Развитие предпринимательства в сфере информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Для России опережающее развитие отрасли ИТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в экономический рост, содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления. Широкое применение ИТ в других отраслях выводит их на качественно иной уровень развития за счет внедрения информационных технологий, позволяет повысить в них производительность труда и, в свою очередь, ускорить темпы роста. Таким образом, развивающаяся отрасль ИТ является необходимым условием экономического подъема.

Содержание

Введение
Глава 1. Динамика развития предпринимательской деятельности в сфере ИТ
§1. Анализ состояния рынка ИТ в мире и в России
§2. Факторы и барьеры развития предпринимательства в сфере ИТ
Глава 2. Обоснование государственной политики и механизмов развития предпринимательства в сфере ИТ
§1. Предложения по совершенствованию базового законодательства в сфере ИТ
§2. Предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки развития внутреннего рынка ИТ
§3. Предложения по формированию системы государственной поддержки экспорта в сфере ИТ
§4. Предложения по формированию инфраструктурных основ рынка ИТ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР-1_Липовой_Развитие предпринимательства в сфере ИТ.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

§2. Предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки развития внутреннего рынка ИТ

Для развития внутреннего рынка ИТ целесообразно в приоритетном порядке стимулировать спрос, а также устранить основные барьеры, препятствующие развитию предложения.

Государственная поддержка развития внутреннего рынка включает обеспечение квалифицированного спроса со стороны государственных органов и бюджетных учреждений и повышение общей доступности ИТ для населения.

К основным задачам государственной поддержки в области обеспечения квалифицированного спроса со стороны государственных органов и бюджетных учреждений следует отнести:

                  сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерного оборудования и программного обеспечения;

                  переход государственных учреждений от обслуживания ИТ-систем собственными силами к обслуживанию их силами сторонних специализированных организаций с проведением открытых конкурсов по их выбору;

                  повышение открытости и эффективности проведения закупок для государственных нужд в области ИТ;

                  повышение общей квалификации работников органов власти и бюджетных учреждений, государственных служащих в области использования ИТ.

К основным задачам государственной поддержки в области повышения доступности современных ИТ для населения относятся:

                  разработка программы поддержки приобретения персональных компьютеров для малообеспеченных слоев населения (например, одним из таких мероприятий мог бы стать вычет стоимости персонального компьютера, приобретенного для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц);

                  создание в регионах общедоступных центров повышения компьютерной грамотности населения и центров общественного доступа к сети Интернет;

                  развитие широкополосного доступа и реализация государственной программы подключения общеобразовательных школ к сети Интернет;

                  проведение социальной рекламы, направленной на популяризацию ИТ среди населения;

                  разработка мер стимулирования передачи организациями и предприятиями устаревших персональных компьютеров в личное пользование сотрудникам или учебным заведениям.

Снижение импортных пошлин также является рычагом повышения спроса со стороны населения и предприятий на компьютерное оборудование. Эти пошлины не выполняют функций защиты внутреннего производителя и лишь повышают стоимость компьютера для конечного потребителя. Ликвидация пошлин на компьютеры и комплектующие также согласуется с позицией ВТО.

§3. Предложения по формированию системы государственной поддержки экспорта в сфере ИТ

Государственная поддержка развития экспорта продукции и услуг в сфере ИТ включает два основных направления:

                  повышение конкурентоспособности российских компаний отрасли ИТ на экспортных рынках;

                  привлечение в Россию ведущих мировых компаний отрасли ИТ для создания центров перспективных разработок и предоставления услуг.

Развитие экспорта на большинстве сегментов компьютерного оборудования существенно затруднено из-за высокой конкуренции со стороны ведущих западных компаний и низкой стоимости продукции, производимой в Юго-Восточной Азии.

Определенные перспективы на мировом рынке есть у российских компаний-разработчиков прикладных и развлекательных программных продуктов, а также сложных комплексов программного обеспечения, встраиваемого в различное промышленное и бытовое оборудование.

Однако, наиболее перспективным направлением развития экспорта российской отрасли ИТ может стать разработка заказного программного обеспечения для зарубежных компаний.

