Развитие предпринимательства в сфере информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Для России опережающее развитие отрасли ИТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в экономический рост, содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления. Широкое применение ИТ в других отраслях выводит их на качественно иной уровень развития за счет внедрения информационных технологий, позволяет повысить в них производительность труда и, в свою очередь, ускорить темпы роста. Таким образом, развивающаяся отрасль ИТ является необходимым условием экономического подъема.

Содержание

Введение
Глава 1. Динамика развития предпринимательской деятельности в сфере ИТ
§1. Анализ состояния рынка ИТ в мире и в России
§2. Факторы и барьеры развития предпринимательства в сфере ИТ
Глава 2. Обоснование государственной политики и механизмов развития предпринимательства в сфере ИТ
§1. Предложения по совершенствованию базового законодательства в сфере ИТ
§2. Предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки развития внутреннего рынка ИТ
§3. Предложения по формированию системы государственной поддержки экспорта в сфере ИТ
§4. Предложения по формированию инфраструктурных основ рынка ИТ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР-1_Липовой_Развитие предпринимательства в сфере ИТ.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 


Глава 2. Обоснование государственной политики и механизмов развития предпринимательства в сфере ИТ

Малое и среднее предпринимательство в России в целом, и, в частности, в сфере ИТ, развивается при активной поддержке со стороны руководителей государства, органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях.

Ключевыми этапами в реализации государственной поддержки малого предпринимательства в 2008-2010 гг. стали:

      решения Госсовета в Тобольске (апрель 2008 г.);

      указы Президента России и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам сокращения несанкционированных проверок малых предприятий и преодоления других административно-бюрократических барьеров;

      принятие Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 г.[4]

В числе основных приоритетов антикризисной программы по развитию малого и среднего бизнеса: «Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела. Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости».

В Программе предусмотрены также меры по стимулированию инновационной активности в экономике; увеличение государственной поддержки создания малого инновационного бизнеса, через дополнительную капитализацию Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

С 1 июля 2009 г. вступил в силу новый  Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в котором закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства.

В 2009 г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам было выделено 6,2 млрд руб.

До 30 млрд руб. была расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемая Внешнэкономбанком.

Согласно закону № 209 ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской Федерации» система государственной поддержки включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, фонды содействия микрокредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, консультационные центры и другие организации.

В регионах для оказания государственной поддержки малым предприятиям органы государственной власти используют предоставленные на федеральном уровне налоговые возможности. Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации заявили об участии в федеральной программе Минэкономразвития по оказанию государственной поддержки малому предпринимательству.

Таким образом, антикризисные меры Правительства Российской Федерации направлены на сохранение и развитие потенциала малого и среднего предпринимательства. Сохранение этого потенциала требует реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства как системы государственных институтов, функционирование которой обеспечивает наилучшие социальные, ресурсные, экономические и технологические условия развития бизнеса.

В соответствие с заявлениями Президента РФ Д.А. Медведева, в ближайшие годы предполагается увеличить долю малого бизнеса до 40-50% ВВП, развитие которого позволит минимизировать последствия мирового финансового кризиса для экономики страны.  При этом основной упор следует делать на развитие малого предпринимательства в высокотехнологичных инновационных отраслях. К таким отраслям в значительной степени относится отрасль информационных технологий, т.к. значительная часть разрабатываемых программных средств являются результатами реализации инновационных проектов. Учитывая, что конкретная ИТ–продукция характеризуется достаточно коротким жизненным циклом, непрерывность и эффективность инновационных процессов в данной отрасли определяет в значительной степени эффективность и конкурентоспособность предприятий различных отраслей экономики.

Согласно прогнозу Министерства экономического развития и торговли РФ к 2020 году в РФ относительное число малых предприятий, занятых в сфере ИТ, увеличится в пять раз – с 2% до 10%. Данный прогноз уже заложен в проект стратегии развития РФ до 2020 года, разработанный указанным министерством. В тоже время, в индустриально развитых странах уже в настоящее время в инновационных отраслях занято около 25% малых предприятий. Считается, что в сфере инноваций малый бизнес в 15–20 раз эффективнее, чем крупный. В данных условиях первостепенное значение приобретают вопросы повышения эффективности инновационной деятельности малых предприятий, функционирующих в сфере информационных технологий. В этом случае становится более достижимой цель обеспечения  сопоставимости вкладов в общий рост экономики РФ страны в послекризисный период  отрасли информационно-телекоммуникационных технологий и нефтедобычи.

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих систему поддержки субъектов малого предпринимательства, согласно действующему законодательству, включает:

      финансовую;

      имущественную;

      информационную и консультационную поддержку;

      поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;

      поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

      поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

      поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Однако, существующую систему государственной поддержки малого предпринимательства нельзя назвать достаточно эффективной, так как она не обеспечивает весь комплекс оптимальных условий для создания и развития малых предприятий, в том числе и в сфере ИТ.

По оценкам экспертов, наблюдается социальная незащищенность сотрудников малых предприятий, многие из которых оформлены по так называемым «серым» схемам, до 90% фонда оплаты труда малых предприятий находится «в тени», социальные гарантии при приеме и увольнении работников зачастую просто отсутствуют.

Малые предприятия испытывают ресурсный голод: недостаточно финансовых средств, квалифицированных кадров, доступных материальных и энергетических ресурсов, свободных арендных площадей.

