Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:16, дипломная работа
Предметом исследования является процесс управления развитием торгового предприятия и возникающие в ходе его осуществления организационно-экономические отношения между участниками хозяйственной деятельности.
Объектом исследования и анализа в дипломной работе является торговое предприятие «ГС «ФЛЭШ».
Основной целью данной работы являет изучение основ торгово-коммерческой деятельности предприятии, которая будет функционировать в рамках общефирменной системы управления предприятием, а также разработка стратегии развития исследуемого предприятия.
Введение………….. 5
1 Роль стратегического управления в современных условиях хозяйствования 9
1.1 Сущность стратегического управления 9
1.2 Основные понятия инновационного развития торгового предприятия
1.3 Стратегия торгового менеджмента, ее содержание и последовательность разработки
1.4 Процесс планирования стратегии. Анализ альтернатив и выбор стратегии
2 Анализ коммерческой деятельности торговой организации «ГС «ФЛЭШ»
2.1 Краткая характеристика предприятия и ее организационная структура
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды 40
2.3 Анализ финансовых показателей деятельности предприятия
2.4 Правовое обеспечение управления торговым предприятием
3 Разработка и реализация стратегии развития торговой организации «ГС «ФЛЭШ»
3.1 Разработка стратегии предприятия
3.2 Реконструкция организационной структуры предприятия и его функционального окружения
3.3 Расширение торговой сети
3.4 Оценка эффективности мероприятий
Заключение……………………………………………………………………………….92
Список использованных источников
Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «НР», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации, также должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
Максимальную опасность для предприятия представляют усиление конкурентов и рост налогов. Исходя из матрицы угроз (таблица 2.9) руководству необходимо в первую очередь организовать разработку мероприятий контролирующих кризисные ситуации, не упуская из поля зрения информацию о конкурентах и поставщиках.
Для устранения слабых сторон предприятию в первую очередь необходимо развивать выполнение маркетинговых функций, повышение эффективности которых позволит в дальнейшем разработать стратегию развития предприятия. Помимо этого, для реализации возможностей предприятию необходимо в первую очередь развивать партнерские отношения и осваивать новые рынки.
В таблице 2.10 представлены формулировка целей, направленных на разрешение проблемных (кризисных) ситуаций, перечень мероприятий по достижению целей, а также критерии достижения целей.
Таблица 2.10 – План ликвидации проблемных ситуаций
Цель комплекса мероприятий | Мероприятия по достижению целей | Критерии достижения целей |
1 | 2 | 3 |
1 Повышение конкурентоспособности для занятия прочного положения на рынке светотехнической продукции с последующим расширением сегментов | 1) проведение анализа рынка, постоянное исследование потребностей потребителей; 2) систематическое обновление ассортимента; 3) проведение политики дифференциации цен; 4) усиление рекламы; 5) повышение активности в сервисном обслуживании | Увеличение продаж и соответственно прибыли |
2 Оптимизация сбытовой политики предприятия | 1) необходимо ввести в штат специалиста по маркетингу; 2) предприятие должно максимально диверсифицировать структуру сбыта (расширение торговой сети) с целью снизить торговый риск, т.е. уменьшить вероятность того, что часть продукции останется нереализованной | Расширение рынков сбыта, формирование потребительского спроса и изменение структуры потребления |
3 Совершенствование системы продаж
| 1) проведение активных маркетинговых мероприятий; 2) разработка продуктовой стратегии; 3) организация рекламной кампании; 4) стимулирование сбыта (формулирование четкой сбытовой политики); 5) предоставление дополнительных услуг (дизайн помещений, доставка, монтаж) | Увеличение продаж, повышение рентабельности продаж, положительный эффект от проведения маркетинговых мероприятий |
Согласно далее представленным основным показателям деятельности предприятия, видно как изменяются: выручка, себестоимость проданных товаров, прибыль от продаж с 2004 года по 2007 год.
Выручка за тот период увеличился на 78 %; себестоимость проданных товаров выросла на 66 %; валовая прибыль увеличилась на 160 %. Самым благоприятным для фирмы был 2005 год – рентабельность продаж в этом году была равна 8,3 %, так как увеличивается валовая прибыль за счет увеличения выручки и снижается себестоимость.
Далее наблюдается снижение рентабельности продаж, потому как в этом году снижается прибыль от продаж, но возрастают коммерческие расходы и себестоимость. В последующие года, рентабельность снижается и в 2007 году она составила 3,8 %, что также связано с увеличением коммерческих расходов в результате открытия нового магазина «Bussy» (таблица 2.11).
Таблица 2.11 – Основные показатели деятельности предприятия
Год | Выручка от продажи товаров, тыс. р. | Себестоимость проданных товаров, тыс. р. | Валовая прибыль, тыс. руб. | Рентабель-ность продаж, % (гр.5: гр.2*100) | ||
Коммерческие расходы | Прибыль от продаж | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2004 | 7751 | 6800 | 670 | 281 | 951 | 3,6 |
2005 | 8067 | 6468 | 932 | 667 | 1599 | 8,3 |
2006 | 8650 | 7051 | 1022 | 577 | 1599 | 6,7 |
2007 | 13811 | 11331 | 1957 | 523 | 2480 | 3,8 |
Темп роста, % | 78 | 66 | 160 | х |
Глядя на приведенную таблицу, видно, что с 2004 года по 2007 год выручка от продаж, валовая выручка, а так же себестоимость закупаемых товаров остаются на одном уровне, так как в стране наблюдается экономическая стабильность, рост инфляции минимален. В 2005 году наблюдается увеличение валовой прибыли за счет увеличения выручки и снижения себестоимости проданных товаров, так же снижения коммерческих расходов.
Но в 2006 году намечается снижение валовой прибыли, так как увеличение выручки не может покрыть увеличившиеся коммерческие расходы и себестоимость проданных товаров, то есть предприятие несет убытки. В 2002 году возрастают коммерческие расходы и себестоимость проданных товаров. Но вместе с этим резко увеличивается выручка до того уровня, который позволяет получить предприятию валовую прибыль.
Руководство предприятия расширяет ассортимент, заключает договора на поставку товара с предприятиями, производящими более качественную продукцию. На данный момент, можно смело сказать, что в целом экономическое положение предприятия устойчивое.
Графически динамику изменения основных финансовых показателей предприятия можно изобразить следующим образом (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Динамика изменения основных финансовых показателей
деятельности предприятия
Динамика рентабельности продаж представлена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 - Динамика рентабельности продаж
Динамика объёма продаж по месяцам представлена в виде таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Динамика объема продаж
В тысячах рублей
Год | Выручка | ||||||||||||
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Итого | |
2004 | 448 | 515 | 642 | 655 | 575 | 465 | 493 | 620 | 695 | 769 | 824 | 1050 | 7751 |
2005 | 525 | 564 | 667 | 637 | 598 | 499 | 484 | 542 | 698 | 815 | 876 | 1162 | 8067 |
2006 | 593 | 614 | 731 | 693 | 628 | 541 | 527 | 543 | 668 | 819 | 949 | 1347 | 8650 |
2007 | 825 | 956 | 1189 | 1245 | 1144 | 960 | 942 | 1065 | 1116 | 1194 | 1425 | 1750 | 13811 |
Размер выручки за 2007 год превышает размеры выручек за предыдущие года. На увеличение выручки в 2007 году повлияли маркетинговые мероприятия, стимулирующие сбыт, проведенные в магазинах торговой сети:
в феврале с 1 по 28 число ко Дню Святого Валентина покупателям была предоставлена скидка на настольные лампы и бра в размере 5 %;
в марте с 1 по 31 число покупателя была предоставлена возможность сделать подарок, купив хрустальную люстру с 5 % скидкой. Акция была посвящена Международному женскому Дню;
в октябре к своему юбилею магазин предоставил своим клиентам скидку 5 % на аксессуары для кухни и ванной комнаты;
с 15 декабря в магазине действовала предпраздничная скидка на все группы товаров в размере 5 %.
На приведенной ниже диаграмме (рисунок 2.7) отражено изменение выручки от продаж за анализируемый период.
Рисунок 2.7 – Динамика объема продаж
График демонстрирует нам в феврале – марте небольшой подъём. Далее наблюдается спад. Самая критическая точка приходится на июль месяц. Этому есть свои причины – большая часть населения отправляется на отдых. Поэтому в летние месяцы резко сокращается число клиентов.
Увеличение объёма продаж намечается в августе – сентябре. Большая часть населения в данный момент занята вопросом подготовки к учебному году. Поэтому, магазин предлагает покупателям настольные лампы. В этот период отмечается увеличение потока покупателей. Далее в декабре каждый год наблюдается резкое увеличение объемов продаж, покупатели охотно приобретают люстры к Новому году.
На увеличение размера выручки так же влияет увеличение ассортимента товара. С 2004-2005 гг. ввели новые группы товаров – аксессуары для ванной и кухни и хозтовары, которые в настоящее время пользуются большой популярностью среди покупателей.
Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений социальной политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют торговую деятельность предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию (патентованию) торговой деятельности; законодательное обеспечение защиты прав потребителей; регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети; требования обеспечения охраны окружающей среды; налоговое регулирование; регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие.
Правила осуществления хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей устанавливаются в соответствии с Федеральными законами и представлены указами, положениями и различными инструкциями.
В России малое предпринимательство получило развитие после принятия в 1991 г. закона о собственности, который предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных видах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.). Этим законом определены субъекты малого предпринимательства, которыми являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации. Указанным выше законом предусмотрены также критерии, отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, а также инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства.
С 1998 г. Госкомстатом России введены в действие новые формы текущего статистического наблюдения за деятельностью торговых предприятий. К ним относятся следующие документы:
- форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» состоит из двух разделов: общие экономические показатели; производство и отгрузка по видам продукции (работ, услуг);
- форма № П-2 «Сведения об инвестициях» представляется предприятиями торговли, осуществляющими инвестирование или получившими инвестиции от других юридических лиц;
- форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» содержит три раздела: показатели финансового состояния и расчетов, доходы и расходы, активы организации;
- форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» содержит данные о среднесписочной численности работников каждого предприятия торговли;
Развитие малого бизнеса, особенно в торговле, потребовало решения проблемы отчетности малых предприятий. Данные предприятия отчитываются по минимальному количеству форм статистической отчетности с содержанием ограниченного круга показателей. Субъекты малого предпринимательства по формам № П-1, П-2 и П-4 подлежат ежеквартальному статистическому наблюдению.
Постановлением Госкомстата России от 9 сентября 2003 г. № 82 утверждена новая форма федерального государственного наблюдения за деятельностью малых предприятий «Сведения об основных показателях малого предприятия». В данной форме предприятия торговли, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, отражают статистические данные о численности работников и начисленной им заработной плате, производстве и отгрузке продукции.
Информация о работе Разработка стратегии развития торговой организации