Информационные технологии в сфере социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социальной защиты населения 4
2. Понятие информационных технологий 18
3. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

информационные технологии в социальной сфере.docx

— 104.01 Кб (Скачать)


Информационные  технологии в сфере социальной защиты



Оглавлениех

 

Введение 3

1. Понятие социальной защиты населения 4

2. Понятие информационных технологий 18

3. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения 24

Заключение 29

Список используемой литературы 30

 

 

 

 

 

Введение

 

В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение  и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без  обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна. Внедрение информационных технологий в систему управления социальной работой как минимум  приведет к повышению уровня квалификации специалистов социальной сферы и  снизит уровень вертикальной взаимосвязи.

В управлении социальной работой большинства  российских городов не реализовано  интегрированное управление всеми  службами социальной защиты населения, хотя существует довольно большой спектр социальных проблем как у специалистов, оказывающих помощь, так и проблем  общества в целом: недостаточная  обеспеченность информационными методическими  материалами по решаемым ими проблемам, законодательными актами, консультативными базами; отсутствие коммуникационных связей со специалистами других городов, регионов; скорость реагирования отделов по социальной защите населения на просьбы граждан, затягивание в оформлении и поиске документов, зачастую приводит к тому, что люди отказываются обращаться за социальной помощью; сложная ситуация на службах занятости в связи с недостаточной базой данных предложений о работе и многие другие проблемы.

 

 

 

1. Понятие социальной защиты населения

 

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

  • государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
  • частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
  • регулирование доходов и расходов населения;
  • социальное страхование;
  • социальное вспомоществование;
  • социальные услуги;
  • целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

  • поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
  • заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
  • патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в  совокупности с патернализмом, привела  к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных  льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов  социальной поддержки отдельных  групп, слоев населения. В то же время  длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено  о льготах, поскольку сведения о  них в основном публиковались  в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства [4].

В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам.

В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой  денежных выплат, как бы прибавкой  к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

  • доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
  • реформирования пенсионной системы;
  • упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
  • соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;
  • создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;
  • воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация  политики льгот, а именно так следует  рассматривать эту проблему, требует  концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и  политических деятелей, привлечения  к ее решению квалифицированных  специалистов, владеющих проблемой.

Для оказания содействия людям, оказавшимся  в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология  осуществления социальной защиты  населения, социального управления, социальной политики в отношении  социально уязвимых групп населения.

Социальная  работа базируется на социально-психологических, виталистических и со-циально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Принципы социальной работы:

  • методологические – гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
  • организационные – планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
  • взаимодействия всех социальных институтов;
  • контроля исполнения;
  • содержательные – объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

Функции социальной работы:

  • нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;
  • медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные.

Основные направления социальной работы:

  • Социальный надзор (контроль) и профилактика – форма практических дей-ствий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора – законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);
  • Объекты – процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации – восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция – процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция – процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы – государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в  России функционируют следующие социальные службы:

  • пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
  • социально-бытового обслуживания;
  • материальной помощи; социального обслуживания на дому;
  • специализированного стационарного социального обслуживания;
  • протезирования, ортезирования и протезостроения;
  • технических средств реабилитации;
  • специального транспортного обслуживания;
  • медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  • медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
  • детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
  • специальные профессиональные образовательные учреждения;
  • поддержки семьи, женщин и детей;
  • реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;
  • по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.

Информация о работе Информационные технологии в сфере социальной защиты