В данном сегменте Россия обладает следующими конкурентными преимуществами: наличием высококвалифицированных специалистов, имеющих фундаментальное образование и опыт решения сложных технических задач, и географической близостью к основным экспортным рынкам. Свидетельством этого являются примеры успешного развития отдельных российских компаний, получающих крупные заказы на разработку программного обеспечения от ведущих мировых компаний.

Лидером по разработке заказного программного обеспечения для зарубежных компаний является Индия. Общий объем экспорта соответствующих услуг индийскими компаниями составил в 2008 году 25 млрд. долларов. В последнее время на этот рынок также вышли страны Восточной Европы, ориентированные на страны ЕС, а также Китай,  обеспечивающий потребности в разработке программного обеспечения Японии и Южной Кореи.

Индия занимает наиболее сильную конкурентную позицию на этом рынке благодаря хорошей технической подготовке специалистов, свободному владению ими английским языком, низкому уровню оплаты труда, а также наличию высокого качества управления процессом разработки и опыта успешного выполнения крупных контрактов.

Россия может рассчитывать на значительную долю этого рынка благодаря наличию у российских специалистов навыков разработки сложных алгоритмов и желанию иностранных заказчиков диверсифицировать структуру размещаемых заказов.

Развитие российского экспорта должно быть ориентировано на все основные рынки: США, страны ЕС и Японию, с учетом особенностей каждого рынка. Экспорт в страны СНГ также является особенно перспективным для российских компаний практически по всем сегментам отрасли ИТ. Этому способствует наличие у российских компаний большего по сравнению с местными компаниями опыта в реализации проектов и значительных финансовых возможностей, а также отсутствие языкового барьера.

Другим ключевым направлением развития экспорта является привлечение ведущих мировых компаний для открытия ими в России исследовательских центров и центров перспективных разработок, что позволит использовать финансовые, промышленные и управленческие ресурсы международных компаний, создать в стране новые высокооплачиваемые рабочие места и развивать инфраструктуру, а также способствовать приобретению российскими специалистами передового опыта управления проектами в сфере ИТ. Примером такого взаимовыгодного сотрудничества является открытие в России центров разработки и исследований таких лидеров как "Интел", "Моторола", "Боинг", "Сан Майкросистемс" и других.

Основными мерами стимулирования развития экспорта в сфере ИТ являются: упрощение таможенного администрирования, совершенствование налогового законодательства, а также поддержка продвижения российских компаний отрасли ИТ на мировом рынке.

Важной мерой по стимулированию российского экспорта ИТ является адаптация таможенного регулирования с целью упрощения процедур таможенного оформления. В частности необходимо обеспечить переход на заявительный порядок экспорта ИТ-продуктов и услуг; отменив требования о получении справок об отсутствии в экспортируемых товарах информации и технологий, составляющих государственную тайну. Необходимо также обеспечить упрощение процедуры временного ввоза, в том числе инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия. Сегодня ввоз опытных образцов необходим многим компаниям, разрабатывающим инновационную продукцию и встроенное программное обеспечение для промышленного и бытового оборудования зарубежного производства. Позиции России в этой сфере особенно сильны, но сложности с временным ввозом мешают расширению экспорта данного вида ИТ–услуг.

Также необходимо внести следующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации:

      определение услуг по разработке программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт, и определение порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость;

      осуществление возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам продукции и услуг ИТ в порядке, аналогичном для традиционных экспортеров в других отраслях промышленности, с учетом особенностей, возникающих при экспорте продукции и услуг ИТ.

Крайне важным инструментом выступает снижение суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для предприятий отрасли ИТ, в частности, в случае их размещения в технико-внедренческих Особых экономических зонах (ОЭЗ) со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности.

Устранение барьеров в фискальном и административном регулировании будет способствовать легализации экспорта, повышению прозрачности деятельности российских предприятий отрасли ИТ и увеличению собираемости налогов.

Важной мерой стимулирования экспорта также является продвижение отечественной отрасли ИТ на мировом рынке и поддержка сертификации компаний-экспортеров по международным стандартам (ISO 9001 и CMMi).

