации, при котором его кандидатура вносится на рассмотрение Государственной Думы Президентом Российской Федерации. Трёхкратное отклонение предложенных (-ой) Президентом кандидатур (-ы) ведёт к роспуску Думы.
В соответствии с положением Конституции Российской Федерации (ст.117 п.3) 12 Госдума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Этим же пунктом предусмотрены два варианта действия для главы государства – отставка Правительства либо несогласие с постановлением Думы. Повторный вотум недоверия кабинету министров ведёт либо к отставке Правительства, либо к роспуску нижней палаты.
17 мая 2000 года Дума рассмотрела кандидатуру министра финансов Михаила Касьянова, внесенную Президентом РФ В. Путиным для назначения на пост премьер-министра. Центристские фракции высказались в поддержку претендента. Фракция «Яблоко» не нашла оснований, чтобы одобрить кандидатуру Касьянова. Лидер КПРФ Г. Зюганов предложил М. Касьянову в основу своей работы положить не программу Германа Грефа, а программу, разработанную Народно-патриотическим союзом России (руководителем НПСР являлся Г. Зюганов). Б. Немцов в целом одобрял предложенную кандидатуру, но с оговорками, касающимися ситуации в Чечне и со свободой слова в России. Лидер аграриев Н. Харитонов и глава депутатской группы «Регионы России» О. Морозов аргументировали свою позицию доверием к Президенту РФ. Подобные же мнения высказали руководители других депутатских объединений. С результатом «за» - 325, «против» - 55, воздержались – 15. М. Касьянов был утвержден Председателем Правительства.
Государственная Дума также дважды рассматривала вопрос о недоверии Правительству Михаила Касьянова.
Первый
раз вопрос был поставлен в
повестку дня 14 марта 2001 года. Велась прямая
трансляция заседания по телеканалу
«РТР». Инициаторами отставки кабинета
министров выступили
Премьер не явился на рассмотрение вопроса о недоверии Правительству, несмотря на тот факт, что ему было направлено официальное приглашение. Такая линия поведения главы кабинета министров вызвала раздражение у депутатов большинства фракций, даже тех, кто не поддерживал идею отставки Правительства34.
С
основным докладом выступил лидер фракции
КПРФ Г. Зюганов. Он обвинил Правительство
в продолжении ельцинского
Вотум был провален «реформаторским большинством»: «за» - 125, «против» - 76, воздержались – 5, не голосовали – 244.
Второй раз вопрос об отставке Правительства рассматривался Думой 14 июня 2003 года по инициативе КПРФ и «Яблока». Данная коалиция сложилась исключительно по тактическим соображениям, т.к. у фракций не было близости в идеологии. Коммунисты и депутаты от «Яблока» сформулировали 6 пунктов обвинения кабинету Касьянова: