Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:09, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования. При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель – изучить теоретические основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего и дать конкретные рекомендации органам государственной и муниципальной власти и управления по развитию человеческого капитала государственных и муниципальных служащих путем эффективного управления их деловой репутацией.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
рассмотреть понятие, значение и содержание деловой репутации государственного и муниципального служащего;
анализировать систему управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего;
провести анализ правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего;
провести анализ кадрового состава объекта исследования (Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан);
характеристика управленческой деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего;
выявить роль и значение деловой репутации при отборе и расстановке государственных и муниципальных служащих с учетом зарубежного опыта;
внести предложения по совершенствованию правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего;
рекомендовать применение информационных технологий в управлении деловой репутацией государственного и муниципального служащего;
предложить авторскую азработккаа методику системы управления по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего
Введение…………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего
1.1 Понятие, значение и содержание деловой репутации государственного и муниципального служащего……………………………...
6
1.2 Система управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего…………………………………………………….
10
1.3 Правовые основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего…………………
20
2 Анализ и характеристика формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего в Республике Башкортостан
2.1 Анализ кадрового состава Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан…………………….
34
2.2 Характеристика управленческой деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего…………………………………………………….
37
2.3 Роль и значение деловой репутации при отборе и расстановке государственных и муниципальных служащих с учетом зарубежного опыта
44
3 Проблемы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего
3.1 Совершенствование правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего...………………………………………………………………………
60
3.2 Применение информационных технологий в управлении деловой репутацией государственного и муниципального служащего………………..
65
3.3 Авторская азработккаа методика управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего……………………………...
75
Заключение………………………………………………………………………..
80
Список использованных источников……………………………………………
82
В каждой системе управления должны быть выделены соответствующие уровни управления. В системе управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего целесообразно выделить федеральный, региональный и муниципальный уровни. На каждом из этих уровней критерии могут дополняться в соответствии со спецификой области управления. На каждом уровне системы управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего формирование деловой репутации должно начинаться в стенах ВУЗа, где обучается будущий управленец. Заказчики должны непосредственно мониторировать обучение студентов, перед преподавателями и самими студентами должна ставиться задача по формированию своей деловой репутации, должны формироваться новые учебные модули, учебные программы, способствующие формированию и развитию общекультурных, деловых и личностных качеств студентов.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение системы управления деловой репутацией государственного или муниципального служащего – это вся совокупность управленческих воздействий субъекта государственного (муниципального) управления (государственных или муниципальных органов) на управляемый объект – государственного или муниципального служащего с деловой репутацией, подвергаемый государственным (муниципальным) управляющим воздействиям в целях ее формирования, развития и последующей защиты при активном взаимодействии с общественностью.
Данная система управления деловой репутацией государственного или муниципального служащего должна заключать в себе системные характеристики, которые можно классифицировать по группам:
свойства, связанные с целями и функциями:
1. Все управленческие решения субъекта управления системы должны быть однонаправлены или целенаправленны по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего (синергичность).
2. Должен соблюдаться приоритет интересов системы более глобального уровня перед интересами её компонентов, означающее, что для достижения поставленной цели необходимы комплексные, а не разрозненные действия субъекта управления, дающие возможность достичь лишь цели отдельных служащих, в то время как требуется полномасштабное достижение главной цели.
3. Данная система подвергается эффекту мультипликативности, то есть позитивные, и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения. Отсюда следует вывод о том, что необходимо уделять внимание не только положительным, но и отрицательным моментам в управлении деловой репутацией государственного и муниципального служащего.
свойства, связанные со структурой:
1. Система управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего должна быть целостной, состоять из специальных органов управленческого воздействия и объектов воздействия, то есть государственных и муниципальных служащих, обладающих деловой репутацией.
2. Система управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего должна обладать определенной структурой органов, которая, в свою очередь, будет иметь свойство иерархичности. Являются необходимым существование центрального органа, курирующего всю работу по управлению деловой репутацией государственного и муниципального служащего, а также его территориальные органы внутри органов государственной и муниципальной власти и управления.
1.3 Правовые основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего
Как нами было уже отмечено, понятие деловой репутации, в основном, применяется к юридическим лицам, и только изредка к отдельным работникам. Это и понятно, ведь в законодательстве дается понятие деловой репутации только юридических лиц, и никак не физических. Как правило, в законодательстве, да и в научной печати мы сталкиваемся с упоминанием не деловой репутации, а деловых качеств. Под деловыми качествами гражданина понимаются такие качества, которые обеспечивают осуществление им деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей, или его эффективное участие в такой деятельности. Понятно, что от того, какими деловыми качествами обладают государственные и муниципальные служащие, напрямую зависит эффективность управления в данной сфере.
