Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:09, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования. При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель – изучить теоретические основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего и дать конкретные рекомендации органам государственной и муниципальной власти и управления по развитию человеческого капитала государственных и муниципальных служащих путем эффективного управления их деловой репутацией.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
рассмотреть понятие, значение и содержание деловой репутации государственного и муниципального служащего;
анализировать систему управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего;
провести анализ правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего;
провести анализ кадрового состава объекта исследования (Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан);
характеристика управленческой деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего;
выявить роль и значение деловой репутации при отборе и расстановке государственных и муниципальных служащих с учетом зарубежного опыта;
внести предложения по совершенствованию правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего;
рекомендовать применение информационных технологий в управлении деловой репутацией государственного и муниципального служащего;
предложить авторскую азработккаа методику системы управления по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего
Введение…………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего
1.1 Понятие, значение и содержание деловой репутации государственного и муниципального служащего……………………………...
6
1.2 Система управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего…………………………………………………….
10
1.3 Правовые основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего…………………
20
2 Анализ и характеристика формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего в Республике Башкортостан
2.1 Анализ кадрового состава Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан…………………….
34
2.2 Характеристика управленческой деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего…………………………………………………….
37
2.3 Роль и значение деловой репутации при отборе и расстановке государственных и муниципальных служащих с учетом зарубежного опыта
44
3 Проблемы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего
3.1 Совершенствование правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего...………………………………………………………………………
60
3.2 Применение информационных технологий в управлении деловой репутацией государственного и муниципального служащего………………..
65
3.3 Авторская азработккаа методика управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего……………………………...
75
Заключение………………………………………………………………………..
80
Список использованных источников……………………………………………
82
Как видно из таблицы 2.2, служащие с высшим образованием составляют 95 % от численности работников. Но из них по профилю только 61 % (по направлениям «здравоохранение», «государственное и муниципальное управление»). Служащих с высшим образованием в категории «руководители» в процентном соотношении больше, чем в группе «специалисты»: 71 % и 56 % соответственно. Имеются служащие со средне-специальным и средним образованием. Причем специальность «Государственное и муниципальное управление» была определена как профильная нами самостоятельно, так как
Таблица 2.2 Уровень образования и повышения квалификации работников, занимающих должности руководителей и специалистов
Должность руководителя и специалиста по уровням управления | Количество фактически работающих
| Уровень образования
| Количество работников | |||||||
Специалисты с высшим образованием
| Из них по профилю
| Специалисты со средним специальным образованием | Из них по профилю
| Работники со средним образованием
| Из них обучается без отрыва из производства от работы
| Повысивших квалификацию в прошлом году | Повысивших квалификацию в текущем году
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Государственные должности РБ | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | |
Должности государственной гражданской |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
службы- всего в т.ч.: | 56 | 53 | 33 | 2 | 0 | 1 | - | - | - | |
Руководители -всего в т.ч. по группам: |
14 |
14 |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
высшая | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | |
главная | 2 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | |
ведущая | 11 | 11 | 8 | - | - | - | - | 1 | - | |
Специалисты -всего в т.ч. по группам: |
37 |
36 |
20 |
1 |
0 |
- |
- |
- |
- | |
ведущая | 0 | 0 | 0 | - | - | - | - | - | - | |
старшая | 37 | 36 | 20 | 1 | 0 | - | - | 9 | 12 | |
Обеспечивающие специалисты -всего в т.ч. по группам: |
5 |
3 |
3 |
1 |
0 |
1 |
- |
- |
- | |
старшая | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | |
младшая | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | - | - | - |
согласно должностным регламентам государственных служащих в Министерстве здравоохранения РБ почти ко всем главным и ведущим должностям предъявляется такое квалификационное требование, как высшее медицинское образование. В итоге из 57 служащих 33 имеют высшее медицинское образование и лишь 4 имеют высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». Имеются служащие и других специальностей: «Экономика и управление» (16), «Юриспруденция» (7), гуманитарные и социальные науки. На наш взгляд, не допустим такой малый удельный вес специальности «Государственное и муниципальное управление», даже если орган является отраслевым. Необходимо повысить данный показатель хотя бы до показателей остальных специальностей. Желательно, если все должности категории «Руководители» будут иметь помимо медицинского образования и образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Что касается количественного и качественный состав работающих в Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ, то он показан в таблице 2.3.
Для заполнения таблицы использовались данные формы № 2-МС «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы» и № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу работы, образованию и оплате их труда».
Из штатных семидесяти семи должностей муниципальной службы вакантными являются только две. Одна должность из группы «Старшие специалисты» и одна из категории «Младшие специалисты». Как видно, кадровое обеспечение Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ выше, чем в Минздраве РБ, и составляет 97,4 %. Это высокий показатель, означающий более активную кадровую политику в органе муниципального управления.
Таблица 2.3 Количественный и качественный состав работающих в Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ
Наименование должности | Количество должностей | Качественный состав работающих | ||||||||||
по возрасту | по стажу | |||||||||||
штат-ных | вакант- ных | до 30 лет | 30-39 | 40-49 | 50-60 | до 1 года | 1-5 | 5-10 | 10-15 | свыше 15 | ||
Муниципальные должности и должности муниципальной службы- всего в т.ч.: |
77 |
2 |
28 |
19 |
15 |
13 |
|
|
|
|
| |
Глава администрации района | 1 | 0 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
|
| |
Должности муниципальной службы: |
76 |
2 |
28 |
19 |
14 |
13 |
16 |
58 |
|
|
| |
Главные муниципальные должности -всего в т.ч.: |
5 |
0 |
|
1 |
1 |
3 |
1 |
4 |
|
|
| |
Ведущие муниципальные должности –всего в т.ч.: |
1 |
0 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
| |
Старшие муниципальные должности – всего в т.ч.: |
32 |
1 |
3 |
11 |
10 |
7 |
8 |
23 |
|
|
| |
Младшие муниципальные должности – всего в т.ч.: |
38 |
1 |
25 |
7 |
2 |
3 |
7 |
30 |
|
|
| |
Итого | 77 | 2 | 28 | 19 | 15 | 13 |
|
|
|
|
|
Необходимо отметить, что большую возрастную группу составляют служащие до 28 лет. Их доля составляет 37 % или же 28 человек. Второе место занимает возрастная группа от 30 до 39 лет: 25 % или 19 человек. Показатели возрастных групп от 40 до 49, от 50 до 59 составляют примерно по 20 %. Как видно из анализа, здесь наблюдается обратная динамика по сравнению с кадровым составом Министерства здравоохранения РБ. Высокий удельный вес служащих в возрасте до 30 лет говорит о молодом кадровом составе администрации. Это означает, что в администрации теоретически достаточно молодых, креативных специалистов, способных разработать новые пути и способы повышения эффективности деятельности администрации.
Удручает положение в администрации по стажу работы на должностях. Из пяти возможных граф в таблице заполнены всего лишь две: категории «до 1 года» и «от 1 года и до 5 лет». Первое место занимает показатель категории «1-5 лет» - 59 человек, что составляет 79 %. Второе место – в категории «до 1 года» - 16 человек или же 21 %. То есть, в отличие от кадрового обеспечения Министерства здравоохранения РБ, можно проследить зависимость стажа работы на должности от возраста.
Таблица 2.4 Уровень образования и повышения квалификации работников, занимающих должности руководителей и специалистов
Должность руководителя и специалиста по уровням управления | Количество фактически работающих
| Уровень образования
| Количество работников | |||||||
Специалисты с высшим образованием
| Из них по профилю
| Специалисты со средним специальным образованием | Из них по профилю
| Работники со средним образованием
| Из них обучается без отрыва из производства от работы
| Повысивших квалификацию в 2008 г. | Повысивших квалификацию в текущем году
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Муниципаль-ные служащие | 75 | 70 | 53 | 5 | 5 | - | - | 17 | 8 |
Как видно из таблицы 5, служащие с высшим образованием составляют 93 % от численности работников. Из них по профилю – 71 %. Необходимо отметить, что 93 % - относительно высокий показатель, но однако необходимо учитывать, что остальные 7 % работников имеют средне специальное образование. Из этих 7 % на данный момент никто не получает высшее образование. Налицо проблема (как и в Министерстве здравоохранения РБ) – служащие неохотно повышают свой образовательный уровень. По специальностям лидируют группы «Юриспруденция» (16 чел.), «Экономика и управление» (16 чел.), «Гуманитарные и социальные науки» (12 чел.). Специальность «Государственное и муниципальное управление» составляет всего лишь 4 % (3 чел.), то есть находится на одном из последних мест.
Наблюдается средний показатель повышения квалификации. Так, в 2008г. повысило квалификацию 17 служащих от штатной численности администрации, по состоянию на 25 февраля 2009 г. (приложение ??) повысили квалификацию 8 человек.
Таким образом, по результатам проведенного анализа кадрового обеспечения Министерства здравоохранения РБ и Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ можно сделать вывод о том, что, как и региональный, так и муниципальный уровень управления имеет свои минусы в вопросе кадрового состава, которые необходимо устранить в течении ближайшего времени для устойчивой работы как органов власти и управления государственного, так и муниципального уровня.
2.2 Характеристика управленческой деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего
Вся управленческая деятельность по управлению персоналом в вышеуказанных органах возложена на соответствующие органы – отдел кадров Министерства здравоохранения РБ и сектор по работе с кадрами и населением Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ. Деятельность данных структурных подразделений урегулирована нормативно – правовыми актами, положениями и должностными инструкциями соответствующего органа. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровая работа включает в себя:
формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;
ведение трудовых книжек гражданских служащих;
ведение личных дел гражданских служащих;
ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;
организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;
формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
обеспечение должностного роста гражданских служащих.
В то же время в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы такие, как:
назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
повышение квалификации муниципальных служащих;
создание кадрового резерва и его эффективное использование;
оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.
Таким образом, в законодательстве заложены основы деятельности кадровых отделов и служб, как на государственном, так и на муниципальном уровне.
На практике функционирование отдела кадров Минздрава РБ и сектора по работе с кадрами и населением Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ все сводится к обычному документообороту, к первичной обработке и хранению персональных данных государственных и гражданских служащих. А в силу большой загруженности служащих отделов нарушается оперативность введения и своевременного учета информации. Например, необходимо указать огромный негативный показатель в кадровой политике Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ: 50 человек от штатного состава администрации не проходили обучение, переподготовку или повышение квалификации в течение последних 5 лет. Это является огромным минусом в работе кадровой службы. В век интенсивных процессов и технологий полученные знания устаревают за 1,5 лет и неповышение своей квалификации на протяжении 5 лет ставит вопрос о компетентности таких служащих.
Информация о работе Развитие и защита деловой репутации государственного и муниципального служащего