Разработка стратегии развития торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования является процесс управления развитием торгового предприятия и возникающие в ходе его осуществления организационно-экономические отношения между участниками хозяйственной деятельности.
Объектом исследования и анализа в дипломной работе является торговое предприятие «ГС «ФЛЭШ».
Основной целью данной работы являет изучение основ торгово-коммерческой деятельности предприятии, которая будет функционировать в рамках общефирменной системы управления предприятием, а также разработка стратегии развития исследуемого предприятия.

Содержание

Введение………….. 5
1 Роль стратегического управления в современных условиях хозяйствования 9
1.1 Сущность стратегического управления 9
1.2 Основные понятия инновационного развития торгового предприятия
1.3 Стратегия торгового менеджмента, ее содержание и последовательность разработки
1.4 Процесс планирования стратегии. Анализ альтернатив и выбор стратегии
2 Анализ коммерческой деятельности торговой организации «ГС «ФЛЭШ»
2.1 Краткая характеристика предприятия и ее организационная структура
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды 40
2.3 Анализ финансовых показателей деятельности предприятия
2.4 Правовое обеспечение управления торговым предприятием
3 Разработка и реализация стратегии развития торговой организации «ГС «ФЛЭШ»
3.1 Разработка стратегии предприятия
3.2 Реконструкция организационной структуры предприятия и его функционального окружения
3.3 Расширение торговой сети
3.4 Оценка эффективности мероприятий
Заключение……………………………………………………………………………….92
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Диплом стратегия развития торгового предприятия.doc

— 4.17 Мб (Скачать)

Этот потенциал со­стоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; из произведенной продукции и услуг, из на­бора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей. Важно заметить, что не всякая продукция и услуги организации могут быть включены в ее потенци­ал, а лишь те, которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности. Это означает, что продукция фирмы создана на базе новых перспективных технологий, обладает отличительными особен­ностями и будет пользоваться спросом на рынке.

Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечиваю­щие чувствительность организации к переменам во внешней среде. В предпринимательской организации это предполагает наличие способ­ности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, техноло­гий, организационных изменений. Потенциал организации и страте­гические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

Архитектонику организации составляют:

-         технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;

-         оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;

-         уровень организации производства;

-         структура власти, распределение должностных функций и полно­мочий принимать решения;

-         организационные задачи отдельных групп и лиц;

-         внутренние коммуникации и процедуры;

-         организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.

Качество персонала определяется:

-         отношением к изменениям;

-         профессиональной квалификацией и мастерством в проектирова­нии, анализе рынка и т. п.;

-         умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности;

-         умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений;

-         мотивацией участия в стратегической деятельности и способнос­тью преодолевать сопротивление.

Таким образом, деятельность по стратегическому управлению на­правлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющих­ся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающий­ся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать органи­зационную архитектонику, способствующую стратегическим измене­ниям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегичес­кие изменения в жизнь.

В отличие от стратегического оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руково­дитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал фирмы в реальную прибыль. Его задачи включают опреде­ление общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль, как руководителей, так и исполнителей в рамках организации. Как стратегическое, так и оперативное управление для нормаль­ного функционирования предполагают создание и поддержание оп­ределенной организационной архитектоники, подбора и воспитания кадров. Однако, эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гиб­кой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устой­чива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменени­ям, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением но­вых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, ком­петентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.

Обобщим основные моменты изложенного выше. Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности - стратегическое управление, свя­занное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стра­тегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей сте­пени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпри­нимательский, и приростный стили организационного поведения.

 

 

1.2 Основные понятия инновационного развития торгового предприятия

 

Современные экономические условия хозяйствования и необходимость достижения намеченных результатов при минимизации трудовых и финансовых потерь требуют разработки нового подхода к организации деятельности торговых предприятий с точки зрения рационализации и оптимизации процесса управления их развитием.

Инновационное развитие торгового предприятия, обеспечение его нормального функционирования невозможно без организации четкой, продуманной, всесторонне обоснованной работы по достижению намеченных целей и задач деятельности. Это находит отражение в подготовке и принятии управленческих решений и коммуникаций, направленных на постановку целей и задач, которые преследует торговое предприятие.

По своему содержанию наибольший вес в управлении развитием занимает планирование социально-экономических процессов деятельности торгового предприятия. Планирование в аспекте развития представляет собой органически неразрывный структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, обеспечивающей непрерывное вариативное протекание всех регулируемых процессов.

В классическом понимании инновационное развитие - это специфическая форма практики людей, позволяющая подготовить приоритетные варианты управленческих решений по переходу торгового предприятия из одной позиции на потребительском рынке в другую, более перспективную [59]. При этом приоритетные варианты управленческих решений готовятся в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении оптимального варианта будущего развития. Фактически инновационное развитие - это методическая основа формирования стратегий управления торговым предприятием.

С экономической точки зрения инновационное развитие - это процесс практической деятельности по преумножению во времени ресурсного потенциала торгового предприятия. Понимание термина «инновационное развитие» с позиций поливариативности управления экономическими процессами позволяет нам его расширить, и включить в его содержание факторы адаптивного характера, позволяющие повысить способность торгового предприятия предвидеть изменения внешней и внутренней среды его функционирования за счет временной и органичной увязки намеченных целей с объемом и структурой ресурсов.

