Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:09, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования. При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель – изучить теоретические основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего и дать конкретные рекомендации органам государственной и муниципальной власти и управления по развитию человеческого капитала государственных и муниципальных служащих путем эффективного управления их деловой репутацией.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
рассмотреть понятие, значение и содержание деловой репутации государственного и муниципального служащего;
анализировать систему управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего;
провести анализ правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего;
провести анализ кадрового состава объекта исследования (Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан);
характеристика управленческой деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего;
выявить роль и значение деловой репутации при отборе и расстановке государственных и муниципальных служащих с учетом зарубежного опыта;
внести предложения по совершенствованию правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего;
рекомендовать применение информационных технологий в управлении деловой репутацией государственного и муниципального служащего;
предложить авторскую азработккаа методику системы управления по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего
Введение…………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего
1.1 Понятие, значение и содержание деловой репутации государственного и муниципального служащего……………………………...
6
1.2 Система управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего…………………………………………………….
10
1.3 Правовые основы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего…………………
20
2 Анализ и характеристика формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего в Республике Башкортостан
2.1 Анализ кадрового состава Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан…………………….
34
2.2 Характеристика управленческой деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по формированию, развитию и защите деловой репутации государственного и муниципального служащего…………………………………………………….
37
2.3 Роль и значение деловой репутации при отборе и расстановке государственных и муниципальных служащих с учетом зарубежного опыта
44
3 Проблемы формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего
3.1 Совершенствование правовых основ формирования, развития и защиты деловой репутации государственного и муниципального служащего...………………………………………………………………………
60
3.2 Применение информационных технологий в управлении деловой репутацией государственного и муниципального служащего………………..
65
3.3 Авторская азработккаа методика управления деловой репутацией государственного и муниципального служащего……………………………...
75
Заключение………………………………………………………………………..
80
Список использованных источников……………………………………………
82
Структура и содержание дипломного проекта (выпускной квалификационной работы). Дипломный проект состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО
1.1 Понятие, значение и содержание деловой репутации государственного и муниципального служащего
В настоящее время понятию деловая репутация уделяется огромное значение. Различают деловую репутацию юридических и физических лиц (в том числе работников). Категория «деловая репутация» фирм и коммерческих организаций законодательно урегулирована и учитывается в их нематериальных активах. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ потерпевшим признается «…юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации» [7]. В заявлении Правительства РФ за № 983п-п13 и Центрального Банка РФ за № 01-01/1617 от 05.04.2005 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» идет речь недопустимости проникновения в российский банковский сектор капитала юридических лиц, в том числе капитала нерезидентов, с неустойчивым финансовым положением и сомнительной деловой репутацией [10]. Разработаны рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах. В соответствии с этими указаниями принято официальное понятие риска потери деловой репутации и понятие самой деловой репутации кредитной организации [16]. Так называемый гудвилл («доброе имя») юридических лиц является источником их дополнительной прибыли о чем свидетельствуют подзаконные акты о бухгалтерском балансе и по учету нематериальных активов (Приложение А)[12,13,14]. К сожалению, до сих пор в законодательстве не урегулирован вопрос о деловой репутации работника, а также служащих системы государственного и муниципального управления, от которой зависит эффективность государственного и муниципального управления на всех уровнях. Важность этого вопроса обусловлена спецификой ??? государственного и муниципального служащего. Как отмечает Атаманчук Г.В., необходимость признания данного явления обусловлена тем, что:
а) государственными и муниципальными служащими выполняется труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития, в конкретной организации и регулировании общественной жизнедеятельности, сознания, поведения и деятельности миллионов людей;
б) их труд — интеллектуальный, психологически насыщенный, очень ответственный, состоящий в основном в осмыслении сложнейшей управленческой информации и воздействии на людей;
в) во всех их усилиях проявляется государственная власть, придающая им авторитет и должную гарантию;
г) научные знания, искусство и опыт таких людей не создают непосредственно потребительские ценности и не удовлетворяют их;
д) труд, выполняемый персоналом государственного и муниципального управления, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из их субъектов (исполнителей) жесткие требования в смысле подготовки, личностных дарований, поведения и общения с людьми [26].