Для того чтобы формировать, развивать и защищать деловую репутацию государственного и муниципального служащего, необходимы соответствующие правовые основы. Правовая основа регулирования складывается из принимаемых в данной области нормативно – правовых актов. Закрепленность в законодательстве, наличие правовой основы для данного явления служит той базой, от которой можно отталкиваться при ее формировании, развитии и защиты. Без эффективной правовой системы невозможно регулировать и управлять ни одним явлением и процессом в обществе. Приведем существующую систему источников правового регулирования понятия деловой репутации государственного и муниципального служащего (рисунок 1.4).
Самым главным законодательным актом на федеральном уровне является Конституция РФ [1]. В соответствии с ней органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать правовые нормы, закрепленные в ней и в других законах; каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени; гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству и т.п. Далее следуют федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О муниципальной службе в Российской Федерации», в которых установлены квалификационные требования при замещении должности государственной или муниципальной службы.
Федеральные источники правового регулирования деловой репутации государственного и муниципального служащего | |||||||
|
| ||||||
Законодательные акты |
|
| Подзаконные акты | ||||
|
| ||||||
Региональные источники правового регулирования деловой репутации государственного и муниципального служащего | |||||||
|
| ||||||
Законодательные акты |
|
| Подзаконные акты | ||||
|
| ||||||
Муниципальные источники правового регулирования деловой репутации государственного и муниципального служащего | |||||||
|
| ||||||
Нормативные акты органов муниципальной власти |
| Нормативные акты муниципальных органов управления | |||||
| |||||||
Локальные источники правового регулирования деловой репутации государственного и муниципального служащего | |||||||
|
|
| |||||
Кодексы чести, делового этикета | |||||||
|
|
| |||||
Индивидуальные источники правового регулирования деловой репутации государственного и муниципального служащего |
Рисунок 1.4 Система источников правого регулирования понятия деловой репутации государственного и муниципального служащего
Квалификационные требования – требования, предъявляемые к работникам, участникам общего дела, участникам торгов. Это показатели соответствия профессиональной деятельности, что предполагает наличие соответствующего профессионального образования, специализации, квалификации и стажа работы, а также профессионализм и компетентность претендента.
К подзаконным актам федерального уровня, касающихся деловой репутации государственного и муниципального служащего, необходимо отнести Указы Президента РФ «Об утверждении положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 23 апреля 2009 года № 441, «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 27 декабря 2004 года № 1603, «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 года № 607, «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 2007 года № 825, а также Постановлением РФ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [??]. В первых двух указах речь идет о том, что при внесении политической партией предложения о кандидатурах учитываются авторитет и деловая репутация предлагаемых кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты консультаций (однако не говорится о том, что представляет собой деловая репутация, каково должно быть ее содержание, количественное выражение). В следующих подзаконных актах утверждены перечни из 30 и 43 показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ. Значение части критериев должна выявляться с помощью опроса населения, поэтому они непосредственно связаны с понятием деловой репутации муниципального служащего, так как, как было уже показано на рисунке 1.2, показатели деловой репутации служащих в совокупности дают представление о деловой репутации самого органа власти и управления. Распоряжением Правительства РФ были разработаны дополнительные показатели эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, введен дополнительный блок «Организация государственного и муниципального управления».
К региональным законодательным актам относятся конституции, уставы, законы субъектов РФ. В Республике Башкортостан это: Конституция РБ от 24 дек. 1993 г. № ВС–22/3, законы Республики Башкортостан «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» от 18 июля 2005 г. № 206 – З, «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» от 16.07.2007 № 453-З. В Конституции РБ, как и в Конституции РФ, установлены основы поведения при выполнении должностных обязанностей государственным и муниципальным служащим. В законах устанавливаются такие же квалификационные требования к должностям государственной гражданской и муниципальной службы. В Кодексе РБ о выборах от 6 декабря 2006 г. № 380-з установлены меры по защите деловой репутации кандидатов в депутаты, а именно: «организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, … обязаны предоставить соответствующему кандидату … возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации» []. К региональным подзаконным актам в данной сфере можно отнести распоряжение Правительства РБ от 21 января 2009 г. № 52-р, где утверждены показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; порядок проведения социологического опроса в городских округах и муниципальных районах Республики Башкортостан; порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; перечень органов исполнительной власти Республики Башкортостан, обеспечивающих мониторинг значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
К локальным источникам правового регулирования деловой репутации государственного и муниципального служащего в первую очередь необходимо отнести кодексы морального поведения. Например, Распоряжением по Министерству внешнеэкономических связей Московской области утвержден Моральный Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих министерства [66]. Кодекс определяет основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать гражданские служащие, независимо от замещаемой должности; этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие и поведение гражданских служащих при осуществлении профессиональной деятельности. В соответствии с ним нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний. Общественной палатой Российской Федерации был разработан проект Кодекса профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих Российской Федерации [62]. К сожалению, данный проект до сих пор еще не рассмотрен и не внесен в Государственную думу РФ.
Информация о работе Развитие и защита деловой репутации государственного и муниципального служащего