Развитие предпринимательства в сфере информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Для России опережающее развитие отрасли ИТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в экономический рост, содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления. Широкое применение ИТ в других отраслях выводит их на качественно иной уровень развития за счет внедрения информационных технологий, позволяет повысить в них производительность труда и, в свою очередь, ускорить темпы роста. Таким образом, развивающаяся отрасль ИТ является необходимым условием экономического подъема.

Содержание

Введение
Глава 1. Динамика развития предпринимательской деятельности в сфере ИТ
§1. Анализ состояния рынка ИТ в мире и в России
§2. Факторы и барьеры развития предпринимательства в сфере ИТ
Глава 2. Обоснование государственной политики и механизмов развития предпринимательства в сфере ИТ
§1. Предложения по совершенствованию базового законодательства в сфере ИТ
§2. Предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки развития внутреннего рынка ИТ
§3. Предложения по формированию системы государственной поддержки экспорта в сфере ИТ
§4. Предложения по формированию инфраструктурных основ рынка ИТ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР-1_Липовой_Развитие предпринимательства в сфере ИТ.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

Оценки объема российского ИТ-рынка по итогам 2008 г. традиционно расходятся у разных агентств[2] – показатель варьируется от 21 до 24 млрд. долл. Причем учитывая корректировку данных, которую аналитики делали в течение всего первого, еще благополучного, полугодия 2008 г., неожиданно резко изменились в итоге оценки динамики рынка. Так, если по данным Минкомсвязи рост за 2008 г. составил 28,6%, то в PMR рассчитывали на 15,9% и констатировали затем 9,3%.

В IDC показатель ожидался на уровне 10,8%, а составил, по мнению этих аналитиков, 9,5%. Нужно отметить, что предварительные оценки объема российского рынка в 2007 г. были пересмотрены IDC несколько раз – в открытых источниках фигурировали цифры 16 млрд долл., 18,2 млрд долл. и затем финальная, утвержденная американской штаб-квартирой – 22,2 млрд долл. Последний официальный показатель заметно превышает данные того же PMR (19,3 млрд долл.) и Минкомсвязи (17,6 млрд долл.) за аналогичный период (рис. 1).

В какой-то мере расхождения оценок можно привязать к издержкам расчетов в разных валютах и итоговых пересчетов по разным курсам. Неожиданную же корректировку ранее озвученных – предварительных – цифр можно объяснить и тем, что окончательная верификация данных в западных штаб-квартирах аналитических агентств опирается на поступающую напрямую информацию от глобальных вендоров, региональные представительства которых, как известно, крайне закрыты и непрозрачны. В итоге на местах масштабы их деятельности достаточно сложно оценить – соответственно, подаваемые российскими аналитиками цифры могут быть в дальнейшем серьезно скорректированы.

Рис. 1. Различные оценки объема российского рынка ИТ, 2005-2008

 

Прогнозы на 2009 г. также были скорректированы аналитиками не один раз. Причем здесь расхождения оценок совсем драматичны. В то время как в Минкомсвязи неожиданно предположили рост рынка на 32,8% (в рублях), в IDC, наоборот, скорректировали более ранний прогноз долларового спада в сторону еще большего понижения – с -20% до -44%. В принципе, с поправкой на изменения обменного курса в этих оценках, может и не быть противоречия. В "мирное" же (докризисное) время иностранные аналитики ожидали лишь некоторого замедления темпов роста российского рынка в 2009 г. – до 13-15% (рис. 2).

Рис. 2. Различные оценки динамики российского рынка ИТ, 2006-2009 (прогноз)

В принципе некоторое замедление российского рынка ИТ, действительно, наблюдалось еще до кризиса. Тогда это списывали на удовлетворение так называемого отложенного ИТ-спроса экономики, а также на насыщение в ряде секторов и в целом на достижение рынком определенного уровня зрелости. Предположения о появлении нового драйвера роста – т.е. усилении роли сервисов – отчасти подтвердились. По крайней мере, именно этот сектор в значительной мере "поддержал" итоговые показатели многих игроков за 2008 г. С ним же связываются и основные ожидания сейчас, когда уже явно обозначился спад – практически по всем ранее демонстрирующим хорошую динамику направлениям. К началу второго квартала 2009 г. ИТ-услуги многие опрошенные CNews Analytics игроки указывали как единственную зону возможного роста – в условиях общего спада и сокращения ИТ-затрат предприятий всех отраслей отечественной экономики.