Такого же смысла содержание государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» (ГОС ВПО) и проекты федеральных образовательных стандартов нового поколения (ФОС ВПО) [????]. В ГОС ВПО приведена квалификационная характеристика выпускника, область и объект его профессиональной деятельности. Государственный и муниципальный служащий в своей деятельности должен обеспечивать эффективное управление объектом управления, участвовать в организации и функционировании системы государственного и муниципального управления, совершенствовать управление в соответствии с тенденциями социально – экономического развития. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются организации и подразделения в сфере государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества. Он должен быть готов к индивидуальному и групповому планированию, эффективной организации работы, рациональному контролю, руководству и мотивации коллектива, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, инновационной деятельности в области управления. Таким образом, к выпускнику предъявляются высокие требования, эффективное выполнение которых требует от специалиста высоких личностных, деловых, общекультурных, моральных и профессиональных знаний, навыков и умений.
Проекты ФОС ВПО разрабатывались Министерством образования и науки РФ и Учебно – методическими объединениями вузов России. В основе данных проектов лежит компетентностный подход к подготовке будущих специалистов, в том числе в системе государственного и муниципального управления. Это предусматривает в свою очередь формулирование требований результатам обучения в виде совокупности компетенций, адекватной потребностям обучающихся, общества, рынка труда и государства в целом. Проведем анализ проектов ФОС ВПО на основе бакалавриата (таблице 1.1).
Из данного анализа следует, что, несмотря на некоторые различия в предлагаемых компетенциях, оба проекта ставят своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем универсальных и профессиональных компетенций, что в свою очередь предполагает наличие общенаучных, социально – личностных, общекультурных, должностных и профильных качеств и достижений. Иными словами, и ГОС ВПО и ФОС ВПО предусматривают подготовку специалистов в сфере государственного и муниципального управления с высокой положительной деловой репутацией.
Таблица 1.1 Анализ проектов ФОС ВПО
Проект ФОС ВПО, разработанный Минобром РФ | Проект ФОС ВПО, разработанный УМО вузов России |
Бакалавр. Универсальные компетенции | |
Общенаучные | |
Владение основами естествознания, социально-экономических, точных и прикладных наук на уровне профессионального применения в сфере управления | Способность изучать специальную литературу и научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области менеджмента |
Владение комплексным представлением современной системы знаний, навыками находить, обрабатывать, понимать и использовать необходимую информацию | Владение навыками философского мышления при анализе и решении проблем, возникающих на современных этапах развития естествознания, социально – экономических наук |
Инструментальные | |
Владение содержанием и реализацией свода прав, обязанностей и ответственности участник исследований и оценки состояния организации и внешней среды | Способность самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии |
Навыки профессионально обосновывать, разрабатывать, корректировать и представлять руководителям, коллегам и контрагентам материалы и предложения по осуществлению и совершенствованию управления | Навыки использования возможностей компьютерного инструментария при формировании и обработке информации |
Владение основами эксплуатации и использования аппаратных комплексов, применения ресурсов современных информационных технологий и программных продуктов в управлении | Владение приемами математического мышления при анализе и решении управленческих и экономических задач |
Социально – личностные и общекультурные | |
Стремление и способность к постоянному совершенствованию личных социально-культурных ресурсов взаимодействия в профессиональной среде и обществе | Использование общекультурных ценностей общества в управлении |
Навыки формирования и поддержания здорового морально-психологического климата, владения формами и методами саморегулирования | Готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде |
Бакалавр. Профессиональные компетенции | |
Должностные | |
Владение ресурсами соблюдения и ответственности за исполнение содержания законодательных актов и подзаконных положений | Владение ресурсами соблюдения и ответственности за исполнение содержания законодательных актов и подзаконных положений |
Знание статуса, типового состава и организационно – функционального содержания должностных функций | Владение приемами оценки эффективности принимаемых решений, проектов |
Готовность целенаправленного конструктивного участия в процессе управления | Готовность целенаправленного конструктивного участия в процессе управления |
Кросс-функциональные и организационные | |
Способность анализировать взаимоотношения с контрагентами и внешними органами управления с целью их оптимизации и развития | Способность анализировать взаимоотношения с контрагентами и внешними органами управления с целью их оптимизации и развития |
Владение основными формами и методами построения профессиональных отношений | Умение организовывать эффективное взаимодействие |
Профильные | |
Владение ресурсами применения современных научных представлений, актуального передового опыта и инновационных разработок | Умение использовать современные методики и инструментарий для эффективного управления |
Устойчивая ориентация на постоянное повышение собственного профессионально – квалификационного уровня, исполнения и развития ключевых компетенций | Умение самостоятельно работать над повышением профессионального уровня выполнения ключевых компетенций управления |
В настоящее время действует порядка 200 федеральных нормативных актов, затрагивающих понятие деловой репутации, но это деловая репутация не физических, а юридических лиц, в большинстве своем кредитных организаций. В региональном законодательстве можно встретить единичные акты, апеллирующие к деловой репутации организации. Например, в Республике Башкортостан наберется не более 2-х десятков таких нормативных актов.