С практической точки зрения, родоначальник научной организации труда Ф.Тейлор определил инновационное развитие как процесс временной детерминации целей и задач, а также способов достижения этих целей. «Целенаправленная деятельность человека проявляется в том, что он имеет способ и метод действия: цель, средства, план и порядок работы, а также определенные критерии для оценки результатов своей деятельности. Инновационное развитие - это то, следуя чему можно получить результат» [72]. Инновационное развитие торгового предприятия - это методология его поступательного движения, обеспечивающая реорганизацию и перестройку его внутренней среды для соответствия внешним экономическим, и политическим условиям хозяйствования. Значимость управления развитием состоит не в том, чтобы научиться обходить трудности и проблемы, а в том, чтобы не создавать их себе самостоятельно, противопоставлять им методику адаптивности и поливариативности систем управления.

Обобщая концептуальное и практическое понимание термина «инновационное развитие», учитывая его функции, сформулируем его содержание для торгового предприятия, отвечающее критериям достаточности и объективности изложения.

Инновационное развитие торгового предприятия - это:

1              Определение текущей и перспективной позиции (миссии) торгового предприятия на рынке и обоснование комплекса направлений ее развития и функционирования.

2              Временная детерминация принципов, методов и способов деятельности, которыми руководствуются в работе и которые определяют культуру внутренней среды торгового предприятия.

3              Постановка целей, задач и долгосрочных направлений развития торгового предприятия. Определение параметров эффективности, которые характеризуют сейчас и будут характеризовать через несколько лет результаты деятельности торгового предприятия.

4              Формализация стратегии развития торгового предприятия, условий ее изменения, способов достижения заданных параметров эффективности;

5              Построение системы четко зафиксированных во времени тактических и операционных планов развития торгового предприятия, обеспечивающих создание условий, необходимых для реализации стратегии.

Особенность данного определения состоит в том, что оно позволяет понять функциональную зависимость между целями торгового предприятия и результатами, которые оно предполагает достичь. Органичная увязка намеченных целей с результатами, вернее с объемом и структурой ресурсов, затраченных на их достижение, показывает основные направления использования возможностей стратегического роста (специализация), а также возможности использования синергического эффекта (диверсификация) [59].

Приняв решение о функциональном характере своего развития, торговое предприятие связывает свою судьбу с жизненным циклом конкретных продуктов, и становится в прямую зависимость от потенциала спроса на данные товары, их конкурентоспособность и иные ключевые факторы успеха. Зная тенденции развития продукта с точки зрения становления его технологического и конкурентоспособного потенциала, торговое предприятие сможет спрогнозировать для себя динамику своих будущих результатов, увязав воедино рост объема продаж с ростом прибыли и уровнем риска.

Горизонт планирования для торгового предприятия в рамках инновационного развития - это поливариативность планирования, его диверсификация на различные временные интервалы. Его отличительными чертами становится то, что оно позволяет:

-               выделить стратегические, тактические и операционные вопросы развития;

-               придать большую достоверность и эффективность управлению развитием за счет точного определения объектов принятия плановых решений.

Инновационное развитие торгового предприятия нацеливается на определение перспектив его функционального развития с точки зрения определения технологий его деятельности и методик организационно-структурного поведения.

Объекты принятия плановых решений о развитии торгового предприятия можно объединить под четырьмя названиями: цели, стратегии, структуры и функциональные операции.

Решения о развитии торгового предприятия, в зависимости от масштаба вызываемых ими изменений можно разграничить на улучшающие (касающиеся деятельностного потенциала торгового предприятия), инновативные (касающиеся конкурентного потенциала целевого рыночного сегмента) и поддерживающие (затрагивающие вопросы оптимизации технического и качественного потенциала продукта).

Как уже было сказано выше, основную роль в формировании механизмов управления развитием играет планирование. Рассмотрим в этой связи понятие «планирование развития». Под «планированием развития» будем понимать обусловленный определенным воздействием внешних и (или) внутренних факторов комплекс методических приемов организационного, управленческого и финансового характера, которые следует применить на торговом предприятии с целью нормализовать, упрочить ее рыночную позицию и реализовать стратегические цели. Планирование развития позволяет интегрировано рассматривать межфирменные отношения, формально объединяя их в планы проекты, а содержательно дифференцируя по комплексам операционно-хозяйственных взаимодействий.

Чем больше экономических интересов у торгового предприятия (например, широкий ассортимент товаров для нескольких покупательских сегментов), тем выше внешний конкурентный потенциал развития. Формирование стратегий в аспекте правильного понимания термина «планирование развития» требует адекватного построения товарно-денежных взаимодействий торгового предприятия. Это возможно только в случае определенной финансовой и иной ресурсной (товарной и информационной) централизации с тем, чтобы обеспечить достаточную мотивацию к реализации экономических интересов в условиях нестабильности рынка и высокой конкуренции.

Решения в области планирования развития - это не только решения о специализации или диверсификации, но еще и решения о реорганизации внутрифирменных отношений с целью их наибольшей оптимизации и рационализации. Качественное обеспечение сделанного относится к области «стратегии развития».

Современные стратегии развития - это методология поступательного движения торгового предприятия в условиях» ограниченности ее ресурсного потенциала, динамичности рыночной среды, приводящей к риску инноваций и неопределенности, а также в условиях необходимости реализации синергического эффекта от объединения комплекса экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Разработка стратегии развития торговой организации