Информационные технологии в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна. Внедрение информационных технологий в систему управления социальной работой как минимум приведет к повышению уровня квалификации специалистов социальной сферы и снизит уровень вертикальной взаимосвязи.

Содержание

Введение
1. Понятие социальной защиты населения
2. Понятие информационных технологий
3. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Инф Технологии.docx

— 24.40 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

Кафедра «ТИИС»

 

 

 

Информационные  технологии в социальной сфере.

Контрольная работа

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

Заочного обучения

Специальность СРз

Шифр 110430561

Кузьменко А.С.

 

 

 

 

 

Введение 

1. Понятие социальной защиты населения 

2. Понятие информационных технологий 

3. Информационные технологии  в сфере социальной защиты населения 

Заключение 

Список используемой литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение  и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без  обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна. Внедрение информационных технологий в систему управления социальной работой как минимум  приведет к повышению уровня квалификации специалистов социальной сферы и  снизит уровень вертикальной взаимосвязи.

В управлении социальной работой  большинства российских городов  не реализовано интегрированное  управление всеми службами социальной защиты населения, хотя существует довольно большой спектр социальных проблем  как у специалистов, оказывающих  помощь, так и проблем общества в целом: недостаточная обеспеченность информационными методическими  материалами по решаемым ими проблемам, законодательными актами, консультативными базами; отсутствие коммуникационных связей со специалистами других городов, регионов; скорость реагирования отделов по социальной защите населения на просьбы граждан, затягивание в оформлении и поиске документов, зачастую приводит к тому, что люди отказываются обращаться за социальной помощью; сложная ситуация на службах занятости в связи с недостаточной базой данных предложений о работе и многие другие проблемы.

 

 

 

 

1.Понятие социальной защиты.

 

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

  • государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
  • частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся  в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Социальные службы – государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

 

Решение проблем социальной защиты населения России, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих  служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная  динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых  для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для  социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам  находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

 

2. Понятие информационных технологий.

 

Любому предприятию, фирме, организации  в процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными, социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям. Качественная информация делает действия специалистов различных областей экономики целенаправленными и эффективными.

В сложившихся условиях все более  важной становится роль информационных технологий (ИТ).

Под информационной технологией следует  понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и  знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Необходимо отметить, что такие  понятия как “данные”, “информация”, “знания” не являются тождественными, и их принято различать. Систематизируя многие существующие и рассмотренные  выше подходы к трактовке этих понятий, можно сформулировать следующие  их определения. Фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные. При использовании  данных в процессе решения конкретных задач – появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений  представляет собой знания.

 ИТ позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

Современные методы получения и  накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах  информационного моделирования, когнитивной  компьютерной графики, позволяющих  найти решения плохо формализуемых  задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными  данными.

Таким образом, информационные технологии – это широкий класс дисциплин  и областей деятельности, относящихся  к технологиям управления и обработки  данных, в том числе, с применением  вычислительной техники. Кроме вышесказанного, информационные технологии можно различать  и по степени их взаимодействия между  собой. Они могут быть реализованы  различными техническими средствами: взаимодействие на уровне носителей, сетевое  взаимодействие; с использованием различных  концепций обработки и хранения данных: распределенные базы данных, распределенная обработка данных.

 

 

3. Информационные технологии в  сфере социальной защиты.

 

Огромную роль в правильности и  адекватности принимаемых мер по социальной защите населения имеет  своевременная и достоверная  информация. В настоящее время  возник целый ряд объективных  факторов, настоятельно требующих изменения  технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющего новым требованиям. Основные из этих факторов:

• постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

• высокая интенсивность актуализации нормативно – правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно - правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;

• потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);

• потребность в мощной информационно - аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы - минимум и Целевые программы;

• постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;

• постоянно возрастающие требования к сотрудникам соцзащиты по повышению производительности и качества труда и вытекающая отсюда необходимость сокращения текучести и повышения престижности их профессии;

• интенсивная компьютеризация различных сфер управленческой деятельности базирующаяся на широком распространении относительно дешевых ПЭВМ с быстро прогрессирующими техническими характеристиками и средств телекоммуникации, позволяющих создавать интегрированные системы, обеспечивающие всем их пользователям оперативный доступ к распределенным базам данных и знаний, оперативную обработку больших массивов информации и выдачу результатов в удобном пользователю виде.

Указанные факторы обуславливают  необходимость введения новых информационных технологий в процессы социальной защиты населения при выполнении следующих основных функций:

• пенсионное обеспечение населения;

• социальная защита малообеспеченных слоев населения;

• социально - бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов;

• медицинское освидетельствование инвалидности и врачебно - трудовая экспертиза инвалидов

• жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах - интернатах;

• бухгалтерский учет и контроль;

• планирование финансирования органов социальной защиты населения.

Работы в области автоматизации  и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения ведутся по следующим  основным направлениям:

• организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;

• внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы автономного округа;

• осуществление методического, информационного, программного и технического обеспечения органов управления социальной защиты населения автономного округа по вопросам информатизации.

К числу приоритетных направлений автоматизации и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения относятся:

• разработка информационной модели управления процессами социальной защиты на уровне региона;

• внедрение программных средств обработки данных, обеспечивающих получение информации о социально-незащищенных группах населения;

• создание сетевой компьютерной системы сбора, хранения и обмена информацией на уровне район (город) – область в виде функциональных подсистем системы обработки информации ИС «ЗАЩИТА»;

• создание единого интегрированного банка информации по социальной защите населения региона.

 

Одним из динамично развивающихся  направлений информатизации сферы  социальной защиты населения является телекоммуникационная система органов  социальной сферы автономного округа. В настоящее время 100% территориальных  органов Департамента социальной защиты населения активно используют средства телекоммуникаций в целях оперативного обмена информацией, рассылки инструктивно-методических материалов.

 

 

 

Заключение

 

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Информация о работе Информационные технологии в социальной сфере