Для продвижения российской отрасли ИТ необходимо обеспечить реализацию целенаправленной маркетинговой стратегии по повышению имиджа России как страны, обладающей квалифицированными кадрами и успешными компаниями, предлагающими конкурентоспособные услуги в сфере ИТ. Необходимо также обеспечить поддержку участия российских компаний в важных международных мероприятиях в области ИТ (выставках, конференциях, семинарах). Следует также организовать государственную поддержку сертификации экспортеров по международным стандартам, которая может включать софинансирование расходов компаний отрасли ИТ на получение сертификатов качества по стандартам ISO 9001 и CMMi, необходимых для выхода на внешние рынки.

§4. Предложения по формированию инфраструктурных основ рынка ИТ

Для обеспечения активного развития предпринимательства в сфере ИТ в России необходимо ускоренное формирование системы специализированных технопарков и современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны, совершенствование системы подготовки профессиональных кадров необходимой квалификации, а также обеспечение доступности финансовых ресурсов и повышение эффективности применения механизмов защиты интеллектуальной собственности.

В рамках развития предпринимательства в сфере ИТ важнейшим направлением является создание специализированных технопарков, обеспечивающих возможность формирования критической массы специалистов и предоставления им телекоммуникационных услуг необходимого качества по доступной цене. Технопарки могут размещаться в технико-внедренческих ОЭЗ со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности.

Чрезвычайно важным для развития предпринимательства в сфере ИТ является предоставление (в том числе в регионах) телекоммуникационных услуг по ценам, сравнимым с мировыми. Сегодня, в силу ряда факторов рыночного и регулятивного характера, стоимость аренды высокоскоростных каналов передачи данных в России существенно выше, чем в США, Европе, Индии, Китае, что значительно снижает конкурентоспособность экспорта ИТ–услуг из России. В связи с этим, следует определить меры государственной политики, направленные на преодоление такого положения вещей, в частности, путем дальнейшей либерализации рынка связи.

Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для отрасли ИТ и приведение ее в соответствие с основными международными стандартами является критическим фактором развития отрасли. Меры, направленные на совершенствование системы образования, помогут решить проблему с обеспечением отрасли квалифицированными кадрами в долгосрочной перспективе. Необходимо обеспечить реализацию программы адаптации высшего профессионального образования к потребностям отрасли ИТ, привести учебные программы по подготовке специалистов в области ИТ в соответствие с лучшей международной практикой а также организовать на базе вузов курсы повышения квалификации по специальностям, востребованным отраслью ИТ. Для решения этой задачи необходимо обеспечить привлечение представителей ведущих мировых и российских компаний отрасли ИТ к участию в разработке программ обучения специалистов в области ИТ и организацию прохождения ими практики в этой области.

В целях обеспечения доступности финансовых ресурсов для отрасли ИТ необходимо обеспечить развитие венчурного финансирования как наиболее важного механизма для коммерциализации и внедрения новых разработок в промышленное производство и эксплуатацию. Кроме принятия специализированного законодательства, для развития венчурного финансирования представляется целесообразным создание фонда совместного инвестирования в субъекты малого и среднего предпринимательства отрасли ИТ, в котором государство может выступить в роли миноритарного инвестора для демонстрации стратегической роли отрасли в экономике страны. В качестве соинвесторов данного фонда необходимо привлечь ведущие западные венчурные фонды и российский капитал. Принципиальным условием эффективного функционирования фонда является управление средствами фонда профессионалами с опытом работы в ведущих иностранных венчурных компаниях. Участие ведущих международных фондов позволит предотвратить возможные злоупотребления и повысить качество управления имеющимися ресурсами.

Важной мерой институционального развития предпринимательства в сфере ИТ является принятие программы действий по защите интеллектуальной собственности и борьбе с нелегальным использованием ИТ-продуктов ("пиратством").

Необходимо также обеспечить создание системы государственного статистического наблюдения за развитием рынка ИТ для получения адекватной оценки динамики его роста.

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

Ключевым фактором экономического развития в эпоху глобализации становится переход к информационному обществу, обществу знаний, где важнейшую роль играют темпы внедрения результатов научно-технического прогресса и передовых инновационных технологий в производство, способных переориентировать его на качественно новый базис, обеспечивая тем самым конкурентоспособность Российской Федерации на международной арене. В этой связи развитие предпринимательских структур ИТ–отрасли, и, в частности, в сфере информационных технологий, имеют стратегически важное значение для российской экономики.

Информация о работе Развитие предпринимательства в сфере информационных технологий