Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95
Методологический подход
Для всестороннего объективного рассмотрения проблемы используется комплексный (интегрированный) подход, который основан на сочетании исторического анализа, синтеза, обобщения. Исследование опирается на принципы историзма, объективности, системного подхода к изучаемой проблеме, а также всеобщей взаимосвязи и закономерности.
Методы исследования
В данной работе использовались следующие методы, связанные с анализом источников и методы, связанные с синтезом информации, содержащейся в них:
Традиционный (неформализованный) анализ нашел своё применение, прежде всего, при работе с нарративными источниками, т.к. их подлинность, надежность и пригодность для использования вызывала определенные сомнения, чего практически не наблюдалось при исследовании источников, относящихся к другим классам и видам.
Контент-анализ использовался при изучении делопроизводственных документов (стенограмм заседаний Государственной Думы ФС РФ), являющихся массивами информации, которые на внешнем уровне сложно структурируются и требуют дополнительной систематизации.
Исторический и логический методы нашли своё применение при раскрытии вопроса о внешнем (временном) и внутреннем развитии таких явлений, как парламентаризм и вытекающей из него парламентской деятельности современных российских партий
Методы дедукции и индукции имеют противоположные направления логического движения и, таким образом, являются необходимым инструментом для соотнесения общего и частного, тенденций и конкретных случаев. В данном исследовании эти методы широко применялись при исследовании, например, следующих вопросов: о степени соответствия программ политических партий, представленных в Думе, и их практической законотворческой и иной парламентской деятельностью; о степени самостоятельности центристского большинства в Госдуме третьего созыва; о природе конфликтов по вопросам распределения руководящих постов и др.
Диахрония подразумевает изучение одного и того же явления в разных временных точках. Данный метод использовался при определении особенностей деятельности фракций в российском парламенте на основных этапах его развития (по созывам).
Системный анализ исходит из взаимосвязанности и взаимозависимости различных элементов общественной системы и, соответственно, изучает их в совокупности. В этой работе системный анализ применялся для отражения тенденций в деятельности парламентских фракций, т.к. эти тенденции были детерминированы основами конституционного строя, принципами организации государственной власти, местом парламента и партий в политической системе страны, а также закономерностями развития российского общества.
Статистические методы исследования использовались при изучении вопросов об уровне влияния фракций и депутатских групп и степени их взаимодействия между собой, а также для наглядного подтверждения трансформаций, происходящих в отношениях между депутатскими объединениями.
Историко-сравнительный и историко-типологический методы в данной работе служат целям выделения общего или различного, а также стадиально-однородного в процессе развития парламентских фракций в Государственной Думе, что, в свою очередь, приводит нас к целостному пониманию явления.
Статус политических партий в Государственной Думе
Для оценки роли фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в первую очередь необходимо осветить вопрос о статусе политических партий в нижней палате российского парламента. Рассмотрение институциональных основ парламентаризма в России и деятельности политических партий в парламенте позволяет провести подробный анализ итогов работы Думы в целом и депутатских объединений в частности, а также выделить особенности, которые детерминированы существующим политическим строем и соответствующим законодательством.
На сегодняшний день участие политических партий в работе законодательных (представительных) органов государственной власти является одним из важнейших направлений их деятельности.
Парламентская деятельность позволяет политическим партиям не только формировать общественное мнение, но и что самое важное, оказывать влияние на решения, принимаемые парламентом, реализуя, таким образом, программные положения, с которыми данные партии участвовали в предвыборной кампании.
Используя системный подход при изучении процессов, протекающих в обществе, можно сделать вывод о том, что основы конституционного строя, парламент и политические партии находятся в непосредственной и неразрывной связи.
Российская Федерация по форме правления является парламентарно-президентской республикой. При этом существует явный крен в сторону Президента Российской Федерации. Президент является главой государства, фактическим главой исполнительной ветви власти и наделен широкими полномочиями по вопросам формирования Правительства Российской Федерации, определения курса социально-экономического развития страны и др. важнейшим вопросам.
Влияние на исполнительную власть со стороны Федерального Собрания – парламента Российской Федерации в целом и его нижней палаты – Государственной Думы в частности и политических партий, представленных в ней, ограничено.
Тем
не менее, полномочия парламента, предоставленные
ему Конституцией Российской Федерации,
создают стимулы для
Принцип формирования Государственной Думы, при котором половина мест распределялась между списками кандидатов от партий и избирательных блоков, преодолевших пятипроцентный барьер, являлся определяющим фактором организации внутренней структуры данного органа государственной власти.
В современной науке существуют различные определения такого феномена как фракция. Наиболее лаконичным и в то же время ёмким является следующее: «Партийная фракция - важнейшая организационная форма парламентской деятельности политической партии, нацеленная на реализацию той программы, с которой она шла на выборы»1.
После образования фракций в высшем законодательном (представительном) органе страны перед политическими партиями открываются возможности для претворения в жизнь своих программ. Активная парламентская деятельность позволяет более эффективно отстаивать интересы своего электората.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»2 и Регламент Государственной Думы3 не содержат прямых указаний на связь между фракциями и политическими партиями. Федеральный закон «О политических партиях»4 не содержал упоминаний о праве партий на создание фракций в законодательных (представительных) органах. В противоположность этому в ряде западноевропейских конституций статус партийной фракции определяется достаточно подробно5.
На практике партийных характер фракций определяется тем, что подавляющее большинство членов фракции являются членами партии, по списку которой они были избраны в состав Государственной Думы, а также занимают посты в руководящих органах политической партии.
Уставы политических партий содержат нормы, предусматривающие создание фракций в Госдуме и в региональных парламентах.
Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст.7)6 определяет участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп – как одну из форм деятельности депутата.
В Госдумах первого-третьего созывов создавались два типа депутатских объединений – фракции и депутатские группы.
В российском парламенте фракции образовываются автоматически из числа депутатов, избранных в составе списка кандидатов от избирательного объединения. Данный порядок закреплен положением Регламента Государственной Думы (гл.3 ст.16)7. Фактически фракции также пополнялись за счет выдвиженцев партии, одержавших победу в округах, а также примыкавших к ним народных избранников, имеющих сходные позиции по принципиальным вопросам.
Депутаты могли также объединяться в депутатские группы. Количество членов депутатской группы должно было быть не менее 35 человек. Костяком депутатских групп являлись депутаты, избранные в одномандатных округах.
До недавнего времени депутатские объединения играли решающую роль при решении вопросов функционировании парламента и реализации законотворческого процесса.
Депутатские объединения наделены полномочиями:
Уровень влияния фракций определяется в первую очередь следующими факторами:
Для усиления своего влияния в парламенте фракции и создания соответствующего общественного мнения фракции используют следующие возможности:
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является законодательным (представительным) органом власти. Поэтому деятельность депутатов Думы теоретически можно разделить на представительную и законотворческую. На практике такое деление является весьма условным. Депутат, реализуя законотворческую функцию, фактически одновременно осуществляет и представительную, т.к. предлагаемые им проекты законодательных актов направлены на отстаивание интересов своих избирателей.
Законотворческая деятельность политических партий определяется следующими факторами:
Конституция Российской Федерации (ст.104 п.1)8 не наделяет фракции правом законодательной инициативы. В Думе такая возможность принадлежит персонально каждому депутату. Законодательная инициатива реализуется депутатами путем внесения: