Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формирование структуры Государственной Думы…………………….. 28
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций в законодательной деятельности
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение…………………………………………………………………... 84
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение…………………………………………………………………. 95
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА
«Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система государственного управления»
тема: «Роль
и место партийных фракций депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации в законодательном
процессе»
Шитикова А.В., студента
3 курса, 31 ГЗВ
заочная форма обучения
Отметка руководителя
о допуске к защите
«___»
____________ 2011 г.
Оценка комиссии
«____________________»
«___» ____________ 2011 г.
Смоленск - 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ с.
Введение…………………………………………………………
1. Формирование
структуры Государственной
1.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы……………………………………………………… 28
1.2. Влияние фракций и депутатских групп в Государственной Думе…… 39
2. Роль фракций
в законодательной
Государственной Думы …………………………………………………….. 42
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………. 93
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования
Вопросы становления и развития российского парламентаризма в 90-е гг. XX – начале XXI вв. привлекают внимание широких научных и общественных кругов в связи с кардинальными по своему характеру изменениями в данной сфере.
Уровень развития парламентаризма и его характерные особенности в нашей стране напрямую связаны с трансформациями, которые имели место в партийной системе.
В прежние годы интерес исследователей был обусловлен крахом монополии КПСС и формированием многопартийной системы, которая получила дополнительные стимулы с переходом в 1993 году к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе выборов в нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации – Государственную Думу.
В настоящее время ученых волнует проблема отхода от основополагающих принципов парламентаризма, который ярко обозначился после парламентских выборов 2003 года, по итогам которых в Государственной Думе было образовано зависимое от Президента Российской Федерации конституционное (квалифицированное) большинство.
Фракции в законодательном (представительном) органе государства являются неотъемлемым атрибутом парламентских партий. Используя такой инструмент, как фракция в Государственной Думе, политическая партия пытается реализовать положения своей программы. С этой целью депутаты фракции участвуют в законодательном процессе и принятии решений по вопросам структуры.
Парламент не может эффективно функционировать без взаимодействия между фракциями. Каждая политическая партия определяет для своей фракции стратегию и тактику поведения в стенах Государственной Думы, что обуславливает уровень координации действий различных депутатских объединений. Наличие или отсутствие стремления фракций к нахождению компромиссного решения формирует соответствующий образ парламента, что, в свою очередь, неизбежно отражается на качественных показателях деятельности Думы.
Произошедшая в 2003 году очередная трансформация партийной системы Российской Федерации являлась логическим результатом тенденций, заложенных в предшествующий период. Для того чтобы наиболее объективно ответить на вопрос о причинах и предпосылках данной трансформации, необходимо проведение серьезного анализа роли фракций и особенностей их работы и взаимодействия в Государственной Думе третьего созыва (2000-2003 гг.).
Научная актуальность исследования объясняется достаточно низкой степенью разработки данной проблемы в исторической науке.
Степень изученности вопроса
Тема данного исследования относится к периоду современной истории, поэтому значительное число работ, посвященных вопросам развития парламентаризма в новой России, носят скорее публицистический, нежели научный характер.
При этом необходимо отметить, что в целом ряде трудов по другим гуманитарным дисциплинам затрагиваются различные аспекты исследуемой проблемы.
Так в работах Лапаевой В.В. «Право и многопартийность в современной России» и Юдина Ю.А. «Политические партии и право в современном государстве» получил освещение вопрос о подходах к определению феномена «фракция» и его места в парламентских структурах и политической системе государства.
В трудах Перегудова С.П. «Корпоративный капитал в борьбе за избирателя» и «Корпорации, общество, государство: эволюция отношений» особое внимание уделяется взаимодействию фракций и депутатских групп с финансово-промышленными группами с целью лоббирования их интересов в российском парламенте.
Публикации Косопкина А.С. и Нефедовой Т.Н. посвящены субъективным и объективным факторам формирования структуры Госдумы и психологическим особенностям парламентской деятельности как таковой.
В «Информационно-аналитическом бюллетене Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», подготовленном соответствующими подразделениями Госдумы, представлены основные данные о законодательной компоненте деятельности Госдумы в целом и её фракций в частности.
Вопросы распределения влияния между парламентскими фракциями и группами, а также их сотрудничества между собой были исследованы в работе Алескерова Ф.Т., Благовещенского Н.Ю., Сатарова Г.А., Соколовой А.В., Якуба В.И. «Оценка влияния групп и фракций в российском парламенте (1994-2003 гг.)».
Цели и задачи исследования
Цель: выяснить роль парламентских фракций в структуре и законотворческой деятельности Государственной Думы третьего созыва (2000-2003 гг.).
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Проблема исследования – является ли более эффективной деятельность парламента, имеющего в своем составе сильные фракции при отсутствии постоянного большинства, необходимого для принятия решений, либо парламент, в котором существует устоявшееся большинство (более 50% или квалифицированное)?
Объект исследования – Государственная Дума третьего созыва (2000-2003 гг.).
Предмет исследования – деятельность фракций в Государственной Думе третьего созыва (2000-2003 гг.).
Обзор источников
В ходе исследования были использованы следующие источники:
а) Конституция Российской Федерации,
б) Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,
в) Федеральный закон «О политических партиях»,
г) Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
а) Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
б) программы политических партий,
в) уставы политических партий.
а) Стенограммы пленарных заседаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.
Конституция Российской Федерации создает основу законодательной базы в области регулирования деятельности политических партий, а также их представителей в органах законодательной власти.
Конституция устанавливает принципы идеологического многообразия и многопартийности (ст.13), предоставляет право на объединение граждан (ст.30), участие в управлении государством непосредственно и через своих представителей (ст.32). Ст.94-110 посвящены вопросам формирования и функционирования Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет механизм формирования Государственной Думы. В редакции, действовавшей в 1999 году, данный нормативно-правовой акт устанавливал проведение выборов по мажоритарно-пропорциональной системе (50% депутатов – по одномандатным округам, 50% депутатов – по спискам политических партий и блоков), таким образом, закладывая основы для формирования политическими партиями депутатских объединений в Госдуме.
Федеральным законом «О политических партиях» был урегулирован статус данного типа политических организаций и созданы предпосылки для расширения возможностей партий, представленных в Государственной Думе.
В Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» существует упоминание о фракциях и депутатских группах как депутатских объединениях, создаваемых в российском парламенте.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определяет статус фракций и депутатских групп, порядок создания данных депутатских объединений, их права и особенности деятельности.
Программы политических партий, представленных в Государственной Думе, являются необходимым источниками для проведения анализа соответствия программных требований партий и практической деятельности их фракций в парламенте.
Уставы политических партий, представленных в Государственной Думе, были привлечены в качестве источников для того, чтобы показать каким образом в данных документах регулировались вопросы образования фракций в законодательных (представительных) органах власти и поддержания партийной дисциплины у депутатов, представляющих партию.
Стенограммы заседаний Государственной Думы ФС РФ являются важнейшим источником при изучении вопроса о роли фракций в структуре и законотворческой деятельности парламента. Изучая стенограммы заседаний, мы имеем возможность получить информацию о позиции депутатских объединений по различным вопросам повесток дня пленарных заседаний, а также о поименных итогах голосования.
Публицистика не является достаточно надежным и достоверным источником, но её использование предоставляет нам возможность получить сведения, отсутствующие в официальных документах и делать выводы о подоплеке событий, относящихся к деятельности фракций в Госдуме. Также следует отметить, что некоторые издания на своих страницах публиковали итоги голосований депутатов Госдумы (в т.ч. поименно) идентичные тем, которые содержались в стенограммах заседаний.