Год-полтора назад сетовали на то, что реальных стимулов для развития ИТ в России как бы нет – ввиду доминирования неравных условий конкуренции и избытка нефтедолларов, позволявших особо не переживать из-за роста операционных затрат, в том числе, и на развитие собственных ИТ-отделов. Сегодня, когда на первом плане оказались слова "оптимизация", "повышение эффективности" и "сокращение издержек", ИТ-сервис-провайдеры надеются на всплеск интереса к аутсорсингу и, соответственно, на оживление этого рынка.

Рис. 3. Темпы изменения объемов ВВП и ИТ-рынка, Россия, 2006-2010 гг.

 

Впрочем, оживление если и наступит, то не раньше 2010 г., предупреждают иностранные аналитики. Рынок будет восстанавливаться медленно, и его структура, вероятно, претерпит серьезные изменения. Часть игроков, возможно, будут вынуждены уйти – либо вступить в альянсы, утратив свой самостоятельный статус. От 2009 года ждали нового бума слияний и поглощений, который придется, вероятно, на начало 2010 г.

Пока же ИТ-компании заняли выжидательную позицию – свои расходы они попытались оптимизировать еще зимой 2008/2009 гг., сократив персонал и закрыв ряд неприбыльных (или малоприбыльных) направлений и практик. Крайне важно стало быстро выявлять зоны неэффективности и сразу избавляться от них. Для повышения скорости реакции многие перешли на поквартальное планирование.

Самые тяжелые времена настали для нишевых – небольших и узкопрофильных – игроков. Диверсифицированные же крупные бизнесы сфокусировались на работе с компаниями без значительной долговой нагрузки или со структурами с участием государства. Пересмотр стратегий взаимодействия с клиентами оказался необходим ввиду того, что кризис в первую очередь ударил как раз по отраслям, которые стали за последние годы основными потребителями ИТ-решений и услуг – финансам, ритейлу, тяжелой промышленности.

Новые экономические условия изменили ИТ-приоритеты – компании в большинстве своем "заморозили" проекты развития и перераспределили затраты в пользу поддержание работоспособности существующих процессов и инструментов. Отсюда и оптимизм относительно ближайшего будущего сектора услуг. Заказчиков может заинтересовать  консалтинг, позволяющий понять, как сократить расходы с помощью ИТ, они рассматривают возможность аренды центров обработки данных, использования ПО как услуги (SaaS - вместо лицензирования).

В новых реалиях на ИТ все же пытаются взглянуть как на способ повышения эффективности и оптимизации. Отсюда интерес к решениям, которые демонстрируют быструю и явную отдачу. Актуальны технологии виртуализации вычислительной инфраструктуры, системы, расширяющие возможности анализа, прогнозирования, планирования, контроля. Другими словами, в секторе ПО спрос смещается в сторону приложений для бизнес–аналитики, а также управления персоналом, цепочками поставок и CRM. Приоритет, предполагают игроки, будет за решениями средней ценовой категории. Ведь основная задача ИТ–директора в текущей ситуации – максимальное повышение эффективности существующей инфраструктуры при помощи минимальных средств.

Активным потребителем продукции и услуг в сфере ИТ в Российской Федерации является государство. Как и в развитых странах, доля спроса со стороны государства в течение последних 5 лет на российском рынке ИТ достигала 30%, что стало существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупных компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", РАО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Активным источником спроса на рынке ИТ являются также предприятия финансовой и нефтегазовой отрасли, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают по объемам расходов на ИТ.

Несмотря на наблюдающийся в последние годы стремительный рост использования ИТ населением России в своей повседневной деятельности, абсолютный уровень их распространения еще очень далек от показателей развитых стран.

Отечественный рынок ИТ отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран. Такое положение вызвано общеэкономическими причинами: последствием спада производства в 1990–х годах, неготовностью многих предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ–проекты, низким уровнем материального благосостояния основной части населения.

Вместе с тем, развитие отрасли ИТ в России сдерживается дополнительно целым рядом других барьеров.

§2. Факторы и барьеры развития предпринимательства в сфере ИТ

Барьеры, препятствующие развитию предпринимательства в сфере ИТ, можно условно разделить на законодательные проблемы, общие для всей отрасли, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, факторы, ограничивающие рост экспорта, а также инфраструктурные проблемы.

1. Неразвитость базового законодательства в сфере ИТ сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке ИТ. Действующие федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об  участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, с учетом возможностей новых информационных технологий, а также задач по борьбе с антиобщественными явлениями при их использовании.

2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего рынка, обусловлены во многом низким спросом на ИТ со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий.

Спрос на ИТ со стороны государственных органов и бюджетных организаций ограничен из-за отсутствия необходимого объема финансирования масштабных государственных программ и проектов информатизации, нехватки квалифицированных и образованных пользователей, а также специалистов в сфере ИТ, недостаточной эффективности проведения конкурсов на выполнение государственных заказов. Высокие сроки и сложность ускоренной амортизации компьютерного оборудования для государственных органов и бюджетных учреждений является важным препятствием для модернизации существующей технической базы в сфере ИТ.