Высокая налоговая нагрузка заставляет предпринимателей скрывать финансово-экономическую деятельность своих предприятий, уводить в теневой сектор экономики основные средства, выручку, фонд оплаты труда, налог на прибыль.

Создание и развитие новых технологий малыми предприятиями в условиях выживания и разворачивающегося глобального экономического кризиса становится крайне рискованной, нерентабельной и затратной деятельностью, что в конечном итоге может привести к технологической отсталости России в международном экономическом пространстве.

Важнейшими факторами роста и развития предпринимательства на конкретной территории являются наличие развитой инфраструктуры, кадрового потенциала, новых технологий, доступных ресурсов.

Во многом благодаря этим факторам малое предпринимательство наиболее интенсивно развивается в крупных городах (табл. 1).

 

Таблица 1. Сравнительные характеристики состояния малого предпринимательства в 5-ти крупнейших мегаполисах мира по данным на 2008 г.

Сравниваемые параметры

Москва

Лондон

Берлин

Нью-Йорк

Токио

Площадь, км

1081

1572

892

833

2187

Население, млн. чел.

10,4

7,5

3,4

8,2

12,6

Занятость, млн. чел.

6,2

4,6

1,68

3,52

8,3

Доля в ВВП страны, %

18,5

18,6

3,6

4,0

18,0

Количество МП, тыс.

207,8

325,0

63,7

212,0

687,9

Количество МП на 10 000 чел.

205

433

187

258

547

Доля МП в ВРП города, %

26

55-60

42-48

60-65

52-55

Занято в МП, млн. чел.

2,0

2,5

0,7

1,8

6,7

 

Это определяется также наличием развитой инфраструктуры государственной поддержки, достаточным объемом доступных финансовых средств, свободными производственными мощностями, высоким уровнем спроса на продукцию, развитой системой информационного обеспечения и др.

Среди регионов России одним из общепризнанных лидеров в развитии малого предпринимательства является г. Москва. Правительством г. Москвы проводится целенаправленная политика по развитию малого предпринимательства, для чего создана и эффективно развивается инфраструктура поддержки, включающая более 100 организаций.

Проведенный в главе 1 анализ свидетельствует о значительном потенциале инновационной деятельности предпринимателей, для раскрытия которого необходимо дальнейшее совершенствование форм и методов государственной поддержки предпринимательства в сфере ИТ.

Как показывает опыт ряда таких стран, как Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия и Китай, стимулирование развития предпринимательства в сфере  ИТ предполагает приоритетное развитие направлений, имеющих высокий экспортный потенциал, а также привлечение ведущих мировых производителей в сфере ИТ для размещения на территории страны своих научно-исследовательских и производственных центров.

При этом, я думаю, необходимо также обеспечить государственную поддержку развития внутреннего рынка на основе стимулирования спроса со стороны государства, населения и предприятий всех отраслей экономики для обеспечения масштабного внедрения и использования ИТ в социально-экономической сфере и государственном управлении и решения задачи модернизации страны.

Стимулирование развития экспортоориентированного производства в сфере ИТ и внутреннего рынка должны рассматриваться как одинаково приоритетные задачи государственной поддержки развития предпринимательства в сфере ИТ.

Считаю, что обеспечение государственной поддержки данных направлений кроме специальных мер, предполагает также совершенствование базового законодательства в сфере ИТ и формирование институциональных основ развития отрасли. В связи с вышеизложенным мною предложены ряд предложений по совершенствованию и формированию системы государственной поддержки и развития предпринимательства в сфере ИТ.

§1. Предложения по совершенствованию базового законодательства в сфере ИТ

Разработка законодательной базы в сфере ИТ должна детализировать в нормах законодательства правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений.

К числу федеральных законов, подлежащих разработке и принятию или изменению, в первую очередь, следует отнести законы, обеспечивающие:

                  Единый концептуальный подход к урегулированию базовых вопросов правоотношений, связанных с использованием информации (внесение изменений и дополнений в федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене"). Требуется содержательное раскрытие положений Гражданского кодекса Российской Федерации об информации как отдельном объекте гражданских прав, а также сложившегося в теории и практике регулирования представления об информационных правах (таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого доступа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т.д.).

                  Доступ населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (принятие федерального закона "О праве на информацию"). В этом законе следует определить понятие «официальная информация», а также дать перечень информации, которую органы государственной власти обязаны делать публично доступной, уточнить правовой статус производителей и держателей (обладателей) официальной информации, определить их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней.

                  Регулирование общественных отношений, связанных с развитием и использованием современных информационных технологий, включая сеть Интернет (принятие федерального закона "Об электронной торговле", внесение изменений и дополнений в законы "О средствах массовой информации", "О рекламе"). Интернет-технологии явились мощным и доступным инструментом повышения эффективности ведения бизнеса и информационного обмена. В этой связи актуальным становится принятие федерального законодательного акта в сфере электронной торговли, в котором необходимо закрепить требования к участникам предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных сообщений.

                  Правовую основу для развития электронного документооборота.

Необходимо с учетом интересов национальной безопасности страны развитие мер по формированию единого правового и организационного механизма вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных в гражданской и военной сферах за счет бюджетных средств, включая законодательное закрепление процедур их государственной регистрации, в том числе определение состава сведений, относящихся к государственной тайне, а также передачу прав на их использование и ограничение на распоряжение ими.

Информация о работе Развитие предпринимательства в сфере информационных технологий