Незакрепленность законодательным образом данного понятия усугубляется его неоднозначной трактовкой в научной литературе. Проведем анализ наиболее распространенных определений, дадим критическую оценку существующим определениям.
В современном экономической словаре под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш. и Стародубцевой Е.Б. дано определение понятия «репутация деловая» - это «мнение о работнике, менеджере, руководителе, сформировавшееся на основе его деловых качеств, практической деятельности» [78].
Значительное внимание репутации работника уделил в своей работе Анисимов А.Л., опираясь на труды Малеиной М.Н., Сергеева А.П., а также материалы из различных словарей. Он отмечает, что «каждому индивиду присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация» [22]. По мнению автора, эти понятия являются органически взаимосвязанными. Понятие чести дифференцированно оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Анисимов А.Л. упоминает о том, что в репутации личности в большей мере проявляются ее деловые качества, чем морально-этические, что репутация человека формируется на основе его поведения и отношения к интересам других людей, общества и государства, складывается на основе его поведения посредством восприятия его облика другими людьми, что может являться источником существенной информации не только о вкусах и привычках, но и о внутренней сущности индивида.
Малеина М.Н. в своей работе подчеркивает, что репутация может быть или положительной, или отрицательной и иметь подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Ею под деловой репутацией понимается совокупность качеств и оценок, «с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области» [61]. Под деловой репутацией следует понимать и те ассоциации, которые вызывает деятельность отдельного гражданина-предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.
Еще до появления термина деловая репутация западный социолог М. Вебер для обоснования построения иерархии социальных ценностей ввел понятие «статусная честь» («статусная репутация», «социальное уважение», «престиж»). Суть данного понятия выражается прежде всего в том, что от всех, кто предполагает следовать ему, ожидается особый образ жизни: та или иная группа индивидов, претендующая на принадлежность к определенному обществу, вырабатывает «должный» стандарт поведения, в соответствии с которым выбирается круг людей для социального общения.
Деловая репутация (или социальный престиж) - это сравнительная оценка социальной значимости индивида, группы людей или социального института, юридического лица, его положения в обществе, закрепленная в общественном мнении.
Таким образом, ученые сходятся во мнении, что под деловой репутацией следует понимать общественную оценку деловых качеств лица, его профессиональных достоинств и недостатков. При этом необходимо определить грань между деловой репутацией и честью и достоинством. Под честью следует понимать общественную оценку человека, а под достоинством – его личную самооценку. При этом, как отмечалось выше, деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной; она, как общественная оценка, формируется в определенной сфере, связанной с профессиональной деятельностью гражданина; деловая репутация складывается не только из личной самооценки лица, но также оценок руководителя, сослуживцев, граждан и иных субъектов, контактирующих с ним. Из этого следует вывод, что методы и способы формирования, развития и защиты деловой репутации работника, в том числе государственного и муниципального служащего обладают особенностями и должны отличаться от методов развития и защиты чести и достоинства. У деловой репутации государственного и муниципального служащего имеются специфические содержание, структура, состав и значение, что должно найти отражение в определении этого термина.
В литературе дается оригинальное определение деловой репутации работника. Под ней понимается представление работодателя, работника, иных связанных с ним лиц о профессионально важных и личностных качествах работника, врожденных и (или) сформированных на прежнем месте работы или учебы, сложившееся в результате оценки этих качеств, основанной на нормативно закрепленных и научно обоснованных методиках [51].
Деловая репутация как достояние государственного и муниципального служащего предполагает наличие у него возможности формировать, обладать, использовать, распоряжаться и защищать принадлежащую ему деловую репутацию по своему усмотрению и в своих интересах либо по соглашению (оговоренному в контракте на замещение должности гражданской или муниципальной службы) путем выполнения функций, а также требовать от работодателя, других работников, иных лиц воздерживаться от посягательств на его деловую репутацию, а в случае совершения таких посягательств, требовать возмещения морального ущерба от потери деловой репутации.
Формирование деловой репутации работника представляет собой возможность создавать таковую путем распространения подтвержденной информации, сведений, способных повлиять на поддержание своего положительного облика в процессе службы, выполнения полномочий, возложенных на служащего государством или муниципальным образованием, что, в конечном счете, служит росту положительной оценки его деловой репутации в глазах работодателя, иных участников системы государственного и муниципального управления.
Информация о работе Развитие и защита деловой репутации государственного и муниципального служащего