Недостаточный уровень организационной готовности российских компаний для комплексной информатизации управленческих и производственных процессов, необходимость во многих случаях решения в приоритетном порядке задач, связанных с технологической модернизацией производства, а также отсутствие опыта и недостаточный уровень квалификации сотрудников для использования современных ИТ снижает стимулы их внедрения во многих отраслях российской экономики.

Низкий спрос на ИТ со стороны населения преимущественно определяется его низким уровнем жизни, а также отсутствием сформированной потребности в их использовании. Так, по числу семей, имеющих персональные компьютеры, Россия (11 компьютеров на 100 семей) отстает не только от США и Западной Европы, но и от стран Восточной Европы, Балтии, ряда развивающихся стран. При этом существует серьезная диспропорция между Москвой и регионами: в Москве до 40 семей из 100 имеют дома компьютер, а в небольших городах и на селе - менее 5 семей из 100. Не имея доступа к персональному компьютеру, члены  малообеспеченных семей не могут получить базовые навыки компьютерной грамотности, что приводит к дальнейшему росту «цифрового неравенства», ограничивает доступ граждан к информации, мешает получению качественного общего и профессионального образования и как следствие снижает их конкурентоспособность на рынке труда.

3. Проблемы, ограничивающие развитие экспорта в сфере ИТ. Для таможенного оформления экспорта продукции ИТ в соответствии с существующим законодательством предоставляется около двадцати документов, что приводит к задержкам в оформлении экспорта и росту административных расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулируя увод экспортных операций в сфере ИТ за рубеж, например, через открытие офисов в другой стране. Применяемые органами государственной власти механизмы защиты информации также давно перестали быть действенными и создают при экспорте для предприятий отрасли искусственные бюрократические барьеры. Так, экспортные операции в значительной степени усложнены необходимостью получения для каждой сделки сертификатов и лицензий ФАПРИД[3], что является особенно критичным для малых и средних предприятий.

Кроме того, специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к сложности доказания факта экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг по каждой отдельной сделке для возврата налога на добавленную стоимость.  Все это приводит к тому, что большая часть экспортных операций осуществляется на основе создания зарубежных представительств, филиалов и дочерних компаний, что ведет к потере  доходов бюджета. Широкое использование подобных схем затрудняет возможность получения компаниями кредитов и венчурного финансирования, а также осложняет поиск партнеров в России и за рубежом.

Помимо налога на добавленную стоимость, важным вопросом фискального регулирования для малого и среднего предпринимательства сферы ИТ является налогообложение расходов по оплате труда. Доля этих расходов в себестоимости производства компаний отрасли ИТ составляет от 60% до 70%. Применение действующих ставок единого социального налога является одним из факторов снижения эффективности конкуренции субъектов предпринимательства отечественной отрасли ИТ на мировом рынке. На практике это приводит к переводу центров капитализации российских компаний в страны с более благоприятным налоговым режимом.

Развитию экспорта, кроме вышеназванных факторов, также мешает отсутствие информации у иностранных компаний об услугах, предоставляемых российскими предприятиями отрасли ИТ, и в большинстве случаев невозможность проведения ими оценки качества российских компаний в соответствии с международными системами сертификации.

4. К проблемам инфраструктурного характера относятся: низкий уровень развития механизмов привлечения финансирования, недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствие системы подготовки профессиональных кадров в сфере ИТ мировым стандартам, а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности.

Неразвитость венчурного финансирования сдерживает появление и развитие новых ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

Недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры тормозит развитие малых и средних предприятий отрасли, препятствует их выходу на мировой рынок и развитию отношений с зарубежными партнерами.

Несоответствие системы профессиональной подготовки специалистов в сфере ИТ ведущим международным стандартам приводит к дефициту кадров необходимой квалификации, особенно специалистов среднего звена и руководителей проектов информатизации, невозможности эффективной конкуренции российских специалистов со специалистами других стран.

Отсутствие эффективных механизмов применения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности ведет к потере доходов российских производителей и является важным препятствием для создания в России крупными международными компаниями собственных центров исследований и разработки.

Субъекты предпринимательства отрасли ИТ не в состоянии самостоятельно решить перечисленные проблемы. В этих целях необходимо проведение скоординированной государственной политики, направленной на устранение названных барьеров и обеспечение государственной поддержки развития предпринимательства в сфере ИТ в России.

Информация о работе Развитие предпринимательства в сфере информационных технологий